Когда меня попросили написать о браке, я обрадовался, потому, что это одна из самых светлых и радостных тем. Счастье и благословение Божие самому состоять в браке. Радость видеть, как двое друг друга любят. А для священника есть ещё и возможность быть участником этих светлых отношений. Всякий раз, когда я совершаю Таинство венчания, благословляю брак, помогаю супругам разобраться с возникшими сложностями, я понимаю, что служу делу Божию, делу любви.
В этой статье я расскажу о том, что из себя представляет православный чин бракосочетания.
Но сначала одно замечание: Излишне говорить, что никакого внебрачного сожительства Церковь не допускает. Бывает, что ко мне приходят молодые люди и говорят, что они хотят «попробовать пожить вместе». Тут священник объясняет, что это пробование не должно включать в себя плотское сожительство.
Пусть узнавание, пусть проверка себя, но без того шага, который по библейскому пониманию соединяет людей «в плоть едину».
Православное Таинство Браковенчания состоит из двух частей – Чинопоследования обручения и Чинопоследования брака.
В обручении молодые люди обещают друг другу верность и в знак того, что их решение вечно обмениваются обручальными кольцами (круглое кольцо – символ вечности). Священник читает молитву, в которой просит Бога «призреть на рабов сих и утвердить обручение их в вере, единомыслии, истине и любви…»
После молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма.
После обручения следует Таинство браковенчания.
Хотя сегодня обручаются и венчаются люди, чаще всего, в один день, церковные правила позволяют делать это и в разное время. Бывает, что влюблённые должны расстаться ввиду предстоящей командировки, или просто хотят дать другу обещание верности и любви, хотя к браку ещё не готовы. В таком случае мы также совершаем обручение.
Но вот, наконец, Таинство браковенчания. О нём - подробнее.
Слово брак славянского происхождения и означает оно – быть вместе. Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке.
Отныне двое – соединятся, как говорит Библия в «плоть едину», то есть станут одним существом, не телесно, конечно, а душою, - стремлениями, ценностями, радостями, горестями... Пройдут жизнь вместе, неразлучимо, будут любить друг друга и заботиться друг о друге. Наконец, постараются в браке своём осуществить Евангельский идеал.
Православное чинопоследование брака многократно повторяет эти темы – тему единства, тему любви и заботы, наконец, тему достижения совершенства, святости. Давайте с вами представим, что мы зашли в храм и оказались участниками священного действа венчания…
Молодые поистине прекрасны! Невеста (от славянских слов не ведать, то есть девушка непознанная мужчиной, чистая, невинная) в прекрасном белоснежном уборе. Это знак её чистоты. Такой чистой - и телом и намерениями она себя вручает любимому мужчине.
Жених же – в костюме, или, во всяком случае, одет торжественно. Это не просто дань культурным традициям. Одежда жениха здесь свидетельствует о серьёзности его намерений. Он ответственно и серьёзно, по-взрослому, готов взять на себя заботу и попечение о любимой.
Молодые входят в храм. После обручения их ведут на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак их чистоты и искренности. У них в руках зажжённые свечи – знак их горения в вере и любви.
Священник спрашивает жениха: «Имеешь ли (имя) желание доброе и непринужденное и крепкую мысль, взять себе в жены сию (имя), которую перед собою видишь?..
Те же вопросы задаются невесте.
Таинство начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» Это самый торжественный возглас православного богослужения. Им начинается, кроме венчания, Божественная Литургия. Этот возглас предваряет венчание потому, что венчание с древности мыслилось одной из самых ярких, торжественных, глубоких по содержанию и важности служб.
Этот возглас также напоминает о том, что должно стоять в центре устремлений молодожёнов – достижение Царства Небесного.
Далее дьякон произносит ектению:
Миром Господу помолимся!
…О рабах Божиих (имена) ныне соединяющихся друг с другом в брачное общение, и о спасении их, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог благословил брак сей, как когда-то в Канне Галилейской, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог подал им целомудрие, детей, всё на пользу и ко спасению, Господу помолимся.
Такими и другими высокими словам молятся священнослужители, брачующиеся и гости в начале Таинства браковенчания.
Затем священник произносит несколько молитв. Вот как звучит в сокращении первая из них:
«Бог Пренепорочный и Творец всего мироздания! Ребро праотца Адама, по Твоей великой любви к людям, в женщину преобразивший и благословивший их [Адама и Еву] словами: Плодитесь и множитесь и наполняйте землю и обладайте ею, и показавший их соединившимися в одну плоть… Сам, Владыка Пресвятой, прими молитвы нас, рабов Твоих… благослови брак сей и дай рабам Твоим (имена) жизнь мирную, долгую, целомудрие, друг к другу любовь, соединенную союзом мира, семя долгожизненное, радость в детях и невянущий венок славы Небесной. Удостой их видеть внуков, ложе жены утверди в непорочности и дай им благодать от источников небесных и от щедрот земли. Наполни их дома пшеницею, вином и маслом и всяким добром, вразуми их этим делиться и с нуждающимся…»
Я не привожу длинное перечисление имён ветхозаветных героев, тех семей, в которых, если можно так выразиться, брак состоялся. А в молитвах на венчание это перечисление занимает добрых несколько страниц.
И это замечательно! Молодожёны утверждаются в мысли, что они не первые вступают на это поприще. Что и до них были благочестивые люди, которые благодаря вере своей, любви к Богу и друг другу сумели сохранить свои отношения в чистоте. И пронесли их сквозь все невзгоды и испытания и представили Богу и получили от Него награду.
Затем священник берёт венец похожий на митру – священный епископский головной убор и трижды провозглашает: Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Надевает венец на голову жениху.
То же повторяется с невестой.
Я неспроста упомянул, что венчальный венец похож на епископскую митру. Пусть историки говорят, что в древности это был всего лишь венок из полевых цветов, что ж из этого?.. Сегодня венец сделан напоминающим именно митру. Почему?
Да потому, что молодые люди, которые прежде зависели от других, отныне вступают во взрослую, самостоятельную жизнь. Они становятся владыками сами себе! Епископская митра – знак власти. Власти соединённой с любовью. Так и наши молодожёны. Самовластны и нежны! Ответственны и любящи! Независимы и… зависимы. Зависимы от любви и от своей второй половины.
После этого священник торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» Этот возглас повторяется трижды и каждый раз священник благословляет брачующихся.
Затем читается Священное Писание – отрывок из Апостольского и отрывок из Евангельского чтений.
Что касается Евангельского, так это всем известный рассказ о первом чуде, совершённом Господом, рассказ о превращении воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства браковенчания.
…Праздник, пир, торжество было и до того, как Христос туда, в Кану, пришёл. Но когда Он пришёл и сотворил чудо, праздник вспыхнул с новой силой. И стало всем лучше, чем было!
Вот так и Господь Христос. Приходит к любящим друг друга, благословляет их и отношения, и любовь разгораются больше и становятся ярче, чем были. Пришествие Христа – это не обеднение праздника, а усиление его и освящение – «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком!»6
Часто люди, прожившие какое-то время в браке без его церковного освящения, просят совершить над ними Таинство браковенчания. И вот когда Таинство совершается они приходят и рассказывают, что в их брак, после Таинства вошло какое-то новое измерение. «Как окно открыли в душной комнате» - сказала недавно одна прихожанка. В их брак входят радость, свет, новые сильные чувства. Поистине, Христос творит чудо – воду их отношений претворяет в вино.
Затем священнику подносят чашу с душистым вином, он читает молитву над чашей и благословляет её. Эта чаша подаётся молодожёнам и каждый из неё испивает. Эта чаша, напоминающая о пире, празднике, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе.
Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их лентой епитрахили и ведёт молодых вокруг аналоя, специального столика на котором лежит Евангелие. Священник идёт с крестом в руке и он символизирует здесь Самого Христа. Христос ведёт мужа и жену! Евангелие, вокруг которого идут новобрачные означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути.
Хор во время шествия поёт ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери и… гимн мученикам: «Святи мученицы, добре страдальчествоваше и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Отметьте, что тут говорится о венце Небесной славы, который получили мученики в награду за смиренное и терпеливое перенесение скорбей и страданий.
Почему такие песнопения в радостный день браковенчания?.. Потому, что супружеская жизнь не всегда легка. И на путях этой жизни будут скорби, тернии, болезни… Но Церковь, напоминая о мучениках, этих героях, рыцарях духа говорит нам чтобы мы не унывали. Бог с нами. Он и укрепит, и даст сил перенести все невзгоды. И вознаградит, если всё смиренно перенесём, нетленным венцом!
Венцы снимаются. Свечи гасятся.
Священник произносит: «Возвеличься жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твоё потомство, как у Иакова! Иди в мир и твори в праведности заповеди Божии».
Затем батюшка обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сарра, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог».
Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов теперь с нашими молодожёнами. Пусть идут в мире и строят с помощью Божией свои отношения. И возрастают душою и потомством от славы к славе!
Заканчивается Таинство торжественной молитвой обращённой ко всем трём Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, хороших детей, совершенство в жизни и в вере…»
«Благоденственное и мирное житие… - начинает негромким голосом дьакон…
…здравие же и спасение и во всём благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие… - продолжает дьякон громогласно…
…подаждь Господи рабам Твоим ныне браковенчанным (имена) и сохрани их на многая лета! – заканчивает дьякон на пределе голосовых возможностей.
Хор отвечает: Многая лета! Многая лета! Многая лета!
Многая лета… - присоединимся и мы к этому ликующему гимну, - всем добрым и честным супругам.
Статья написана для католического молодёжного журнала «Радуга».
Для удобства читателя почти все слова чинопоследования Венчания мы будем приводить в переводе на современный русский язык.
Слово ектения с греч. означает протяжное моление.
Кто присутствовал на венчании, мог обратить внимание на то, что некоторые священники произносят этот возглас в церковнославянской редакции (как это и предписывают богослужебные книги) – «Господи Боже наш, славою и честию венчай я!» Слово «я» по-славянски означает «их». Еф.5:20-33. Ин.10:10.
(ИгЛа: Слово «венчание» означает не то, чтобы венцы были где-то, но именно на головах тех, кто венчается. Сегодня измыслили враги Таинства, чтобы венцы не надевали на головы брачущихся. Значит, никакого венчания и нет. И потому, быть может, столько разводов, развенчиваний.
Венцы должны быть на головах! Так было испокон века, так сохранилось у приверженцев истинного старого обряда и у истинных священников, а не у наёмников, боящихся, что венцы запачкаются волосами молодожёнов. А другой причины того, чтобы не надевать на головы венцы просто нет! Несохранившие девственность не должны венчаться венцами. И никаких чистых полотен под ногами не должно быть у таких, согласно смысла этого полотна. Ныне нужно многим постилать грязную половую тряпку, истасканную, немытую. И быть может, то, что венцы не надевают на голову жениха и невесты, как раз и кричит о том, что жених и невеста не сохранили себя, и потому венцы им не положены.
А держание над головами венцов есть просто профанация. камуфляж для отвода глаз. Пустая формальность). .
|