Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Понедельник, 25.11.2024, 20:39 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

о ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ
03.02.2011, 18:03
 "Приступающие к таинству Покаяния получают милосердием Бога отпущение содеянного перед Ним согрешения и в то же время примиряются с Церковью, которой, согрешая, они нанесли раны и которая своей любовью, примером и молитвами содействовала их обращению". 
  Как называется это таинство? 

Оно называется таинством обращения, потому что сакраментально осуществляет призыв Христа к обращению, возвращение к Отцу, от Которого человек отдалился через грех.
  
Оно называется таинством Покаяния, ибо оно освящает личный и церковный шаг к обращению, раскаянию и удовлетворению согрешившего христианина.

Оно называется таинством исповеди, потому что признание, исповедь грехов перед священником есть существенный элемент этого таинства. В глубоком смысле этого слова - это таинство есть также "исповедание", признание и прославление святости Божией и Его милосердию к грешному человеку.

Оно называется таинством прощения, потому что через отпущение (разрешение) грехов, которое дает священник в таинстве, Бог дарует кающемуся "прощение и мир".

Оно называется таинством Примирения, потому что дает грешнику примиряющую любовь Божию: "Примиритесь с Богом" (2 Кор 5,20). Тот, кто живет милосердной любовью Божией, готов ответить на призыв Господа: "Прежде примирись с братом твоим" (Мф 5,24). 
 Для чего таинство Примирения после Крещения? 

"Вы омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (ср. 1 Кор 6,11). Надо отдавать себе отчет в величии дара Божия, который мы получаем в таинствах христианского посвящения, чтобы понять, до какой степени грех должен быть исключен для того, кто "во Христа облекся" (Гал 3,27). Св. апостол Иоанн говорит также: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин 1,8). И Сам Господь учил нас молиться: "И прости нам грехи наши" (Лк 11,4), связывая обоюдное прощение наших бед с прощением наших грехов, которое Бог дает нам.

Обращение ко Христу, новое рождение в Крещении, дар Духа Святого, Тело и Кровь Христовы, полученные в пищу, сделали нас "не имеющими пятна или порока, или чеголибо подобного" (Еф 1,4), как сама Церковь, Невеста Христова, "не имеет пятна или порока перед Ним" (Еф 5,27). Однако новая жизнь, полученная через христианское посвящение, не исключила хрупкости и слабости человеческой природы, склонности к греху, который Предание называет похотью и который остается в крещеных, чтобы они, с помощью благодати Христовой, закалились в борьбе христианской жизни. Эта борьба есть подвиг обращения для достижения святости и вечной жизни, к которой Господь неустанно призывает нас.

 Обращение крещеных 

Иисус призывает к обращению. Этот призыв является существенной частью возвещения Царства: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк 1,15). В проповеди Церкви этот призыв обращен прежде всего к тем, кто еще не знает Христа и Его Евангелия. Поэтому Крещение - это основной путь для первого и фундаментального обращения. Ибо верой в Благую Весть и Крещением мы отвращаемся от зла и обретаем спасение, то есть отпущение всех грехов и дар новой жизни.  

Призыв же Христа к обращению продолжает звучать в жизни христиан. Это второе обращение представляет собой непрерывное задание всей Церкви, которая "имеет грешников в своем собственном лоне" и которая "одновременно и свята, и всегда нуждается в очищении, непрестанно следует путем покаяния и oбнoвлeния". Усилие обратиться - не только человеческое действие. Оно - движение "сердца сокрушенного" (Ис 50,19), которое привлекла и которого коснулась благодать, побуждая его ответить на милосердную любовь Бога, возлюбившего нас первым. 
 
Об этом свидетельствует обращение св. Петра после его троекратного отречения от Учителя. Взор Иисуса, полный бесконечного милосердия, вызывает слезы раскаяния (Лк 22,61) и - после воскресения Господня - троекратное исповедание любви к Нему. Второе обращение имеет также общинное измерение. Это проявляется в призыве Господа ко всей Церкви: "Покайся!" (Откр 2,5.16).

Св. Амвросий говорит о двух типах обращения, что в Церкви "есть вода и слезы: вода Крещения и слезы Покаяния".

Внутреннее покаяние 

Как это было уже у пророков, призыв Иисуса к обращению и покаянию не направлен в первую очередь на внешнее поведение - "вретище и пепел", посты или умерщвление плоти, но на обращение сердца, на внутреннее покаяние. Без него внешние проявления покаяния остаются бесплодными и лживыми; напротив, внутреннее покаяние ведет к внешнему выражению этого состояния в видимых знаках, в жестах и делах покаяния.

Внутреннее раскаяние есть радикальная переориентация всей жизни, возврат, обращение к Богу всем сердцем нашим, разрыв с грехом, отвращение от зла и от дурных поступков, которые мы совершили. В то же время, в нем содержится желание и решение изменить свою жизнь с надеждой на милосердие Бога и с доверием к помощи Его благодати. Обращение сердца сопровождается спасительной болью и печалью, которую Отцы называли  душевной скорбью, сердечным раскаянием.

Сердце человеческое отягощено и ожесточено. Нужно, чтобы Бог дал человеку новое сердце. Обращение есть, прежде всего, дело благодати Бога, Который возвращает наши сердца к Себе: "Обрати нас, Господи, и обращены будем" (Иер 5,21). Бог дает нам силы начать сначала. Открывая для себя величие любви Божией, наше сердце сотрясается от ужаса и тяжести греха и начинает бояться оскорбить Бога грехом и отдалиться от Него. Сердце человеческое обращается, взирая на Того, Кто был пронзен нашим грехом: 
  
Пусть наши взоры будут прикованы к Крови Христовой и пусть мы поймем, как драгоценна она для Его Отца, ибо, пролитая за наше спасение, она даровала всему миру благодать раскаяния.

Начиная с Пасхи, Дух Святой "обличает мир в грехе" (Ин 16,89); это значит, что мир не поверил в Того, Кого послал Отец. Но Тот же Дух, открывающий грех, есть и Утешитель, дающий сердцу человеческому благодать покаяния и обращения. 

 Многообразные формы покаяния в христианской жизни

Внутреннее покаяние христианина может выражаться в самых разнообразных формах. Писание и святые Отцы особенно настаивают на трех из них: посте, молитве и милостыне, в которых выражается обращение по отношению к самому себе, к Богу и к другим людям. Рядом с коренным очищением, которое совершается Крещением или мученичеством, упоминаются как средство прощения грехов: усилия, прилагаемые для примирения с ближним, слезы раскаяния, забота о спасении ближнего, заступничество святых и дела любви, "которая покрывает множество грехов" (1 Петр, 4,8).
  
Обращение происходит в повседневной жизни в делах примирения, в заботе о бедных, в осуществлении и защите справедливости и права, в признании своих проступков перед братьями, в братском назидании (с целью исправления), в пересмотре жизни, в испытании совести, в духовном руководстве, в терпеливом перенесении страданий, в претерпевании преследований за правду. Ежедневно нести свой Крест и следовать за Иисусом самый верный путь покаяния.
  
Евхаристия и Покаяние. Ежедневное обращение и покаяние находят источник и пищу в Евхаристии, ибо в ней присутствует жертва Христа, примирившая нас с Богом; она питает и укрепляет тех, кто живет жизнью Христа; "она есть противоядие, освобождающее нас от наших обыденных грехов и охраняющее нас от грехов смертных".
  
Чтение Священного Писания, молитва Литургии Часов и Отче наш, любое искреннее религиозное и благочестивое дело оживляют в нас дух обращения и покаяния и способствует прощению наших грехов.
 
Периоды и дни покаяния на протяжении литургического года (время Великого Поста, каждая пятница в память смерти Господа) являются в Церкви особым временем практики покаяния. Эти периоды больше всего подходят для духовных упражнений, покаянных богослужений, паломничеств покаянного характера, а также для добровольных самоограничений, таких, как пост и милостыня, и для того, чтобы побратски делиться с другими (благотворительные и миссионерские дела).

Путь обращения и покаяния был ясно указан Иисусом в притче, называемой "притчей о блудном сыне", центр которой - милосердный отец (Лк 15,1124): увлечение иллюзорной свободой, уход из отцовского дома; крайняя нищета, в которой оказывается сын, промотав все свое состояние; глубокое унижение от необходимости пасти свиней, и, хуже того, питаться рожками, которые ели свиньи; размышления о потерянном добре; раскаяние и решение возвратиться и признать себя виновным перед отцом; обратный путь; великодушное принятие отцом, радость отца - все это характерные черты, присущие процессу покаяния. Красивое платье, перстень и праздничный обед - символы той новой жизни, чистой, достойной, полной радости, - жизни человека, вернувшегося к Богу и в лоно своей семьи, каковой является Церковь. Одно только Сердце Христа, знающего глубины любви Своего Отца, могло открыть нам бездну Его милосердия столь полным простоты и красоты образом.

 Таинство Покаяния и Примирения 

Грех - это, прежде всего, оскорбление Бога, разрыв общения с Ним. Он одновременно наносит ущерб общению с Церковью. Поэтому обращение приносит в одно и то же время Божие прощение и примирение с Церковью, что литургически выражает и осуществляет таинство Покаяния и Примирения.
  
 Только Бог прощает грех 

Только Бог прощает грехи. Иисус есть Сын Божий, поэтому Он говорит о Себе: "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Мк 2,10), и Он пользуется этой божественной властью: "Чадо! Прощаются тебе грехи твои" (Мк 2,5; Лк 7,48). Более того: в силу Своей Божественной власти он дает эту возможность людям, чтобы они осуществляли ее от Его имени.
  
Христос пожелал, чтобы вся Церковь, в своей молитве, своей жизни и своих делах, была знаком и инструментом прощения и примирения, которые Он приобрел для нас ценою Своей Крови. Он, однако, доверил пользование властью отпускать грехи апостольскому служению, на которое дано поручение "служения примирения" (2 Кор 5,18). Апостол послан "от имени Христа", и "Сам Бог" через Него взывает и молит: "Примиритесь с Богом" (2 Кор 5,20).

Примирение с Церковью

Во время своего общественного служения Иисус не только прощал грехи, но также показывал последствия этого прощения: Он восстанавливал прощенных грешников в общине Народа Божия, от которого они отдалились через грех и даже были исключены из него. Ярким тому свидетельством является тот факт, что Иисус допускает грешников к Своему столу более того, Он Сам садится за их стол: жест, который потрясающим образом выражает одновременно и прощение Божие, и возвращение в лоно Народа Божиего.
 
Сделав апостолов участниками Своей собственной власти прощать грехи, Господь дает им также власть примирять грешников с Церковью. Это церковное измерение их поручения выражается, в частности, в торжественных словах Христа, обращенных к СимонуПетру: "Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф 16,19). "То же поручение связывать и разрешать, данное Петру, также дано коллегии апостолов, соединенной с их Главою (Мф 18,18; 28,1620)".
  
Слова "связывать" и "разрешать" означают: тот, кого вы исключите из своего общения, будет исключен из общения с Богом; тот, кого вы снова примете в свое общение, и Богом будет принят. Примирение с Церковью неотделимо от примирения с Богом.

Таинство прощения

Христос установил таинство Покаяния для всех грешников членов Его Церкви, и прежде всего для тех, кто после Крещения впал в тяжкий грех и таким образом потерял благодать Крещения и повредил церковное общение. Таинство Покаяния дает им новую возможность обратиться и снова обрести благодать оправдания. Отцы Церкви говорят об этом таинстве как о "второй [спасительной] дощечке после кораблекрушения, каковым является потеря 6лaгoдaти".

Конкретная форма, в которой Церковь осуществляла эту полученную от Господа власть, сильно менялась в течение веков. В первые века примирение христиан, совершивших после Крещения особо тяжкие грехи (например, идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние), было связано со строжайшим наказанием, в силу которого грешники должны были публично каяться в своих грехах, часто в течение многих лет, прежде чем получить дарпримирения. В этот "чин кающихся" (касавшийся только для некоторых особенно тяжелых грехов) могли допустить человека крайне редко, в некоторых регионах - только один раз в жизни. В VII в. ирландские миссионеры, под влиянием монашеской традиции Востока, принесли на европейский континент практику "частного" покаяния, не требовавшую публичного и длительного исполнения дел покаяния для примирения с Церковью. С того времени это таинство совершается более тайным образом между кающимся и священником. Эта новая практика предусматривала возможность повторения и таким образом открывала путь к регулярному принятию этого таинства. Она позволяла включить в одно и то же совершение таинства как тяжкие, так и обыденные грехи. Это, в важнейших чертах, та форма покаяния, которая используется в церковной практике вплоть до наших дней.
  
Несмотря на изменения, которым в течение веков подвергался порядок и совершения таинства, можно видеть одну и ту же основную структуру. Она содержит два одинаково существенных элемента. С одной стороны, действия человека, который обращается под воздействием Духа Святого: покаяние, признание содеянного греха и удовлетворение; с другой стороны, действие Бога через участие Церкви. Церковь, которая через епископа и его священников именем Иисуса Христа дает отпущение грехов и устанавливает способ удовлетворения (епитимию), также и молится за грешника и совершает покаяние вместе с ним. Так грешник исцеляется и вновь принимается в церковное общение. 

  Действия кающегося 

"Покаяние обязывает грешника добровольно принять все элементы [покаяния]: в сердце - сокрушение; в устах - исповедь; в поведении - совершенное смирение или плодотворное удовлетворение".

Сокрушение 

Первым из действий грешника является сокрушение. Это "душевная боль и отвращение к совершенному греху, с решением не грешить больше в будущем".
  
Когда сокрушение исходит из любви к Богу, любимому превыше всего, оно называется "совершенным сокрушением" сокрушением любви . Такое сокрушение смывает обыденные грехи; оно приносит также прощение смертных грехов, если оно сопровождается твердым решением при первой же возможности прибегнуть к таинственной исповеди. 
 
Сокрушение, называемое "несовершенным", также есть дар Божий, наитие Духа Святого. Оно рождается от сознания уродства греха или от страха перед вечным проклятием или другими наказаниями, которым может подвергнуться грешник (сокрушение из страха). Такое потрясение совести может положить начало внутренней эволюции, которая под действием благодати может завершиться таинственным отпущением грехов. Несовершенным сокрушением самим по себе нельзя обрести прощение тяжких грехов, тем не менее, оно располагает к тому, чтобы получить его в таинстве Покаяния. 
 
Подобает готовиться к принятию этого таинства через испытание совести, совершенное в свете слова Божия. Наиболее подходящие для этого тексты следует искать в нравственном учении Евангелий и апостольских Посланий: Нагорная проповедь, апостольские назидания.

+ М

Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 1481 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0