"Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Флп 4,8). Добродетель есть привычное и постоянное расположение делать добро. Она позволяет человеку не только делать добрые дела, но отдавать из себя лучшее. Всеми силами своими, как духовными, так и чувственными, добродетельный человек тянется к добру; он следует ему и его выбирает в конкретных поступках. Цель добродетельной жизни - уподобиться Богу. Человеческие добродетели Человеческие добродетели - это устойчивое отношение, стабильное расположение, постоянное совершенство разума и воли, движущее нашими поступками, управляющее нашими страстями и руководящее нашим поведением согласно разуму и вере. Человеческие добродетели дают нам легкость, самообладание и радость, чтобы вести жизнь, нравственно благую. Добродетельный человек - тот, кто делает добро в результате свободного выбора. Моральные добродетели приобретаются человеческими силами. Они - плоды и семена нравственно благих действий. Они располагают все силы человека к общению с божественной любовью. Главные добродетели Четыре добродетели играют решающую роль. Поэтому их называют главными: все остальные группируются вокруг них. Это благоразумие, справедливость, мужество и воздержанность. "Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству" (Прем 8,7). Добродетели эти, по-разному называемые, восхваляются во многих местах Священного Писания. Благоразумие есть добродетель, располагающая практический разум при любых обстоятельствах распознавать наше истинное благо и выбирать правильные средства для его совершения. "Благоразумный внимателен к путям своим" (Притч 14,15). "Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Петр 4,7). Благоразумие есть "прямое правило всякого действия", пишет св. Фома вслед за Аристотелем. Не надо смешивать его ни с робостью или страхом, ни с двуличностью или фальшью. Его называют руководителем добродетелей : оно ведет за собой другие добродетели, указывая им путь и меру. Именно благоразумие непосредственно руководит суждением совести. Благоразумный человек принимает решения и организует свое поведение в соответствии с этим суждением. Благодаря этой добродетели, мы безошибочно применяем моральные принципы в каждом частном случае и преодолеваем сомнения по поводу добра, которое надо делать, и зла, которого надо избегать. Справедливость есть нравственная добродетель, состоящая в постоянной и твердой воле отдавать Богу и ближнему то, что подобает. Справедливость по отношению к Богу называется "религиозной добродетелью". По отношению к людям она располагает к уважению прав каждого и к установлению в человеческих отношениях гармонии, содействующей равному подходу к людям и к общему благу. Справедливый человек, часто поминающийся в Священном Писании, отличается прямотой своих мыслей и праведностью поведения по отношению к ближнему. "Не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего" (Лев 19,15). "Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах" (Кол 4,1). Мужество есть нравственная добродетель, обеспечивающая твердость в преодолении трудностей и постоянство в следовании добру. Оно укрепляет решение сопротивляться искушениям и преодолевать препятствия в нравственной жизни. Добродетель мужества делает человека способным преодолевать страх, даже страх смерти, и переносить испытания и преследования. Оно располагает к самоотрешенности и самопожертвованию ради правого дела. "Господь сила моя и песнь" (Пс 118,14). "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин 16,33). Воздержанность есть нравственная добродетель, ограничивающая привлекательность удовольствий и обеспечивающая равновесие в пользовании сотворенными благами. Она гарантирует господство воли над инстинктами и удерживает желания в рамках порядочности. Воздержанный человек направляет свои чувственные пожелания в сторону добра, соблюдает здоровую скромность и "не следует влечению души своей, чтобы ходить в похотях сердца своего" (Сир 5,2). Воздержанность часто восхваляется в Ветхом Завете: "Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих" (Сир 18,30). В Новом Завете о ней говорится как о "воздержании" и "целомудрии". Мы должны "целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке" (Тит 2,12). Жить хорошо - ничто иное, как любить Бога всем сердцем своим, всей душой и всеми своими делами. Ему сохраняем мы всю полноту любви (благодаря воздержанности), которой не может поколебать никакое несчастье (благодаря мужеству), которая Ему одному подчинена (благодаря справедливости), которая бодрствует, чтобы все распознавать и не попасться на хитрость и ложь (благодаря благоразумию). Добродетели и благодать Человеческие добродетели, приобретенные воспитанием, сознательными действиями и неизменным постоянством усилий, очищаются и возвышаются Божественной благодатью. С помощью Божией, они выковывают характер и делают естественным следование добру. Добродетельный человек испытывает счастье от верности добродетелям. Уязвленному грехом нелегко хранить нравственное равновесие. Спасение, дарованное Христом, дает нам благодать, необходимую для постоянства в поиске добродетелей. Каждый из нас всегда должен просить этой благодати света и крепости, прибегать к таинствам, сотрудничать с Духом Святым, следовать Его зову любить добро и чуждаться зла. Богословские добродетели Человеческие добродетели укоренены в добродетелях богословских, приспосабливающих человеческие возможности к причастности Божественному естеству. Ибо богословские добродетели относятся непосредственно к Богу. Они располагают христиан жить в общении со Святой Троицей. Их источник, побудительная причина и объект - Единый и Троичный Бог. Богословские добродетели обосновывают, воодушевляют и характеризуют нравственные действия христианина. Они воспитывают и оживляют все нравственные добродетели. Они вливаются Богом в души верных, чтобы дать им способность действовать как Его детям и заслужить вечную жизнь. Они - залог присутствия и действия Святого Духа в способностях человека. Есть три богословских добродетели - это вера, надежда и любовь. Вера Вера есть богословская добродетель, посредством которой мы верим в Бога и во все, что Он сказал и открыл нам и во что Святая Церковь предлагает нам верить, ибо Он есть сама Истина. Верой "человек по свободной воле предает всего себя Богу". Поэтому верующий стремится узнать и исполнить волю Божию. "Праведный верою жив будет" (Рим 1,17). Живая вера "действует любовью" (Гал 5,6).
Дар веры остается у того, кто не согрешил против нее. Но "вера без дел мертва" (Иак 2,2): вера, если она лишена надежды и любви, не соединяет полностью верующего со Христом и не делает его живым членом Тела Его.
Ученик Христов должен не только хранить веру и жить ею, но еще и исповедовать ее, уверенно свидетельствовать о ней и распростнять ее: "Все должны быть готовы исповедовать Христа перед людьми и следовать за Ним по Крестным Путем, среди гонений, которым Церковь всегда подвержена" Служение и свидетельство веры требуются для спасения: "Всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим Небесным" (Мф 10, 32-33).
Надежда
Надежда есть богословская добродетель, посредством которой мы желаем как нашего счастья Царствия Небесного и вечной жизни, полагая наше упование в обещаниях Христа и опираясь не на свои собственные силы, но на подержку благодати Духа Святого. "Будем держаться исповедания упования неуклонно; ибо верен Обещающий" (Евр 10,23). "Он спас нас (...) Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни" (Тит 3,5-7).
Добродетель надежды отвечает стремлению к счастью, заложенному Богом в сердце каждого человека; она воплощает в себе упования, вдохновляющие человеческие действия; она очищает их, чтобы подчинить Царству Небесному; она защищает от уныния; она поддерживает в оставленности; она открывает сердце в ожидании вечного блаженства. Порыв надежды предохраняет от эгоизма и ведет к счастью любви.
Христианская надежда продолжает и завершает надежду избранного народа, имеющую истоком и образцом упование Авраама, для которого Божий обещания исполнились в Исааке с избытком и который был очищен испытанием жертвоприношения. "Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов" (Рим 4,18). Христианская надежда открывается с самого начала проповеди Иисуса в провозглашении Заповедей Блаженств. Заповеди Блаженства возносят нашу надежду к Небесам, как к новой Земле обетованной; они прокладывают ей дорогу сквозь испытания, ожидающие учеников Иисуса. Но заслугами Иисуса Христа и Его Страстями Бог хранит нас в "надежде, которая не постыжает" (Рим 5,5). Надежда - "якорь души", безопасный и крепкий, "входит [туда], (...) куда предтечею за нас вошел Иисус" (Евр 6,19-20). Она - также и оружие, защищающее нас в борьбе за спасение: "Да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения" (1 Фее 5,8). Она дает нам радость даже в испытании: "Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы" (Рим 12,12). Она выражается в молитве и питается ею, в особенности в молитве "Отче наш", где сконцентрировано все, чего надежда заставляет нас желать. Значит, мы можем уповать на славу небесную, обетованную Богом тем, кто любит Его и исполняет Его волю. При всех обстоятельствах, каждый должен надеяться с благодатью Божией "претерпеть до конца" и обрести радость небесную как вечную награду Божию за добрые дела, совершенные с помощью благодати Христовой. В надежде Церковь молится о том, чтобы "все люди спаслись" (1 Тим 2,4). Она уповает на соединение со Христом, Женихом своим, во славе небесной. Надейся, о душа моя, надейся! Ты не знаешь ни дня, ни часа. Усердно бодрствуй - все проходит быстро, хотя нетерпение твое делает несомненное сомнительным и удлиняет быстротекущее время. Помни о том, что чем больше борение твое, тем больше доказываешь ты свою любовь к Богу твоему и тем больше возрадуешься однажды с твоим Возлюбленным, в счастье и восторге, которым не будет конца. Любовь Любовь есть богословская добродетель, посредством которой мы любим Бога превыше всего, прежде всего ради Него Самого, а нашего ближнего - как самих себя, ради любви к Богу. Иисус делает любовь новой заповедью. Возлюбив Своих "до конца" (Ин 15,9), Он проявляет любовь Отца, которую от него получает. Любя друг друга, ученики подражают любви Иисуса, которую они также получили. Поэтому Иисус говорит: "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей" (Ин 15,9). И еще: "Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин 15,12). Будучи плодом Духа и полнотой Закона, любовь хранит заповеди Бога и Христа Его: "Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей" (Ин 15,9-10). Христос умер из любви к нам, когда мы были еще "врагами" (Рим 5,10). Господь просит нас любить, как Он - даже врагов наших (ср. Мф 5,44). Стать ближним и для самых дальних любить детей и бедных, как Он Сам. Св. апостол Павел дал несравненную картину любви: "Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор 13,4-7). "Если не имею любви, - говорит еще апостол, - я ничто". Всякое достоинство, служение, даже добродетель - без любви "нет мне в том никакой пользы" (1 Кор 13,1-3). Любовь - высшая из всех добродетелей. Она - первая из богословских добродетелей: "Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор 13,13).
Воплощение в жизнь всех добродетелей одушевляется и вдохновляется любовью. Она есть "совокупность совершенства" (Кол 3,14); она - форма добродетелей; она выражает их и выстраивает во взаимосвязи; она - источник и цель их христианского применения. Добродетель любви обеспечивает и очищает нашу человеческую способность любить. Она возвышает ее до сверхъестественного совершенства любви божественной.
Практика нравственной жизни, движимой любовью, дает христианину духовную свободу детей Божиих. Он перед Богом уже не как раб, во власти боязни, присущей слуге, и не как наемник в погоне за жалованием, но как сын, отвечающий на любовь Того, Кто "прежде возлюбил нас" (1 Ин 4,19).
Либо мы отвращемся от зла из страха перед наказанием, и тогда мы в положении раба. Либо мы гонимся за наградой, и тогда мы уподобляемся наемникам. Либо, наконец, мы повинуемся ради добра как такового и из любви к тому, кто повелевает, - тогда мы в положении детей.
Плоды любви - радость, мир и милосердие; она требует щедрости и братского назидания; она является доброжелательностью; она порождает взаимность, остается бескорыстной и щедрой; она есть дружба и общение:
Завершение всех трудов наших - возвышенная любовь. Такова цель: именно для ее обретения мы бежим; именно к ней мы бежим; и, достигнув, именно в ней мы найдем покоит
Плоды и дары Святого Духа Нравственную жизнь христиан поддерживают дары Святого Духа. Это постоянные предрасположения, делающие человека способным следовать побеждениям Святого Духа. Семь даров Святого Духа - это: премудрость, разум, совет, крепость (мужество), ведение, благочестие и страх Божий. Они принадлежат во всей полноте своей Христу, Сыну Давидову. Они восполняют и совершенствуют добродетели тех, кто получает их. Они делают верных способными охотно повиноваться божественным вдохновениям.
Дух Твой благой да ведет меня в землю правды (Пс 142,10).
Ибо все водимые Духом Божиим, суть сыны Божий а если дети, то и наследники, сонаследники же Христу (Рим 8,14.17). Плоды Духа - это проявления совершенства, которое созидает в нас Дух Святой, предвосхищая вечную славу. Традиция Церкви перечисляет двенадцать таких проявлений: "любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, благость, благожелательность, кротость, верность, скромность, воздержание, целомудрие" (Гал 5,22-23). Добродетель есть привычное и постоянное расположение делать добро. Человеческие добродетели - это устойчивое расположение разума и воли, управляющее нашими действиями, упорядочивающее наши страсти и направляющее наше поведение согласно разуму и вере. Их можно сгруппировать вокруг четырех главных добродетелей: благоразумия, справедливости, мужества и воздержанности. Благоразумие располагает практические разум при любых обстоятельствах распознавать наше подлинное благо и выбирать верные средства для его достижения. Справедливость состоит в постоянной и твердой решимости отдавать Богу и ближнему то, что им подобает. Мужество обеспечивает, когда возникают затруднения, твердость и постоянство в следовании добру. Воздержанность умеряет привлекательность чувственных удовольствий и обеспечивает равновесие в пользовании сотворенными благами. Нравственные добродетели взращиваются воспитанием, волевыми актами и настойчивостью усилий. Благодать Божия их очищает и возвышает. Богословские добродетели располагают христиан к тому, чтобы жить в постоянном общении со Святой Троицей. Их источник, побудительная причина и объект - Бог, познаваемый верой, на Которого уповаем и Которого любим ради Его Самого. Богословских добродетелей три: вера, надежда и любовь. Они воспитывают и оживляют все нравственные добродетели. Посредством веры мы веруем в Бога, во все, что Он открыл нам и во что Святая Церковь предлагает нам верить. Посредством надежды мы желаем и ожидаем от Бога с полным доверием вечной жизни и даров благодати, чтобы заслужить ее. Посредством любви мы любим Бога превыше всего и ближнего нашего, как самих себя, ради любви Божией. Любовь есть "совокупность совершенства" (Кол 3,14) и форма всех добродетелей.
Семь даров Духа Святого, подаваемых христианам, - это премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх Божий. +М
.
|