
Друзья мои, кто из вас не открывал для себя - впервые или вновь - кого-нибудь из окружающих вас людей? В один прекрасный день вы с разочарованием или с восхищением восклицали: "Наконец-то я увидел его истинное лицо!" Иногда, если какое-то событие делало возможным это внезапное открытие, вы добавляли: "Он просто преобразился!" ГДЕ ЖЕ ИСТИННОЕ ЛИЦО? Только немногие ходят с открытым лицом. Только немногие открывают лицо своей души. Почему же столь многочисленны мы, прячущиеся от самих себя и от других? Откуда столько притворства, столько обманчивых масок? Откуда столько скрытых людей, никогда не открывающих, кто они на самом деле? Откуда столько духовных паралитиков, боящихся быть собой? Откуда столько заживо погребенных сердец, подавляющих в себе всякое проявление жизни, кроме позерства, фанфаронства, агрессии или ядовитой иронии? Почему мы склонны накладывать маски и на лица других: "Это неискренний человек", "это глубоко испорченная женщина", "из этого парня не выйдет ничего путного" и т.д.? Маска лжеца, маска злодея, маска лентяя... Все маски человеческих карнавалов, заключающие людей в рамки определенных ролей и мешающие им становиться теми, кем они должны быть. И почему общество со своими информационными, воспитательными, пропагандистскими, рекламными и другими возможностями навязывает нам некие образцы поведения? "Если вы хотите правильно рассуждать, правильно вести себя, правильно голосовать, если вы хотите быть счастливыми в браке, преуспеть в работе, если вы хотите, чтобы у вас было свежее дыхание, пушистые волосы, стройная фигура или чтобы платье вашей дочери было белее, чем платье ее подруги - покупайте то, ешьте это, читайте то-то и то-то, голосуйте так, а не иначе". Наши творцы политического, экономического и другого сознания приготовили для нас все костюмы, все маски вплоть до последней, посмертной - дубовый или сосновый гроб, с ручками или без, большой или маленький крест, и все это, конечно же, по прейскуранту, потому что покойники бывают разные: обычный покойник, покойник средней категории, покойник высшей категории, покойник известный и покойник неизвестный... Где во всем этом человек? Истинный человек. Человек из плоти, крови и души. Человек уникальный, ибо все мы существуем в единственном экземпляре и не можем быть серийными людьми, сходящими с конвейера, без того, чтобы наша сущность была радикально искажена. ГДЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ВИДИТ И ЛЮБИТ БОГ? Есть люди, которые умирают прежде, чем начинают быть собой. Необходимо вновь открыть истинное лицо каждого человека и дать ему раскрыться. Когда я был в молодежном лагере, по вечерам мы часто разводили большой костер. На следующее утро мы обнаруживали на его месте лишь обуглившиеся поленья в куче золы. Мы могли бы сетовать: "Вчера это выглядело так красиво, а сегодня - так неприглядно". Однако вместо этого мы копались в золе, обнаруживали два или три красных уголька, клали на них более толстые поленья, затем долго дули и, наконец, вновь разжигали огонь. Тогда я говорил молодежи то, что хочу сказать вам сегодня: никогда не забывайте, что сколько бы ни было в вас и в каждом человеке золы и обуглившегося дерева, внутри всегда остается тлеющий уголек. Именно в нем нужно искать человека, ибо зола мертва, а уголь живой. Этот уголек внутри человека и есть его истинная жизнь, которая ежедневно возрождается заново благодаря веянию Святого Духа: "И увидел Бог, что это хорошо". Из него и только из него родится истинное лицо каждого человека. "ИНОЕ ЛИЦО" Христианин должен пойти еще дальше, открывая "истинное лицо" человека, с которого уже сорваны все маски. В начале послания к Ефесянам святой Павел говорит нам, что прежде создания мира Бог предопределил усыновить нас Себе в Сыне Своем Иисусе Христе. Это означает, что мы всегда существовали в мыслях Божиих, не только как люди - хотя уже одно это было бы чудесно, - но как призванные к обожению. С тех пор как на землю пришел Иисус Христос, началось длительное и необыкновенное преображение - возрождение человека, вырывающегося из состояния обезображивания, к которому ведет грех. Наша индивидуальная история и история всего человечества в целом стала историей перехода нашей жизни и обезображенного человеческого лица к жизни и лицу преображенного, т.е. обоженного человека. Эта чудесная участь человека в то же время обосновывает его бесконечное достоинство и глубокие причины борьбы за его полное освобождение. Прежде всего достоинство: человек бесконечно величественнее и прекраснее, чем нам кажется. Каковы бы ни были цвет его кожи, культурный уровень, морщины и грим на его лице, каково бы ни было его поведение, в Иисусе Христе человек изначально усыновлен Богом и должен быть освящаем в течение всей своей жизни. Кем бы мы ни были, мы должны стать на колени друг перед другом. Во-вторых, если человек столь велик, причинение ему вреда становится преступлением. Величайшим преступлением. Борьба с тем, что унижает его достоинство или препятствует его полному развитию, становится обязанностью, одной из величайших обязанностей. Иисус пришел, чтобы вести эту борьбу. Поэтому ценность человека измеряется ценой крови Иисуса. С тех пор как человек начал разрушать самого себя, замыкаясь в своем эгоизме и гордыне, он распинает Иисуса Христа. С тех пор как другие люди, низкий уровень образования, давление среды или общественных, экономических и политических структур не позволяют человеку не только получить пропитание или образование, но и развиваться во всех его измерениях, они распинают Иисуса Христа, ибо Он, ради спасения человека, соединился с ним, приняв человеческое тело. "ОБЕЗОБРАЖЕНИЕ" ИЛИ ПРЕОБРАЖЕНИЕ? Итак, друзья мои, перед нами встает та же проблема, что стояла перед апостолами накануне Преображения и после него. Мы тоже ученики Иисуса и тоже странствуем вместе с Ним, часто не узнавая Его. Ибо, подобно апостолам, мы встречаем: - лица усталые: человека в автобусе, возвращающегося домой после работы, и матери, которая не может найти ни минуты, чтобы присесть; - лица разочарованные: безработного, стоящего в очереди на бирже труда, и активиста, борющегося в одиночку среди безразличных людей, которые потом будут пользоваться плодами его борьбы; - лица тревожные: старушки, доживающей свой век вдали от дочери, "которая живет на другом конце страны", и близкого родственника, который придет только на похороны и будет смотреть на часы, думая: "Надеюсь, это не слишком затянется"; - лица, искаженные от боли: политзаключенного в Чили, в Бразилии и запуганного российского или беларусского ученого, которого "лечат" в психиатрической больнице; - лица, застывшие в гримасе смерти: в Анголе, в Ливане, в Ирландии... Сумеем ли мы распознать во всех этих лицах наших страждущих братьев лицо Иисуса Христа? Или мы должны дожидаться окончательного преображения и слова Отца, Который скажет нам: "Сей был Сын Мой возлюбленный", - и слова Сына, Который скажет: "Это был Я"?
Боже мой, верую в Тебя, принявшего человеческое лицо в Иисусе Христе. Боже мой, верую в человека, который в Иисусе Христе должен обрести свое "истинное лицо" и постепенно облечься в "лицо сына Божия". Боже мой, благодарю Тебя за то, что Ты сотворил величие человеку!.. Дай мне распознать это величие.
|