Таинства Церкви — Богоустановленные священные действия, в которых сообщается верующим невидимая Божественная благодать. С древних времен в Церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.
Таинство есть ощутимое символическое действие (знак), установленное Иисусом Христом, чтобы сообщать благодать душам нашим. Итак, для наличия таинства необходимо осуществление трех условий: 1) Внешнее видимое действие должно быть символом, изображающим действие благодати; так, омовение водой в крещении представляет очищение души от греховной скверны, совершаемое благодатью. 2) Внешнее действие, или знак, должно быть установлено Господом нашим Иисусом Христом; один лишь Бог может придать человеческому действию способность сообщать благодать людям. 3) Это действие должно действительно сообщать благодать душе; таинство не есть, как полагают протестанты, простой обряд, «свидетельствующий» о присутствии благодати в душе. Таинство не только знак и символ, но и причина, производящая благодать ех ореге орегато, то есть в силу всемогущества Богочеловека, пожелавшего придать определенному обряду свойство причинять благодать. Не следует смешивать семь таинств, установленных Иисусом Христом, с так называемыми таинствами Ветхого 3авета; эти последние, в частности обрезание не сообщали благодати или внутреннего обновления души, а означали лишь внешнее законное оправдание; они были простыми знаками союза Бога с избранным народом и прообразами подлинных таинств, таинств Христовых. Таинства Нового Завета были установлены лично Спасителем в числе семи. Догмат этот основывается на Св. Писании и на Предании. В катакомбах первых времен христианства были найдены многочисленные фрески изображавшие совершение христианских таинств. Церковь никогда не считала себя уполномоченной вводить новые таинства. В таинствах надо различать: ,,материю”, или существенные для данного таинства предметы и действия (например, омовение при крещении); форму или слова совершителя таинства, придающие материи определенный смысл и действенность (напр., ,,крещается раб Божий и т. д.”); и, наконец, второстепенные обряды не влияющие на сущность таинства и имеющие целью назидать верующих. Всякое существенное изменение материи или формы делает таинство не действительным, не существующим, как таинство. Для действительности таинства требуется также соединение материи и формы; так, при крещении омовение должно совершаться одновременно с произнесением формы. Кроме того, совершать его должен человек, благословленный на это - Епископ или священник, при соблюдении нескольких фундаментальных условий, первым из которых является вера в Бога и его таинства. По установлению Господа нашего Иисуса Христа, крещение и покаяние сообщают освящающую благодать лишенным ее; по этой причин эти таинства называются - ,,таинствами мертвых”: они дают сверх природную жизнь душам духовно мертвым вследствие первородного или смертного греха. Пять остальных таинств, предполагают сверх природную жизнь души (данную в первых двух таинствах; крещении и покаянии) и увеличивают степень, уже существующей в душе, освящающей благодати; их поэтому называют - ,,таинствами живых”. Все таинства, кроме освящающей благодати, дают еще особую благодать, присущую только им и отличительную для каждого из них. Эта ,,благодать таинства” помогает нам исполнять обязанности, которые данное таинство на нас налагает, и достигнуть той цели, ради которой оно дается; так, благодать таинства брака дает супругам силу свято исполнять супружеские и родительские обязанности, благодать священства помогает иерею быть достойным пастырем.(правда некоторые пастыри, в наше время не хотят пользоваться этой благодатью предпочитая жить во грехе). Кроме благодати, три таинства - крещение, миропомазание и священство - налагают на душу особую постоянную «печать», или отличительный признак. Крещение дает признак христианина, миропомазание делает христианина воином Христовым, священство делает его служителем алтаря. В то время как благодать дается Таинствами сообразно с предрасположением принимающего, печать всегда налагается при действительном совершении таинства, не зависимо от нравственного достоинства принимающего. Печать таинства неизгладима и навсегда остается присущей душе; поэтому, упомянутые таинства можно принимать только один раз в жизни. В вечности печать будет увеличивать славу праведников или бесславие грешников. Надо различать действительность таинства от позволительности его совершения. Священник в состоянии смертного греха может совершить действительное таинство, например - Евхаристии, но ему это не позволительно, т.к. при этом он совершает новый грех. Современные сторонники ,,чистого духовного христианства” часто возмущаются тем что Христос поставил сообщение благодати людям в зависимость от материальных предметов (вода, елей и т. д.) и от людей, совершителей таинства. Но не надо терять из виду того, что все в христианстве связано с этой зависимостью; это наглядно видно и в установлении единой человеческой иерархии в Церкви, ослушание которой лишает спасения, и во всей христианской морали, которая касается не только духа, но и внешних человеческих поступков. Иисус Христос спас людей через воплощение, связь духа с плотью, единение Бога с человеческой природой, и потому все в Церкви Христовой является как бы продолжением воплощения Христова. Божья премудрость хочет, чтобы спасение человека совершалось способом, соответствующим его природе, а природу человека сам Господь создал не только духовною, но и телесною. Поэтому и таинства церкви имеют в себе материальную (телесную) и духовную сторону.
|