Христианское "Верую", исповедание нашей веры в Бога Отца, Сына и Святого Духа в Его творческое, спасительное и освящающее действие, находит свою наивысшую точку в провозглашении воскресения мертвых в конце времени и жизни вечной. Мы твердо верим, и в этом наше упование, что, как Христос воистину воскрес из мертвых и живет вечно, так и праведники после своей смерти будут вечно жить со Христом воскресшим и Он воскресит их в последний день. Как Христово воскресение, так и наше будет делом Пресвятой Троицы; Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим 8, II). Слово "плоть" означает человека в его слабости и смертности. "Воскресение плоти" означает, что после смерти будет не только жизнь бессмертной души, но и что наши "смертные тела" (Рим 8,11) вновь оживут. Верить в воскресение мертвых было основополагающим элементом христианской веры от самых ранних ее времен. "Уверенность христиан - в воскресении мертвых; в это веруя мы существуем": Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. (...) Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1Кор 15,12-14.20). I. Воскресение Христово и наше воскресение Постепенное Откровение Воскресения Истину воскресения мертвых Бог постепенно открывал Своему народу. Упование на телесное воскресение мертвых неизбежно вытекало как внутренне присущий вывод из веры в Бога Творца всего человека - души и тела. Творец неба и земли есть также Тот, Кто верно хранит завет, заключенный с Авраамом и его потомками. В этой двойной перспективе начнет проявляться вера в воскресение. В своих испытаниях мученики Маккавеи исповедуют: Царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной (2 Макк 7,9). ...умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит (2 Макк 7,14). Фарисеи и многие другие современники Господа чаяли воскресения. Иисус этому учит твердо. Саддукеям, отрицающим воскресение, Он отвечает: "Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная писаний, ни силы Божией"? (Мк 12,24). Вера в воскресение основана на вере в Бога, Который "не есть Бог мертвых, но Бог живых" (Мк 12,27). Но, более того, Иисус связывает веру в воскресение с Самим Собою: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин 11,25). Сам Иисус воскресит в последний день тех, кто веровал в Него, кто ел Тело Его и пил Кровь Его. Он уже теперь дает знамение и залог этого, возвращая жизнь некоторым умершим и возвещая тем самым Свое воскресение, которое, однако, будет иного порядка. Об этом уникальном событии Он говорит как о "знамении Ионы пророка" (Мф 12,39), о знамении храма: Он возвещает свое воскресение на третий день после смерти. Быть свидетелем Христовым - это быть "свидетелем воскресения Его" (Деян 1,22), быть теми, "которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых" (Деян 10,41). Христианское ожидание воскресения все ознаменовано встречами с Христом воскресшим. Мы воскреснем - как Он, с Ним и через Него. Христианская вера в воскресение с самого начала наталкивалась на непонимание и возражения. "Ни одно положение христианской веры не встречает стольких противоречий, как воскресение мертвых". Очень широко принято убеждение, что после смерти жизнь человеческой личности продолжается духовным образом. Но как поверить, что плоть, столь явно смертная, может воскреснуть к жизни вечной? Как воскресают мертвые? Что такое "воскреснуть"? В смерти - разлучении души и плоти - плоть человека впадает в тление, в то время как душа идет навстречу Богу, продолжая пребывать в ожидании того, что соединится со своей прославленной плотью. Бог в Своем всемогуществе окончательно вернет нашим телам нетленную жизнь, соединив их с нашими душами, силой воскресения Иисуса. Кто воскреснет? Все умершие: "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" Ин 5,29). Как? Христос воскрес в Своей плоти: "Посмотрите на руки Мои и на Ноги Мои: это Я Сам" (Лк 24,39); но Он не вернулся к земной жизни. Так же и в Нем "все воскреснут в той плоти, которую теперь имеют", но это "уничиженное тело (...) будет сообразно славному телу Его" (Флп 3,21), восстанет "тело духовное" 1 Кор 15,44): Но скажет кто-нибудь: "как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?" Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно (...) Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; (...) мертвые воскреснут нетленными (...). Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1Кор 15,35-37. 24. 42-53). Это "как" превосходит наше воображение и наше разумение; оно доступно только в вере. Но наше участие в Евхаристии уже дает нам предвкушение преображения нашего тела Христом: Так же, как хлеб, исшедший от земли, благодаря призывайте Бога, перестает быть обычным хлебом, но становится Евхаристией, составленной из двух сущностей, земной и небесной, - так и тела наши, которые участвуют в Евхаристии, больше не тленны, ибо имеют надежду на воскресение. Когда? Окончательно "в последний день" (Ин 6,39-40.44. 54; 11,24); "при конце света". По сути воскресение мертвых внутренне связано со вторым пришествием Христа (Парусией): Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фее 4,16). Воскресшие со Христом Если правда, что Христос воскресит нас "в последний день", правда и то, что в некотором смысле мы уже воскресли со Христом. Действительно, благодаря Духу Святому христианская жизнь на земле отныне есть участие в смерти и воскресения Христа: Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (...) Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол 2,12; 3,1). Сочетавшись со Христом во крещении, верующие уже реально участвуют в небесной жизни воскресшего Христа, но эта жизнь по-прежнему "сокрыта со Христом в Боге" (Кол 3,3). "...и нас (...) воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф 2,6). Питаемые Его Телом в Евхаристии, мы уже принадлежим к Телу Христа. Когда мы воскреснем в последний день, мы также "явимся с Ним со славе" (Кол 3,4). В ожидании этого дня тело и душа верующего уже участвуют в достоинстве "принадлежать Христу"; отсюда следует требование уважения к своему телу, но также и к телу ближнего, в особенности когда он страдает: Тело же (...) для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (...) ...и вы не свои. (...) Посему прославляйте Бога и в телах ваших (Кор 6,13-15. 19-20). II. Умереть в Иисусе Христе Чтобы совоскреснуть со Христом, надо со Христом умереть, надо "выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Кор 5,8). В том "разрешении" (см. Флп 1,23), каковым является смерть, душа разлучена с телом. Она соединится со своим телом в день воскресения мертвых. Смерть "Перед лицом смерти загадка человеческого существования проявляется с наибольшей силой". В каком-то смысле смерть плоти естественна, но для веры она действительно составляет "возмездие за грех" (Рим 6,23). А для тех, кто умирает в благодати Христовой, она есть участие в смерти Господней, чтобы иметь возможность участвовать и в Его воскресении. Смерть есть конец земной жизни. Наша жизнь измеряется временем, в течение которого мы меняемся, стареем, и, как у всякого живого существа на земле, смерть представляется нормальным концом жизни. Этот аспект смерти придает нашей жизни неотложность: память о том, что мы смертны, служит также напоминанием, что мы располагаем лишь ограниченным временем, чтобы полностью осуществить свою жизнь: И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не (...) возвратится прах в землю, чем он и был: а дух возвратится к Богу, Который дал Его (Еккл 12,1. 7). Смерть есть последствие греха. Подлинно толкуя утверждения Священного Писания и Предания, Учительство Церкви утверждает, что смерть вошла в мир из-за греха человека. Хотя человек и обладал смертной природой, Бог предназначил ему не умирать. Таким образом, смерть противоречила Замыслу Бога Творца и вошла в мир как последствие греха. "Смерть телесная, которой человек не был бы подвержен, если бы не согрешил", есть "последний враг" человека, которому надлежит быть побежденным. Смерть преображена Христом. Иисус, Сын Божий, также претерпел смерть, присущую человеческому состоянию. Но, несмотря на Свой ужас перед ее лицом, Он принял ее в полном и свободном повиновении воле Своего Отца. Послушание Иисуса преобразило проклятие смерти в благословение. Смысл христианской смерти Благодаря Христу христианская смерть обладает положительным смыслом. "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп 1,21). "Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем" (2 Тим 2,11). Сущностная новизна христианской смерти состоит именно в этом: через крещение христианин уже таинственно "умер со Христом", чтобы жить новой жизнью; и если мы умираем в благодати Христовой, то физическая смерть исполняет это "умирание со Христом" и тем самым завершает присоединение к Нему в Его искупительном действии: Лучше мне умереть во (греч. эис) Христа Иисуса, нежели царствовать над всей землей. Его я ищу, умершего ради нас; Его желаю, воскресшего ради нас. Рождение мое приближается (...). Дайте мне увидеть свет чистый: когда я туда приду, буду человеком. В смерти Бог призывает человека к Себе. Поэтому христианин может испытывать по отношению к смерти такое желание, какое испытывал апостол Павел: "Имею желание разрешиться и быть со Христом" (Флп 1,23); и христианин может преобразить свою смерть в акт повиновения и любви к Отцу, по примеру Христа: Мое земное желание было распято; (...) есть во мне вода живая, которая журчит и говорит внутри меня: "Иди к Отцу". Я хочу видеть Бога, а чтобы Его увидеть, надо умереть. Я не умираю, я вступаю в жизнь. Христианский образ смерти в особенности явлен в церковной литургии: Ибо у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную. Смерть есть конец земного паломничества человека, времени благодати и милосердия, дарованных Богом, чтобы осуществить земную жизнь в согласии с замыслом Божиим и определить свою окончательную судьбу. Когда наступит предел "единственному течению нашей земной жизни", мы уже не вернемся к другому земному существованию. "Человекам положено однажды умереть" (Евр 9,27). После смерти нет "перевоплощения" ("реинкарнации"). Церковь поощряет нас готовиться к часу нашей смерти ("От внезапной и нежданной смерти избавь нас, Господи": Литания всем святым), просить Богоматерь, чтобы Она заступилась за нас "в час смерти нашей" (молитва "Радуйся, Мария") и вверять себя св. Иосифу, покровителю благой смерти: Во всех твоих деяниях, во всех твоих мыслях ты должен вести себя так, как если бы должен был умереть сегодня. Если совесть твоя в добром состоянии, ты не сильно убоишься смерти. Следовало бы воздерживаться от греха, а не бежать от смерти. Если сегодня ты не готов, как будешь готов завтра?
Славься, мой Господи, за сестру нашу смерть плотскую, которой ни один живущий не может избежать. Горе тем, что умрут во грехах смертных; блаженны те, кого она застанет в Твоей пресвятой воле, ибо смерть вторая не причинит им зла. +М
|