Итак всё незаконное есть уже противозаконное, и берущий не своё очевидно берёт чужое. Ибо человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак если кто стяжал себе, по выражению Божественнаго Павла, свой собственный сосуд (1Фес.4:4): тому закон естественный предоставляет праведное употребление его. Но если кто обратится не к собственному: такой без сомнения чужой похитит.
Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющего. Посему, строже изследовавшим сей предмет, представлялся блуд недалеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: «для чего тебе... увлекаться постороннею» – Прит.5:20. Но поскольку к немощнейшим отцы являли некое снисхождение: то положено в сем грехе общее различие таковое: блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием - навет и обида чужому союзу.
К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния против естества. Поскольку причиняется обида чужому роду, и притом вопреки естеству. При таком разделении видов, и сего греха общее врачевание состоит в том, да соделается человек через покаяние чистым от страстного неистовства к такому плотоугодию. Поскольку же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием или иными постыдными деяниями, как то смешением со скотом или неистовством к мужскому полу. Ибо в сих случаях, как сказано мною, грех становится сугубым: един состоит в непохвалительном сластолюбии, а другий в обиде другому. Да будет же некое различие образа покаяния во грехах сладострастия. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимиею более снисходительною: а уловленный во зле, или по некоему подозрению, или по обвинению невольного обличённый, подвергается продолжительнейшему исправлению, дабы со строгостью быв очищен, таким образом принят был к общению Святых Тайн.
Правило о сем таково: осквернившиеся блудодеянием на три года да будут совсем удалены от церковной молитвы, три года да участвуют только в слушании Писаний, в иные три лета да молятся с припадающими в покаянии и потом да причащаются Святых Тайн. Для проходящих же покаяние ревностнее, и житием своим показующих возвращение ко благому, позволительно устрояющему полезное в церковном домостроительстве, сократить время слушания, и скорее приводить оных к обращению: подобно сократить время и сего, и скорее опустить до приобщения, сообразно с тем, как он собственным испытанием дознаёт состояние врачуемого.
Ибо как воспрещено повергать бисер пред свиньями, так неуместно было бы и лишать драгоценного бисера того, который чрез удаление от греха и очищение уже сделался человеком. Беззаконие же содеваемое прелюбодеянием, или другими видами нечистоты, как выше сказано, по всему тем же судом да будет врачуемо, как и грех блудный, но с усугублением времени. При сем такожде да будет наблюдаемо расположение врачуемого, подобно как и одержимого нечистотою блуда, дабы или ранее, или позднее подавалось им причастие блага» Григорий Нис. 4. Епитимия как прелюбодею.
Празднование дня рождения запрещается, ибо таковые пиршества заканчиваются погублением пророка, как на дне рождения Ирода обезглавлен Иоанн Предтеча. На день Ангела необходимо помолиться в храме или дома, прочесть канон Ангелу Хранителю, поблагодарить Бога за сохранённую жизнь, милости Его. Как признак последнего времени есть особо злостное непослушание детей своим родителям (Рим.1:30), обуянное духом вседозволенности и разрушения, безмотивными преступлениями. «Нечистые женщины будут рождать чудовищ» – 3Езд.5:8, убивающих мать, отца, предающих родину, – всё это за грехи родителей, что ни при зачатии, ни при рождении, ни при воспитании не просили Божиих милостей, благословений. Дети обязаны не просто уважать, любить, но благоговейно чтить своих родителей.
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь, Бог твой, даёт тебе» – Исх.20:12. И даже под предлогом благочестия не покидай своих родителей. Исключение делается только для тех, чьи родители ставят выбор: или мы, или Бог («Если некоторые дети под предлогом благочестия оставят своих родителей, наипаче верных, и не воздают подобающей чести родителям, да будут под клятвою. Впрочем правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно» Гангр. 16).
Жёны-убийцы, совершившие аборт, отлучённые от Церкви на 10 лет, должны знать, что по церковным правилам они отлучены на 10 лет, которые распределяются так, что при словах «Оглашенные, изыдите» они, как и все, готовящиеся ко крещению, должны выходить 3/4 срока сего и стоять вне церкви и молиться, и только последнюю 1/4 срока находиться при богослужении на литургии до конца, но не причащаться.
«Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или ещё не образованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что наветовала самой себе; поелику жёны, от таковых покушений, весьма часто умирают. С этим соединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем, подобает не до кончины продолжать покаяние их, но принимать их в общение по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния» Василия Великого правило 2.
«Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признаётся и у Бога, и у людей. А плодородное множество нечестивых не принесёт пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твёрдости, колеблются от ветра и порывом ветров искоренятся, ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их... Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет, если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почёта. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день Суда; ибо ужасен конец неправедного рода» – Прем. Солом.4:1-6; 3:16-19. «Так и жена, оставившая мужа и произвёдшая наследника от чужого. Она будет выведена пред собрание, и о детях её будет исследование. Дети её не укоренятся, и ветви её не дадут плода. Она оставит память о себе на проклятие, и позор её не изгладится» – Сир.23:31-35. «Дети грешников бывают дети отвратительные и обращаются с нечестивыми. Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие» – Сир.41:8-10. «Не желай множества негодных детей, и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых, ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет» – Сир.16:1-5.
«Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и всё, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать, когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9:23), которые прикрыли наготу отца своего. Так говорится в притчах:
«Слушайся отца своего; он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» – Притч.23:22 Хам, сын того же Ноя, показавший наготу отца своего, был наказан. За непочитание родителей Бог великие наказания определил детям: 1) проклятие: «Проклят злословящий отца своего и матерь свою!» – Втор.27:16; 2; смерть: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» –Лев.20:9» Тихон Задонский. Согласно слову Божию прокляты все матерщинники, злословящие святое имя матери, пред которой мы в таком долгу, что если бы, как говорит мудрец, и в пригоршне на огне приготовил для матери еду, и тогда ещё ты ничего великого не воздал за неё, за её родильные муки (Сир.7:29). Не потому ли такие злые нынче дети, что они во сне и наяву поют: «У меня братишки нет, у меня сестрёнки нет», и сам того не зная, он воспитывается эгоистом и мстит за своих братишек, сестрёнок, которые убиты его матерью в её чреве, сделавшемся для них гробом. Закон Божий, заложенный в совести, влечёт к воспоминанию имени матери в беде, в смертный час.
И преступник в нарушение заповеди не делать на себе наколок, татуировок (Лев.19:28) пишет: «Не забуду мать родную». В действительности же следовало бы в душе написать: «я забыл наказ матери-Церкви и матери, родившей меня, быть добрым, честным, и вот я оказался вдали от добра».
«Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков. Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он – своего, а тот – своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках. Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание.
Детский возраст – нежный, ребёнок быстро усваивает то, что ему говорят, и, как печать на воске, запечатлевается в душе детей то, что они слышат. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то в будущем это уже обратится в навык и как бы в природу, и они не так легко будут по своей воле уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам. Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души.
Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимы» св. Иоанн Златоуст.
«Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их» Симеон Новый Богослов.
«Садовник привязывает саженцы к колу, укреплённому в земле, чтобы ветер и буря не повалили их. И сучки или негодные побеги отсекает, чтобы они не повредили дереву и не иссушили его. Поступайте так и вы с малыми и молодыми вашими детьми, привязывайте сердца их к страху Божию, чтобы не поколебались они от сатанинских козней и не оставили благочестия. Отсекайте растущие в них страсти, чтобы не выросли и не владели ими, и не умертвили внутреннего нового человека, рождённого в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут, то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как дикие побеги на дереве… Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли и не повредили человеку, и не погубили его, омытого, освящённого и оправданного святым Крещением, необходимо наказанием и учением Господним их отсекать. Отсекайте, возлюбленные, такие побеги в душах детей ваших, «воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» – Еф.6:4.
«Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение. Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят.
Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чём не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова. Юность, сама по себе склонная ко всякому злу, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания и наставления, но вместо этого встречает её великое зло – ядовитый соблазн родительских нравов. Соблазн же, как пожар усилившийся, далее и далее распространяется и поедает одушевлённые храмы. Горе детям от этого соблазна; и сугубое горе родителям, которые вместо полезного учения, злым примером, как ядом, заражают юные сердца» Тихон Задонский.
Гордые, своевольные жёны, безвольные, слабохарактерные отцы, и обе стороны, погрязшие в похоти и безбожии, осиротили столько детей, как ни одна война. Количество разводов перевалило давно за 53%, тогда как жена главного идола ВИЛа (Ленина) предсказывала, что уже при 17% разводов нас накроет национальная катастрофа.
Дети-сироты, страна сирот, потерявшая до 100 миллионов насильственно оборванных жизней только с 1917 года; страна, народ, над которым произведён чудовищный эксперимент по оскотиниванию, биологическому уничтожению, стоит на грани духовного и физического вымирания. Ежегодно миллионы абортов, нерождённых гениев, подвижников; нарушен генофонд русского народа. Кто может помочь ему? Только Бог и мы сами. «Ни я, ни Бог тебе не поможет, если ты сам себе не поможешь» – восклицал великий Златоуст. По научным выкладкам Д.И. Менделеева, к 2000 году русских должно было бы быть до 450 миллионов человек. Сегодня же едва насчитывают 75 миллионов. Где остальные?
Безбожество - лютый Змей-Горыныч сожрал огромную страну. 18 тысяч абортов ежеденевно только в России. Всенародное покаяние перед Богом в посте и прахе может дать ещё возможность испросить у Бога милости восстановить порушенную семью. Быть может, именно среди убитых были нерождённые гении, которые разрешили бы все неразрешимые ныне вопросы.
«Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; Сироте Ты помощник» – Пс.9:35; «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» – Исх.22:22; «Сиротам будь как отец» – Сир.4:10; «Отец сирот и Судия вдов – Бог» – Пс.67:6; «Он не презрит моления сироты, ни вдовы, когда она будет изливать прошение своё. Не слёзы ли вдовы льются по щекам, и не вопиёт ли она против того, кто вынуждает их?» – Сир.35:14-15; «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев, и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наёмника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца, а Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» – Малах.3:5.
Русский человек имел неписаное правило, по которому дети погибших родителей часто переходили к крестному отцу, воспреемнику их от святой купели Крещения. В языческом римском царстве, в стране Галатии, в г. Анкире жила бедная вдова-христианка Ефросиния с малолетним сыном Климентом, воспитывала его в учении Господнем. Страшное тогда было гонение на христиан. Когда Клименту было 12 лет, мать его тяжело заболела, и почувствовала приближение кончины. Не страшилась она смерти, ибо крепко верила в жизнь бессмертную за гробом и питала светлую надежду на блаженство вечное, уготованное любящим Бога. Накануне своей кончины мать ведёт тихую, прощальную беседу с сыном: «Милое дитя моё! Осиротел ты ещё в пелёнках, узнал о своём сиротстве прежде, чем об отце. Но ты не был сиротою, не будешь и после меня. Отец тебе – Христос Бог.
Я родила тебя по плоти. Он возродил тебя духовно. Его исповедуй своим Отцом. Его сыном называй себя, но старайся быть достойным усыновления Ему. Служи единому Христу Господу, в Нём полагай свою надежду и своё спасение.
Он сошёл с небес, чтобы нас возвести на небо, чтобы даровать нам жизнь и спасение, и сделать сынами Божиими. Лютое время настоит нам, христианам. Могут и тебя постигнуть соблазны, угрозы и муки от нечестивых. Будь же мужественен, сын мой! Крепко и непоколебимо сохрани свою веру; будь готов пострадать за Христа до смерти. Завтра я уже не увижу дневного света, но я буду с тобой духом, буду хвалиться о тебе пред престолом Христовым в надежде и тебя видеть пред Его престолом».
Богатая христианка София, вдова, узнала о сироте и взяла к себе Климента. Видя богатство приёмной своей матери, зная её доброе сердце, он понял, что доставит ей радость, если поможет ей распространять свою материнскую любовь и христианскую сострадательность на других таких же или ещё более несчастных бесприютных детей. В Галатии тогда настал голод. Чуждые сострадания язычники выносили или выпроваживали своих детей на дороги и перекрестки и там бросали. И вот Климент стал подбирать таких детей и приносить в дом Софии. Спасая им временную жизнь, заботились и о душе сирот, спасая множество голодных сирот.
Позже, будучи избран епископом, он претерпел невиданные мучения от жестоких гонителей, и такие муки в течение 29 лет и 11 месяцев, каких никогда и никто не выносил ни до него, ни после него. И полностью исполнил он наказ умирающей матери своей, говорившей ему: «Дитя моё, дитя возлюбленное, умоляю тебя, умоляю, чтобы ты воздал мне единственный дар за все мои болезни и заботы о тебе, ибо наступает время тяжёлое.
Сын, окажи мне эту честь, стань за Христа дерзновенно и мужественно и сохрани крепко и непоколебимо исповедание Его имени. Я же уповаю на Христа моего, о, дитя моё! Вскоре процветёт на тебе венец мученичества в честь меня и для спасения многих душ. Приготовь же сердце своё к подвигу страдания, чтобы не застигло тебя неприготовленным время подвигов. Знай, что полезно быть искушаемым бедствиями, подобно золоту в горниле. Но ты не бойся: страдание будет временным, а воздаяние за него вечным; скоро пройдёт скорбь и вечно продлится радость; кратковременно будет бесчестие здесь, но вечная слава ждёт тебя у Бога.
Козни мучителей и язвы продолжаются один какой-либо день, причём ярость царей земных бывает осмеиваема мучениками, слава их увядает, огонь, уготованный ими на Христовых мучеников, угашается. Меч их поедает ржавчина, сила их погибает. Поэтому нет ничего такого, что могло бы отлучить тебя от Христа Господа. Ты станешь исповедником Господним, а я буду мать мученика» (Память 23 янв., стр.767).
Молитвами св. Климента и его матери, Господи, воскреси наш народ! Молитвами Российских мучеников, пострадавших от рук лютых безбожников, воскреси, Боже, души наши и Русь; и да придут добрые пастыри, да создадутся добрые семьи христианские! +М
.
|