"И приступили фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: "будет ведро, потому что небо красно"; и поутру: "сегодня ненастье, потому что небо багрово". Лицемеры! различать лице неба вы умеете; а знамений времен не можете? Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел." Мф 16, 1-4. Иногда Христос творит чудеса без всякой просьбы. Он видит несчастье, и этого Ему достаточно. Он умножает хлеба в пустыне, потому что Ему жаль людей; Он воскрешает юношу, так как Ему жаль плачущую мать. Но бывают ситуации, когда Он велит просить так, как Его просила сирофиникиянка, Иаир или сотник из Капернаума. Бывает также, что от Него тщетно просят или требуют чуда. Мы как раз прочитали, как Он отвернулся от фарисеев, которые хотели видеть знамение с неба.
Чтобы понять причину такого разного поведения, нужно уяснить, что каждым Своим поступком Христос что-то хочет нам сказать. Чудесами, сотворенными из сочувствия, Он показывает, что действительно является человеком, Который глубоко сопереживает любым человеческим невзгодам. Чудесами, вызванными просьбой, когда от просящего требуется вера, Он ясно показывает, что является Богом.
А в том случае, когда Он отвергает просьбу о чуде, Христос хочет сказать фарисеям прошедших и будущих времен о том, что Он не будет совершать чудо там, где оно не повлияет на дальнейшую жизнь, где оно не пробудит веры в Его Божественную миссию. Он пришел в мир не для того, чтобы было еще одной сенсацией больше. Он будет молчать перед фарисеями, когда Его, прибитого к Кресту, будут искушать: "Сойди... и уверуем в Тебя!" Он останется на Своем месте и этим подаст им еще один, последний знак, который бы мог их спасти - знак Ионы, знак пророка, посланного Богом провозглашать покаяние и обращение, который для спасения других был брошен в море и после трех дней пребывания во чреве кита спас Ниневию.
Трехдневное пребывание Христа во гробе и Его Воскресение должны были быть для фарисеев последним знаком того, что Христос был человеком, - ведь Он умер, - но также и знаком того, что Он был Богом, так как воскрес. А это должно быть достаточной причиной для покаяния и обращения, которого Он требовал от всех.
То, чего Господь не сделал для Своей защиты, Он не сделает и для защиты нас. Поэтому бессмысленно просить Его послать чудесную молнию с неба на тех, кто Его оскорбляет и преследует в нас. Столь же бессмысленно просить Его об исполнении других наших желаний. Если бы Он удовлетворял все наши нужды, мы бы служили Ему из страха или ради выгоды, а не по любви...
А кроме того, кто знает, оказались бы эффективными эти сверхъестественные меры или нет. Да, чудо и им продемонстрирует, что Тот, Кто его совершает, является Богом, но кто таким людям докажет, что все произошедшее - чудо?
Чудесное знамение, событие - всего лишь опора для веры, которая уже есть, но оно не может служить пробуждению веры. Тысячи чудес не заставят поверить в Бога того, кто Ему противится, как фарисеи. Поэтому пустая трата времени - находиться возле них и давать им свое свидетельство. Также вовсе не обязательно, чтобы незримый Бог постоянно принимал какой-либо видимый облик, чтобы Он всем нам являлся. Мы должны облечься, согласно св. Павлу, в Иисуса Христа.
Но разве Он не может для укрепления нашей веры что-нибудь совершить? Не надо волноваться. Время от времени он это делает. Однако не надо ждать чудес больших, нежели Воплощение, Его смерть и Воскресение, Евхаристия и Церковь. Если они не укрепляют нашу веру, ее уже ничто не укрепит. Такова наша природа. Отец Пио со своими стигматами для нас значит больше, чем живой Христос с пронзенными руками и боком на нашем алтаре... Вероятно, потому, что первое явление не требует от нас такой перемены жизни, как второе. А ведь чудеса нужны прежде всего для того, чтобы изменять нас, чтобы приводить нас к исправлению.
Так почему же во времена первой Церкви происходило намного больше чудес, чем теперь? Это остается неясным, хотя похоже, что сегодня в Церкви намного больше фарисеев, чем прежде, а для них Христос чудес не совершает.
В нас нет веры, и потому нам не кажется чем-то необыкновенным, что Бог каждый день заботится о нас, что из земли прорастает трава, что бегают муравьи, что живет птица, хотя она не сеет и не жнет, что лилия превосходит по красоте Соломона, хотя не прядет и не ткет.
Нам бы понравилось, если бы муравей запел, если бы лилия заговорила, как заколдованная царица из детской сказки. Но, дорогие мои, Христос - не волшебник, и Его явление не имеет ничего общего с цирком. Он - Спаситель, и все, что Он нам явил - а явил Он нам очень многое, - должно направлять нас к перемене образа жизни, к метанойе, должно вести нас к полной и величайшей перемене, к чуду нашего воскресения.
Если об этом чуде мы будем искренне просить, Христос наверняка когда-нибудь его совершит.
|