Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Суббота, 28.06.2025, 18:31 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

У страданий есть "будущее"
Откуда берутся страдания? Откуда катастрофы, землетрясения, несчастья, наводнения, голод, муки невинных детей? Откуда в мир приходят беды, слезы, беспокойство и страх, наконец, смерть? Как часто можно слышать: "Не могу верить в Бога, если Он допускает такое…” И действительно, как соотнести все эти беды и страдания с Божьей любовью? Мир сотворен Богом, так разве не Он за все отвечает?

Мало сказать, что человек сам вызывает зло в мире тем, что поворачивается спиной к Божьей воле. После сказанного опять возникает много сомнений и противоречий: зачем Бог предоставил нам эту ужасную свободу грешить? Разве Он не несет долю вины за ее последствия, то есть за зло? Даровать такую свободу человеку, чтобы он сам выбирал между добром и злом, было рискованно, но без этого риска человек вряд ли стал чем-либо иным, нежели безвольным инструментом. Бог желает человеку величия. Вправе ли мы жаловаться поэтому на Божью любовь? Ведь величие всегда таит в себе угрозу. Бог не хочет зла, но отваживается сотворить человека настолько великим, ибо Он уверен, что Его любовь обратит зло в добро, что вопреки всему Он приведет Свой замысел мироздания к хорошему концу.
Прежде чем обратиться к высказываниям Библии по данному вопросу давайте попробуем чисто по-человечески поразмышлять о смысле страдания.
Страдание может очищать. Тот, кто не испытал на своем пути ударов судьбы, тот не узнал этой жизни в ее полноте. Страдание часто открывает суть вещей и позволяет заглянуть глубже, за их пределы.
Страдание может сделать человека зрелым (но может, конечно, и сокрушить его). Любой из нас встречал людей, отмеченных страданием, например, незрячего, перед душевным величием которого мы казались себе ничтожными и жалкими. Возникает вопрос: почему очищение должно протекать столь болезненно?
Боль может предупреждать, указывать на болезнь. Если болезнь благодаря боли выявлена своевременно, ее можно в некоторых случаях излечить. В этом смысле боль служит жизни, из страдания порой рождается нечто доброе. Но наш вопрос - "А нельзя ли по-другому?” - так и не разрешился. С такими рассуждениями далеко мы не продвинемся. Давайте же посмотрим, что говорит о страдании Библия и как относился к нему Христос?
Многие спонтанно связывают страдание с грехом, считая его наказанием. Родители часто грозят своим малышам: "Если не будешь слушаться, Боженька тебя накажет…”. В Ветхом Завете действительно страдание считается наказанием за – возможно скрытую – вину. В Новом Завете, однако, это мнение не подтверждается. Когда ученики увидели шедшего мимо незрячего человека, они спросили: "Кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым?” Иисус отвечал: "Не согрешил ни он, ни родители его” (Ин 9, 2). Соединение греха со страданием не так уж обязательно. Грех наказывает себя сам – тем, что разрушает правильный порядок вещей. В этом глубоком смысле и в Новом Завете человеческий грех связывается со страданием так же, как и в Ветхом (ср. Рим 5, 12). Мы уже говорили о том, что вследствие греха мир становится хуже. Трагизмом отрицания отмечен не только человек, но и окружающий его мир. Бог – первопричина всех вещей, и наше "нет”, сказанное Богу, сотрясает основы всего сущего, потому и обладает разрушительной силой.
Следует признать, что Библия не говорит прямо, откуда приходит зло. Ей важно сделать акцент на том, что Бог не хочет страданий и зла, но лишь добра и блага. Христос как Искупитель, "Спаситель” приходит именно к больным и грешникам, чтобы начать Свое спасительное дело там, где оно нужнее всего. Встречая страдания и смерть, Он часто проявляет сочувствие (ср. Лк 7, 13), сострадает. Он изо всех сил противостоит злу и страданиям. Исходя из того, что во Христе мы встречаемся с Отцом Небесным, надо сделать вывод: Божье "допущение” вовсе не означает равнодушное наблюдение. Напротив, Бог делает все для того, чтобы уничтожить страдание. А мы должны содействовать Ему в этом.
Вот мы постепенно пришли к выводу, который важнее любого "объяснения”. Если мы обречены на страдание, от объяснений нам не станет легче. Мы нуждаемся в обретении некоего смысла страдания, нуждаемся в надежде. И тут Библия указывает нам: Бог в Своей вести не отвечает на вопрос, откуда берется страдание – Он принимает его на Себя. Он не беспомощен по отношению к страданию, не допустит, чтобы оно возникло ни с того ни с сего. Бог как бы берет в услужение болезненное страдание и все зло, чтобы наперекор ему достичь своей цели, нового сотворения. Мир еще не готов. Очевидно, человек обязан помочь его завершению. Вот каким образом Бог борется со злом и страданием.
Бог не бездействует. Он совершает самый отважный изо всех возможных поступков и вновь проявляет Себя в нем как "Любовь”. Он приходит в наш поврежденный грехом мир, через Сына берет на Себя тяжесть сложившегося положения, становится одним из нас, принимает смерть за нас. В Человеке Иисусе "нет”, сказанное Богу, вновь превращается в "да”. Пусть человек покинул Бога, но Бог не покидал человека. Более того, Он взял страдание мира на Себя и сделал его собственной судьбой. То, что произошло через Христа, не было простым "улучшением” нашего бытия. Тут Бог затронул сам корень зла – грех – и положил новое начало: страх и смерть – не последнее слово христианского благовествования. Божья любовь сильнее вины, сильнее страдания и смерти. После смерти Иисуса в Страстную Пятницу следует Его Воскресение. Христос жив - и тем преодолена наша собственная смерть.
Однако страдание не перестает быть страданием, а смерть – смертью. Но теперь и у страдания и у смерти есть "будущее”. Это больше не символы роковой безнадежности, они помогают спастись и знаменуют начало новой жизни. Крест Иисуса – до тех пор отрицательный символ бессмысленной смерти – становится знаком плюс перед скобками, в которых заключена вся наша жизнь. Отождествляя себя со Христом в смерти, мы обретаем новое начало – подобно тому, как пшеничное зерно должно сначала "умереть”, чтобы затем принести в сто раз больший урожай (ср. Ин 12, 24). Лишь одновременно охватывая взглядом то, что есть и что будет, и понимая, что наша земная жизнь – только часть целой жизни, предначертанной нам Богом, мы способны вытерпеть страдание. Ибо "нынешнее страдание нельзя сравнить с великолепием, которое будет явлено нам”. Нам следует быть более прозорливыми, чтобы заглянуть за пределы смерти. При таком целостном взгляде отдельные детали обретут свой смысл. Так христианин находит веру в то, что зло, в конце концов, обратится в добро. Принимая во внимание все взаимосвязи, он убежден, что Бог приведет Свое творение и, в том числе, человека все-таки к хорошему концу. Таким образом, верующий переходит от бескрайнего отчаяния к безграничному доверию, он уже не ищет объяснений, но лишь надеется и верит: Бог не против нас, Он – наша защита.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (24.03.2011)
Просмотров: 1182 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1024

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0