"Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье."
Вспомним притчу Иисуса о добром самарянине: "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе" (Лк 10, 30-35). Самарянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувством сострадания, он отдает совершенно незнакомому ему человеку время, энергию и деньги, не ожидая ни вознаграждения, ни благодарности. Проявлять альтруизм учат в детском саду, в школе, в семье. Отчего же нам не удается проявлять его всегда? Что лежит в основе наших добрых поступков: искреннее желание помочь или что-то иное?
Немного теории
Термин "альтруизм" введен французским философом О. Контом как противоположный понятию "эгоизм". Принято считать, что эгоизм - это стремление улучшить свое собственное благополучие. Альтруизм, напротив, ставит своей целью увеличить благополучие других. В его основе всегда лежит идея бескорыстия. В жизни человека эти два понятия настолько тесно связаны друг с другом, что практически на любое наше стремление оказать помощь влияют соображения как эгоистичного, так и бескорыстного характера. Каждый согласится с тем, что большинство действий по оказанию помощи являются явно эгоистичными (чтобы заслужить одобрение или избежать наказания) или почти эгоистичными (стремление решить свои внутренние проблемы). И крайне редко мы проявляем искреннее сострадание и милосердие, на которое и сами расчитываем в трудную минуту. Это хорошо видно на примере людей, добровольно ухаживавших за больными СПИДом. Оказалось, что большинство из них - почти 90% - оказывали помощь из-за будущей карьеры, получения новых знаний, опыта. И только каждый десятый поступал так в соответствии с общечеловеческими ценностями и заботой о других. Получается, что оказание помощи не всегда является альтруистическим поступком.
Почему мы оказываем помощь другим?
Вопрос очень сложный, не имеющий однозначного ответа. В одном случае нами движет принцип повседневной жизни "я - тебе, ты - мне". Сегодня я даю в надежде, что позднее стану получать. Мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и вполне социальными товарами - любовью, услугами, статусом. Выгода от такой помощи, как правило, в глаза не бросается. Так, чтобы получить признание или добиться дружбы, мы предлагаем свои услуги, проявляем заботу, помогаем решать какие-то проблемы. В другом случае нашим поведением управляют общепринятые нормы социальной взаимности: оказывать помощь тем, кто оказывает ее нам, и социальной ответственности: убежденность в том, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Такое поведение уже можно назвать альтруистическим, но, к сожалению, не до конца, так как в его основе все равно лежит либо личная выгода, либо обязанность, навязанная общественным требованием вести себя так, а не иначе. Мы должны помочь старушке перейти улицу. Мы должны вернуть бумажник тому, кто его потерял. Мы должны защищать наших боевых товарищей от возможной гибели. Мы должны заботиться о детях, инвалидах. Нормы - это общественные ожидания. Они предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности, и мы им следуем. Кроме этого, существует настоящее альтруистическое поведение. В его основе всегда лежит эмпатия (сочувствие) и любовь. Но не стоит думать, что если у человека есть эти качества, то он способен на подлинный альтруизм, отнюдь нет. Любящие родители страдают, когда страдают их дети, и искренне радуются вместе с ними. Это не значит, что они будут также переживать или радоваться за других, особенно незнакомых для них, людей. Причина кроется в природе человека, в его биологической склонности к эгоизму. Что подтверждает наличие глубоко укоренившегося в человеке "первородного греха", заставляющего людей заботиться только о своих интересах. Кто это понимает и стремится к своему духовному совершенству, тот совершает подлинные альтруистические поступки.
Зачем человеку альтруизм?
На первый взгляд абсолютно не нужный вопрос, и так все ясно. Но не стоит торопиться. Вспомните свои ощущения, которые вы испытали, когда совершили необдуманный поступок, доставив кому-то сильную душевную боль. В такой ситуации осознавать свою вину было очень болезненным чувством, настолько болезненным, что у вас появилось огромное желание делать бескорыстные добрые поступки. Оказывается, альтруизм помогает снять или по крайней мере облегчить переживания, вызванные чувством собственной вины и восстановить положительную репутацию о себе. Кто хоть один раз в жизни совершил абсолютно бескорыстный поступок, тот знает, как сильно увеличивается чувство собственного достоинства. После этого хочется снова и снова совершать что-нибудь похожее. Заповедь "возлюби ближнего твоего как самого себя" напоминает нам о необходимости уравновешивать свои интересы с интересами других. Великодушие и альтруизм выступают тормозами для биологической склонности человека к эгоизму и подымают его на новую высоту духовного развития.
Что мешает нам оказывать помощь, даже если мы этого желаем?
Несмотря на то, что человек рождается с чувством эмпатии и сострадания ко всему живому в природе, жизненные обстоятельства, родители, друзья часто делают нас другими. Если уже через несколько часов после рождения мы с удовольствием подхватываем крик другого малыша, обиженного или недовольного чем-то, то с возрастом мы легко проходим мимо ситуаций, где наша помощь не просто необходима, а является спасительной. Это связано в большей степени с воспитанием человека. Но есть еще факторы, которые влияют на то, что человек неправильно оценивает ситуацию, а соответственно, и ведет себя неправильно. Это связано с психологическими механизмами оценки и восприятия информации. Замечено, что если человек торопится, спешит (как священник в притче о добром самарянине), то вероятность того, что он кому-то окажет помощь - крайне мала. Спешащий человек никого не замечает вокруг, он погружен в себя и занят только своими интересами и проблемами. Исследования показали, что чем больше очевидцев чрезвычайной ситуации, тем меньше они склонны брать ответственность на себя по ее разрешению. Вначале все ждут: кто же первый бросится помогать и если такого человека не найдется, то первоначальная нерешительность перейдет в смущение от своего бездействия. Найдя какое-то оправдание, мы стремимся быстрее уйти от места происшествия. И наоборот, если найдется смельчак, который тут же станет оказывать помощь, мы тут как тут, все бросаемся ему помогать. Многое в наших действиях зависит от того, кому необходима помощь. Если это молоденькая девушка или женщина, или человек, похожий на нас своим социальным статусом, то мы с большим желанием откликнемся на его просьбу или потребность в помощи. Люди более всего склонны помогать тем, кто, по их мнению, нуждается в помощи и заслуживает ее, а также тем, кто похож на них. Но ведь в критическую ситуацию может попасть любой человек, в том числе и мы сами. Готовность и желание человека прийти на помощь другому человеку говорит о его взаимоотношениях с Богом. Не случайно Авва Дорофей провел такую закономерность, говоря о свойстве любви: "Насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся с Богом".
Каким образом можно усилить альтруизм у детей?
* Личным примером На нравственное воспитание детей влияет как то, что они слышат, так и то, что они видят. В психологии описан механизм - интериоризация - когда дети бессознательным образом копируют и запоминают поведение своих родителей. И то, как родители ведут себя, становится эталоном для поведения детей в будущем, когда они вырастут. *Подбирать книги, телепередачи, фильмы с положительными примерами альтруизма. Средства массовой информации способны научить ребенка либо хорошему, либо плохому поведению. И от того, что ребенок будет читать или смотреть, будет зависеть многое. * Не гасить порывы детей к добрым поступкам. Когда вы торопитесь, к примеру, с дочкой на день рождения, а ей вдруг захотелось пожалеть маленького котенка, что сидит на лавочке, не проходите мимо и не объясняйте дочке ненужность или несвоевременность этого поступка. Если сегодня вы вместе пройдете мимо котенка, завтра она пройдет и мимо человека. * Поощряйте добрые поступки детей, но не материальным вознаграждением. Умело сказанный комплимент вызовет желание сделать похожий поступок еще раз. Вознаграждение в виде конфет или мороженого будет формировать у ребенка мысль, что в этом мире все покупается и все продается, в том числе любовь и добродушие.
|