Праздник живых
Что есть смерть тех, кого мы любим, и наша собственная смерть: драматический и вызывающий негодования конец или, по выражению святой Терезы Младенца Иисуса, "вход в жизнь"? Я знаю, что многие из нас ищут ответа на этот вопрос, сомневаются и, как бы то ни было, страдают. Сегодня я не хотел бы осушать слезы - Сам Иисус плакал. Я лишь хотел бы, чтобы плачущие не плакали более "подобно не имеющим надежды".
Священное Писание говорит нам, что наши умершие живы. Вы можете возразить: "Я верю в это, но я видел смерть своих близких, и я вижу, что их больше нет в живых. В этом мое страдание". Это правда. Мы хотим видеть тех, кого любим, мы хотим прикасаться к ним, целовать их и обнимать, а обнять можно только тело. Но разве вы любили только тело? Зрение и осязание обманывают нас, сердце же обмануть не может. Лишь оно способно проникнуть "на ту сторону" к тем, кого мы любим. Однажды меня позвали к умирающему старику, лицо которого было обезображено и искажено болезнью и страданием. Я видел, как его жена, склонившись над ним, гладила его и шептала нежные слова: "Ты такой прекрасный, любимый мой, - говорила она, - ты такой прекрасный". Я был смущен. Я говорил себе: как можно быть до такой степени слепой?.. Любовь слепа! Тем временем произошло нечто невероятное. Под влиянием ласк старик открыл глаза, и на его лице появилась вымученная, нерешительная улыбка. Он долго смотрел на свою жену. Она смотрела на него. Это было удивительное общение. Тогда его лицо расцвело, как солнце, внезапно возникшее из-за туч после бури. Я видел это собственными глазами. Я увидел то, что видела она. Этот "безобразный старик" действительно был прекрасен. Она была права. Нет, любовь отнюдь не слепа. Наоборот, любовь позволяет видеть то, чего не видят другие. Эта женщина, ведомая своей любовью, за покрытым глубокими морщинами и мокрым от пота лицом увидела "кого-то". Она увидела кого-то по ту сторону тела: кого-то единственного, кого она питала своей любовью и кто отвечал ей тем же; кого-то, кто не мог умереть, даже если его тело на ее глазах мало-помалу разрушалось, чтобы в конце концов окончательно исчезнуть.
Если то, что в человеке существенно, не может умереть, тогда что же такое смерть? Истинная смерть может корениться уже в нашей жизни. Смерть наступает не тогда, когда мы перестаем жить, но тогда, когда мы перестаем любить. "Истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, не умрет вовек", - говорит Иисус, а святой Павел уточняет: "Человеком грех вошел в мир, и грехом смерть". Пребывая в любви, как того требует Иисус Христос, мы будем жить вечно. Не правы те, кто думает, будто жизнь вечная начинается лишь по окончании земной жизни, подобно последней ступени ракеты, запущенной в космос, которая начинает кружить по орбите лишь после того, как от нее отпадут другие ступени. Жизнь вечная уже здесь, посреди нас. "Всякий, кто соединен со Христом, - говорит святой Павел, - уже совоскрес с Ним и сидит с Ним на небесах" (ср. Кол 2, 12; Еф 2, 6). Жизнь вечная не есть нечто, приходящее на смену нашей нынешней жизни. Это просто наша повседневная жизнь, переживаемая во Христе, которая окончательно расцветет, когда все наше существо будет проникнуто любовью и принесет плод, зерном которого оно было. Тогда исполнятся обетования любви. Во Христе воскресшем мы преодолеем всякое одиночество; долгие поиски наших близких увенчаются полным единством с ними, единством, для которого тело уже не будет препятствием, и мы целиком предадимся радости любви. Небо - это все любящие во Христе по образу Пресвятой Троицы.
Будучи христианинами, мы веруем в жизнь Христа в глубине нашей жизни. Но мы хотели бы видеть. А это невозможно! Святой Павел еще раз повторяет нам: "Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол 3, 3-4). Будучи христианами, мы веруем, что наши умершие живы и что мы сами будем жить вечно. Но мы хотели бы иметь об этом какое-то представление. А это невообразимо! Так ребенок, пребывающий в темноте материнского лона, не может представить себе, что завтра он увидит свет и с радостью прочтет в глазах своей матери: он любим. Правда, чтобы достичь этой жизни, он должен пройти через смерть. Коринфянам, которые спрашивали, в каком теле мы будем жить в вечности, святой Павел отвечал: "Безрассудные! Разве зерна, которые вы сеете, дают вам представление о жатве? Сеется тело чувственное, восстает тело духовное" (ср. 1 Кор 15, 36-44), т.е. тело преображенное, полностью преданное Духу, подобно тому как матовая и темная лампочка становится прозрачной и сияющей, когда она проникнута светом.
Друзья мои, сегодня многие люди отправятся на кладбище. Для одних это будет шаг, исполненный спокойной и глубокой веры, для других - трудный и болезненный шаг во тьму сомнений. Но для всех нас это будет непрестанно повторяемая попытка установить связь с теми, кто находится вне досягаемости наших глаз и губ. Действительно ли мы можем встретиться с нашими умершими на кладбище? Нет. Их тела соединились с землей, из которой они произошли, так же, впрочем, как тела и тела многих из нас ежедневно возвращаются в кормившую их землю. Мы можем соединиться с нашими умершими только соединяясь со Христом. Наши умершие живы, но живы лишь в Нем, великом Победителе смерти. Только в Нем мы можем быть рядом с ними, только в Нем они могут быть рядом с нами, только в Нем они могут вкушать плоды нашей любви, а мы - плоды их любви. Конечно, физическое отсутствие тех, кого мы любим, причиняет нам боль, а для некоторых оно почти невыносимо, но изо всех сил своей веры я хотел бы сказать, что это отсутствие не может быть препятствием для встречи и соединения. Позвольте мне привести еще один пример. Я помню, как вскоре после войны одна супружеская пара попросила меня прийти и помочь им. Их любовь таяла на глазах. Когда я пришел, состоялся тяжелый разговор, полный упреков и слез. Внезапно жена схватила своего мужа за руку, крепко стиснула ее и, глядя на него с выражением боли, воскликнула: "Яков, мы были более единодушны, когда ты был в тюрьме, там...!" Это была правда. В тот день они соприкасались, но были далеко, очень далеко друг от друга. Вот до какой степени истинно то, что людей разделяет недостаток любви, а не расстояние или даже смерть.
Друзья мои, в конце я рискну сказать: если сегодня вы соединены со Христом более, чем вчера, если вы более полно живете Его любовью, то вы более близки к вашим умершим, чем если бы вы держали их в своих объятьях. Ибо все: мы, странствующие на земле, и предварившие нас в пути, все мы - члены одного тела, которое животворит единая жизнь воскресшего Христа, и только любовь может быть мерой глубины нашего единства с Ним и с нашими братьями. Итак, друзья мои, не плачьте подобно не имеющим надежды!о.Михаил Кауст
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (24.03.2011)
|
Просмотров: 785
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|