Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Суббота, 27.04.2024, 07:43 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

В одного ли Бога верят христиане и мусульмане?
ОДНОМУ ЛИ БОГУ СЛУЖАТ МУСУЛЬМАНЕ И ХРИСТИАНЕ?

Сравнительное Богословие.

Для ответа на этот вопрос естественнее всего рассмотреть по пунктам мусульманское учение о Боге. Конечно, некоторые представления будут совпадать в ряде моментов – это касается, например, всемогущества Бога, всеведения и прочих подобных атрибутов Божества. Однако даже схожие названия нередко таят в себе принципиальные отличия в их понимании.

Например, взять хотя бы представления о Боге как о Творце. Когда мы слышим, что мусульмане называют Бога творцом, то автоматически подразумеваем, что они понимают это так же, как и христиане, то есть, что Бог единожды сотворил мир и законы, по которым он управляется, и, поддерживая его Своим Промыслом, после шести дней творения Он больше ничего нового не творит.

Однако мусульмане, начиная с IX века, следуя богослову аль-Ашари, считают, что Бог каждую секунду, каждое мгновение творит мир заново. Когда они говорят, что Бог – творец, то подразумевают, что Бог – творец каждого действия человека и действия каждого животного в мире.

Вдумайтесь: отвечает ли святоотеческому богомыслию идея о том, что Бог персонально творит блуд и убийства людей, испражнения животных и прочее?

Это кажется странным, но на самом деле это естественное проявление мусульманского учения, согласно которому Аллах есть равно источник и добра и зла.

В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что "он есть приносящий пользу и вред


[1], что иногда он "хочет добра своему рабу, а иногда желает зла для своего раба"[2]; что "он – приносящий зло, он – дарующй блага"[3]. Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (Коран 2: 14). Он "сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого хочет" (Коран 35: 9). Он "замышляет хитрость" (Коран 86: 16), ибо "Аллах – лучший из всех хитрецов" (Коран 47: 54). "Он обманывает" (Коран 4: 141). Он меняет свою волю (Коран 13: 39). По мусульманским понятиям для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: "О Аллах! Нет добра, кроме твоего добра, и нет зла, кроме твоего зла"[4].

Пусть каждый читатель сам сделает вывод, насколько вышеозначенные представления соответствуют христианскому учению о всеблагом Боге, Который "не искушается злом, и Сам не искушает никого" (Иак. 1: 13-14), у Которого "совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем" (Втор 32: 4), Который говорит: "Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был" (Иез 33: 11), Который "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2: 4), и у Которого "нет изменения и тени перемены" (Иак. 1: 17), ибо "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Чис. 23: 19); "И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы"[5]. (1 Иоан. 1: 5)

Объявлять Бога источником зла, как делают мусульмане, с точки зрения христианства – богохульство. Для самих же последователей Мухаммада это обусловлено ещё одним краеугольным отличием – учением о предопределении.

Осуществилось предопределение достаточно просто: "первым, что создал Аллах, было перо. Затем он повелел ему: Пиши! Записывай меру всего вплоть до наступления Часа... то есть, все сущее до дня воскресения"[6]. Предначертано все до мельчайших подробностей, каждый поступок каждого человека, и, более, того, как мы помним, сам же Аллах эти действия и творит. Мир и вся история человечества низводится до заурядного театра марионеток, а Творец – до странного кукольника, заигравшегося с самим собой. В Коране Аллах повелевает Мухаммаду: "Скажи: "Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах"" (Коран 9: 51).

Некоторым Аллах предначертал верить в него: "не придется душе уверовать, иначе как с соизволения Аллаха" (Коран 10: 100), а других ему угодно делать неверующими: "Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие" (Коран 9: 178), поэтому "того, кого сбил с пути Аллах, никто не направит на прямой путь" (Коран 39: 36), "для них – великое наказание!" (Коран 2: 6), "Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение" (Коран 2: 14).

В достоверном хадисе из сборника Малика приводятся следующие слова Мухаммада: "Господь сотворил Адама, затем двинул своей правой рукой у него за спиной и произвел одних потомков: мы сотворили их для Небес, и они будут делать дела, приличествующие для хороших людей. Затем он двинул левой рукой и произвел других потомков: мы сотворили их для ада, и они будут делать дела, приличествующие для ада".

Не случайно святые отцы Православия осуждали учение о предопределении как ересь и богохульство, ведь Бог, согласно такому представлению, есть непосредственная причина всех поступков человека, но при этом Он же и наказывает человека за то, что Сам же заставил его сделать. Разве это справедливо? Разве это не абсурдно?

Но это еще далеко не все отличия. В мусульманском богословии в результате споров и дискуссий в средние века появилось учение об атрибутах Бога. В их перечне есть и очень оригинальные атрибуты, которые с христианским представлением никак не вяжутся. Например, с точки зрения мусульман у Бога есть атрибут перемещения в пространстве, что с точки зрения христиан абсурдно и отрицает вездесущие Божие.

Мусульманское представление основано на аятах Корана, в которых говорится, что Бог каждую треть ночи спускается к нижнему небу и там смотрит: молится ли ему кто-нибудь в это время. Об Аллахе говорится, что "он тот, который сотворил для вас все, что на земле, а потом вознесся к небу... а потом вознесся на трон"[7] и, видимо, ежедневно сходит с трона "в последнюю треть ночи, когда он опускается на ближайшее небо"[8].

Сравните эти представления со словами Библии: "может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? – говорит Господь. – Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер. 23: 24) Очевидно, что вездесущие только и подобает Творцу вселенной.

Другой своеобразный атрибут Аллаха – Коран. Он считается вечным словом Аллаха, неизменно существовавшим всегда. Соответственно получается, что и арабский язык существовал всегда, и Коран вечен и неизменен, как Бог, Коран совечен Аллаху.

Нужно признать, что учение о том, что Бог имеет совечный и неизменный атрибут в виде книги на арабском языке, совершенно не сочетается с библейскими представлениями о Боге. Что, разве суры "Корова" или "Паук" есть атрибуты божества и существовали до творения мира? Равно как и отчаянная ругань на Абу Лахаба и его жену, личных врагов Мухаммада?

Это учение встречало критику даже в среде самих мусульман. Так, в VIII-Х веках богословское течение мутазилитов восставало против догмата о несотворенности Корана, вполне логично указывая, что допущение извечности и несотворенности Корана равносильно наделению его свойствами Бога или, иначе, признанию наряду с Аллахом второго бога. Следовательно, ни о каком хваленом единобожии (таухиде) говорить не приходится. Мутазилиты исчезли под гнетом суннитских преследований, но аргументы их вполне резонны и по сей день. Ведь Коран не тождественен Богу (никто не назовет экземпляр книги Богом), и вряд ли при этом неразрывно с ним слит и обладает божественными свойствами.

Христианский "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4: 8). Аллах же говорит о себе: "Высокомерие – мой плащ, а гордость – мой покров. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, я брошу в огонь"[9].

Далее следует рассмотреть вопрос, как ислам относится к христианскому представлению о Боге. В 112-й суре Корана об Аллахе говорится: "Не рождал он и не был рожден". Разве это можно соотнести с православным учением о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, Троице единосущной и нераздельной? Коран за то, что христиане сказали "Христос – Сын Аллаха" (то есть Бога), так характеризует их: "Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвратительны!" (Коран 9: 30, 32). Согласно исламу, Христос – обычный человек, а не Сын Божий, мусульмане принципиально отвергают даже мысль, что у Бога есть предвечно рождающийся Сын, тогда как Писание говорит нам: "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца" (1 Ин 2: 23).

Христиане верят в Божественную Троицу и знают о Боговоплощении, мусульмане же последовательно отвергают и то, и другое – эти два главнейших догмата христианского учения о Боге.

Сказанного достаточно, чтобы ответить на вопрос: Один и Тот же ли Бог Евангелия и Аллах Корана.

Святоотеческие отзывы о мусульманском представлении Бога

Если принять во внимание вышеизложенное, то не покажется странным, что в чине отречения от ислама, составленном Православной Церковью в IX веке, помимо упоминания прочих заблуждений ислама, стояла "анафема богу Мухаммеда, о котором он говорит, что он есть бог ολόσφυρος, который не рождал, не был рожден, которому никто не подобен". Здесь дословная цитата 112-й суры Корана.

О том же свидетельствуют и святые отцы, писавшие об исламе.

Например, святитель Симеон Фессалоникийский называет мусульман язычниками и так объясняет это: "Арабы, введенные в заблуждение одним нечестивейшим и бесноватым варваром, единоплеменным им... а именно, Мухаммадом. Они, хотя и признали Бога, но и в этом явились подобными совершенно безбожным, какими они и были прежде; ибо после того, как узнали нечто об истинном Боге, не признали безначального Отца, единородного Сына и Святого Духа"[10].

Как полезно было бы вспоминать иногда о святоотеческом слове некоторым псевдоправославным писателям, которые даже доходят до таких утверждений, что-де промысел Божий действовал через Мухаммеда на арабов таким образом, что якобы только в такой несовершенной форме, как ислам, можно было преподать им знание единобожия. И хотя лживость данного мнения вполне очевидна (ибо не может быть народа, для которого по природе закрыта возможность усвоения проповеди Христовой, к тому же мы имеем среди почитаемых Церковью святых – арабов V-VI вв., например преподобных Юлиана Слепца, Илии Араба, 3000 мучеников Наджранских) и из предыдущей главы видно, что учение о Боге в исламе не просто несовершенное, но диаметрально противоположное, хочется привести слова святых отцов, относящиеся непосредственно к этому тезису.

Когда халиф сказал братьям-мученикам Константину и Давиду: "Как вы осмеливаетесь произносить хульные слова на великого Мухаммада... и порицаете его по безумию вашему? Ведь он всю Персию и Аравию обратил от поклонения огню и привел к единобожию", святой Давид Аргветский ответил: "Хотя Мухаммад и отвратил вас от служения огню, но не привел к истинному богопознанию, и поэтому не мог дать вам спасения. Он подобен кораблю, который, хотя и не потонул в середине моря, однако вблизи берега погрузился в волны морские. Какая польза в корабле, который не смог достичь берега? Что случилось с ним, то сделается и с вами".

Мнение, которое мы упоминали, встречалось и прежде, в Византии, среди секулярных, светских кругов, больше озабоченных политикой, нежели вопросами веры. Этому заблуждению посвящена специальная глава в "Опровержении Корана" Никиты Византийского, крупнейшего полемиста, друга святителя Фотия Константинопольского. Приведем краткое изложение 102-й главы, названной "Доказательство того, что пребывают в заблуждении считающие, будто мусульмане сохраняют веру в Бога Отца".

Господь Иисус Христос, Который является Истиной, сказал: "Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца" (Ин 5: 23), и все патриархи и пророки знали о Сыне Божием, как сказано: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин 8: 56). Как же можно сказать, что нечестивый народ, отвергающий Сына, имеет Отца? Разве может принять их Отец, видя, как они поносят Его Сына? "Никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф 11: 27). Как же они могут Его знать, если отрицают Сына? Следовательно, мусульмане не поклоняются Богу Авраама и Моисея, Отцу нашего Господа Иисуса, так как отвергают знание о единородном Сыне Божием, хотя даже Ветхий Завет говорит об этом (Пс 109: 3; 44: 8).

Одновременно с Никитой это мнение опровергает и Еводий Монах в записи "Мученичество 42-х мучеников Аморейских". Один из мучеников говорит мусульманам: "Ваше мнение о Боге ошибочно, так как вы, признавая имя Божие и Его величие, клевещете все-таки на Него, почитая Его виновником зла и добра, истины и лжи".

Уместно напомнить здесь замечательные по своей трезвости слова святителя Игнатия (Брянчанинова): "Напрасно ж ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между... магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль, как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви: признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства".

Нельзя здесь обойти вниманием Константинопольский Собор 1180 года, который был специально посвящен тому же вопросу. Как мы помним, в византийском чине оглашения приходящих от ислама стояла "анафема богу Мухаммеда, о котором он говорит, что он есть бог ολόσφυρος". Анафема была направлена на мусульманское представление о Боге и включала в себя 112-ю суру Корана из византийского перевода.

Император Мануил I пришел в негодование относительно сомнительной формулировки, поскольку, по его мнению, таким образом подвергался анафеме сам истинный Бог. Император был убежден, что, расходясь во многих принципиальных вопросах, христиане и мусульмане, как монотеисты, веруют в одного Бога, и потому требование произнести на Него анафему казалось кощунственным.

Он созвал Собор и передал свое мнение, ожидая получить от архиереев и патриарха Феодосия одобрение на изъятие формулировки из огласительных книг Святой Софии – главного храма Константинополя – и вообще из всех церквей. Однако Собор встретил предложение императора резко отрицательно. Архиереи были убеждены, что бог мусульман – это не тот истинный Бог, которому поклоняются христиане, разность в представлениях о Боге в христианстве и исламе принципиальна. Мусульмане под именем Бога поклоняются мысленному идолу, "жалкому измышлению жалкого ума Мухаммеда", как передает речи заседавших Никита Хониат. Как пишет Никита, отцы Собора "не хотели даже и слышать о его предложении, как не ведущем ни к чему доброму и удаляющем от истинного понятия о Боге.

Не согласный с мнением архиереев император с помощью секретарей составил собственный томос, в котором обосновал свою точку зрения, утверждая, что анафема на бога, исповедуемого Мухаммадом относится к истинному Богу. Однако Церковь подвергла осуждению указанное сочинение. Никита свидетельствует, что патриарх Феодосий "не только сам не согласился с этим сочинением, как опасным и вводящим новые догматы, но и других убеждал остерегаться его, как яда. Царь оскорбился этим, как будто бы получил жестокую обиду, осыпал архиереев бранью и называл их всесветными дураками".

Наконец в результате прений с представителями императора был составлен соборный томос, который постановлял не просто изъять анафематизм, но заменить его новой анафемой против Мухаммада и его учения. Так Церкви, несмотря на давление официальной власти, удалось отстоять свою точку зрения. Это хорошо видно из текста соборного томоса. Требование императора об удалении 22-го анафематизма удовлетворяется, но подчеркивается, что это делается из соображений икономии, для устранения препятствий перед желающими креститься мусульманами, но не из-за догматического убеждения, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу, как того требовал Мануил Комнин.

Не удивительно, что Церковь не озаботилась выполнить даже это формальное требование, когда престарелый император скончался спустя полгода после Собора. Первоначальная формулировка 22-го анафематизма сохранилась в последующем тексте чина отречения и в том же виде попала в славянский перевод чина, в "Кормчую" святителя Саввы Сербского, перешедшую позднее и на Русь.

Огромное значение томоса Собора 1180 года состоит в свидетельстве о том, что мнение о принципиальной разности богопочитания в христианстве и исламе было засвидетельствовано Церковью соборно, притом двукратно, и засвидетельствовано, несмотря на угрозы и давление со стороны официальной власти.

Согласно древним арабским сказаниям в конце времён на земле проявит себя Аль-Джадж (некий аналог христианского понимания антихриста), и эти сказания говорят об одной существенной ущербности данной персоны, он должен быть одноглазый… Этим самым многие мусульмане уверены, что их антихрист не обманет, не заставит их пойти за ним, отойдя от истины…

А что говорят христианские писания об антихристе? Каковы признаки его, по чём можно узнать его? «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши[11]… Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас» (1 Ин. 2:18-26). По Священному Писанию выходит, что антихрист (Аль-Джадж) – это не просто человек, который имеет лишь один глаз, а человек, который выступает против Христа, или предлагает себя вместо Христа[12], не так ли исторически выглядит личность Абу аль-Касима Мухаммада ибн ‘Абд Аллаха ибн Абд аль-Мутталиба[13].

Мухаммад притязает на равенство с библейскими пророками:

Вот избранные стихи из Корана, демонстрирующие заявления Мухаммада:

«Скажи: "О люди! Я посланник Аллаха к нам всем, того, которому принадлежит власть над небесами и землей, нет Божества, кроме Него; Он живит и мертвит. Веруйте же в Аллаха и Его посланника, пророка, который верует в Аллаха и Его словеса, и следуйте за ним, может быть, вы пойдете прямым путем!"» (Коран 7:157 (158)).

«Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие все уверовали в Аллаха, и Его Ангелов, и Его писания, и Его послушников. "Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников[14]". Они говорят: "Мы услышали и повинуемся! Прощение Твоё, Господи наш, и к Тебе возвращение!"» (Коран 2:285).

«Мы ведь открыли тебе так же, как открыли Нуху[15] и пророкам после него, и мы открыли Ибрахиму[16], и Исмаилу[17], и Исхаку[18], и Йакубу[19] и коленам[20], и Исе[21]... О люди! К вам пришёл посланник с истиной от вашего Господа, уверуйте же! Это лучшее для вас». (Коран 4:161 (163), 168 (170).

Мухаммад провозглашает себя пророком

Попробуем перечислить заявления, сделанные Мухаммадом:

1. Он провозглашает себя посланником Бога.

2. Он повелевает следовать за ним.

3. Он притязает на равенство с библейскими пророками.

4. Он ставит себя в один ряд с Иисусом.

5. Он называет среди пророков Измаила.

Притязания Мухаммада невероятны. Но так, как более миллиарда мусульман относятся к ним со всей серьезностью, давайте рассмотрим их и выясним, справедливы ли они.

Прежде всего, проверка отношения ко всему этому содержится уже в вопросе: "Согласуется ли учение Мухаммада со Священными Писаниями, которые были до него (которые, по словам Мухаммада, он почитал)?" Ответ таков: ни в чём, начиная от Авраама, Моисея, Давида и пророков, и кончая Евангелием средоточием Божественного искупительного плана, ни в чем учение Мухаммада не сходно с Делами и Словом Господа.

Стоит лишь коснуться изречений Мухаммада, в которых отрицается Богосыновство Христа, Боговоплощение, искупительная жертва, смерть Иисуса на кресте, где он утверждает, что Христос не был распят, но Бог спас Его и вознес на небо, - как любой трезвомыслящий человек сразу догадается, что такие заявления мог делать только прямой противник Христа, т.е. антихрист!

Современные исламские богословы заявляют, что Богосыновство, смерть за грехи мира, и воскресение Иисуса Христа – доктрины, якобы выдуманные апостолом Павлом, но сравните эти заявления с высказываниями других апостолов: «Петр, Апостол Иисуса Христа… избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас... И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Пет. 1: 1-5; 17-21); «…Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 2: 16-22); «… как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4: 1,2); «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2: 1,2); «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4: 14,15); «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5: 9-12); «…Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5: 20); «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 9,10); «Иоанн семи церквам, находящимся в Азии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Апок. 1: 4-6); «И когда Он (т.е. Христос – Агнец закланный[22]) взял книгу, тогда… двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Апок. 5: 8,9);

Главная тема, проходящая через всю Библию от книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова, это Божественный план искупления, спасения человека от греха, сатаны и смерти, и центральная фигура здесь Иисус Христос. И Иисус явлен нам в Божественной славе, как ипостась Господа Отца и Сына и Святого Духа.

Все ветхозаветные пророки исполняли Закон Моисея с его жертвоприношениями. Эти жертвы предвосхищали Иисуса Христа Агнца Божия, Который освободит мир от греха. В исламе же не приняты жертвоприношения, подразумевающие, что пролитая кровь жертвы проливает чьи-то грехи.

Сначала посланниками апостолами были те, кто видел распятие и Воскресение Христа; позже те, кто свидетельствовал о распятии и воскресении в своей проповеди. Учение Мухаммада отрицает смерть Иисуса на кресте (Коран 4:156 (157)), как следствие этого, не содержит упоминаний о Воскресении Христа из мёртвых.

В своём учении Мухаммад предстает перед нами как ярый противник самой сути Евангелия, а его притязания на право называться пророком и апостолом, по Библии, совершенно несостоятельны. Он не пророк и не апостол в том смысле, какой вкладывает в эти слова Писание. Более того, если следовать определению апостола Иоанна, Мухаммад антихрист, так как он отвергает Сына и Отца (1 Иоанна 2:18-23 и 1 Иоанна 4:15). Апостол, исповедник, прямой свидетель жизни, страданий, воскресения Господа евангелист Иоанн Богослов увещает: «… я свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей», нельзя от сей книги отнимать и то, что Иисус есть Господь, Первый и Последний, что он – Агнец взявший на Себя грех мира!

Просим учесть читателей-мусульман, что такова оценка Боговдохновенного Писания, а не частное мнение человека. И тем труднее будет мусульманину опротестовать мнение Писания, за которым стоят двадцать веков христианской истории и которое поддерживается также верой свыше миллиарда современных христиан.

Добавим, что Мухаммад выказывал полное невежество в священной истории, поместив Измаила среди пророков. Этого нет в Библии. По сути, в книге Бытия ясно написано, что обетование было дано Исааку (Бытие 17:19), и, таким образом, именно ему предстояло стать пророком всех народов мира. А Измаилу и его потомкам суждено было находиться среди тех, к кому обратится Исаак.

Мухаммад утверждает, что его приход был предвозвещен Иисусом.

И вот сказал Иса, сын Марйам: "О сыны Исраила! Я посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад" (Коран 61:6)

Это заявление Мухаммада совершенно невероятно, но всё же он счёл необходимым опереться на пророчество Иисуса. Дело в том, что в Аравии во времена Мухаммада считалось, что перед своей смертью пророк обязательно называет имя своего преемника.

"Ахмад" это вариант формы "Мухаммад", оба слова происходят от трехбуквенного арабского корня "h,m,d", имеющего значение "восхваляемый".

Любопытно, что мусульмане тщательнейшим образом обследовали Евангелие в поисках какого-либо отрывка, содержащего пророчество Иисуса о приходе Мухаммада, и, как одно время считалось, небезуспешно. Чтобы оценить их аргументацию, нам понадобятся некоторые знания греческого языка. В Евангелии от Иоанна читаем:

"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя (parakletos), да пребудет с вами вовек" (Иоанна 14:16). В греческом есть похожее по виду слово с другими гласными periklutos. Это слово можно перевести как "восхваляемый", то есть так же, как имя "Мухаммад".

Когда греческие ученые указали мусульманам на то, что здесь мы имеем дело с двумя различными словами, и что слово periklutos вообще не встречается в Библии, мусульмане обвинили христиан в том, что те фальсифицировали текст, подменяя гласные. И все призывы к мусульманам обратить внимание на контекст и осознать, что Мухаммад просто не мог бы выполнить все функции, приписываемые в этих отрывках Святому Духу, оказались тщетными. Очевидно, пока разум мусульманина не освободится от оков Корана, они не достигнут истинного понимания откровения о Духе Святом.

И только тогда, когда мусульманин чувствует необходимость прочесть Библию и довериться Писанию, он начинает осознавать, что Коран небезупречен.

Мухаммад объявляет себя "печатью пророков"

Это было страшно. Молодые парни с канистрами в руках бежали к небольшой библиотеке, находившейся в соседнем с нами здании. Крича "Аллах акбар" (т.е. Бог велик), они облили дом бензином, и в мгновение библиотека была сожжена. Она принадлежала мусульманской еретической секте "ахмади". Её приверженцы верят, что основатель секты Гулям Ахмад Мирза, живший в прошлом веке и возглавивший "мессианское" течение внутри ислама, был пророком. В 1974 г. Верховный суд Пакистана объявил "ахмади" вне закона как секту, подрывающую ислам, и толпы правоверных мусульман заполонили улицы: все ринулись жечь дома "ахмади". И причины этого были вполне очевидны.

"Ахмади" бросили вызов старейшему исламскому догмату о том, что Мухаммад последним и самым великим из пророков. Вот как об этом сказано в Коране: "Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только посланником Аллаха и печатью пророков. Аллах знает про всякую вещь!" (Коран, 33:40). А это толкование Юсуфа Али: "В святом пророке Мухаммаде завершилась долгая череда Посланников..." (Yusuf Ali, 1977:1119).

Все вышесказанное иллюстрирует уверенность мусульман в том, что Мухаммад действительно является "печатью пророков" и после него иных пророков не будет. Но выдерживает ли критику эта претензия? Действительно ли Мухаммад продолжает линию библейских пророков, в которую, в частности, входит и Иисус. Правда ли, что он последнее "Слово" Господа, обращенное к людям? Ведь печать пророков значит "венец, последний пророк".

Как мы уже отмечали, в ветхозаветные пророки Мухаммад не годится; не может он называться и апостолом Нового Завета (см. Приложение). Он не принял Божественного замысла искупления, в котором Иисус Христос Господь и Спаситель. Мухаммад никоим образом не может быть "печатью" череды библейских пророков, поскольку он отвергает самую суть и смысл их библейского служения.

Мухаммад требует повиновения своему слову

Многие отрывки Корана имеют тот опасный аспект, что в них Мухаммад говорит от имени Бога; когда он сулит услады мусульманского рая тем, кто ему послушен, либо устрашает адскими мучениями тех, кто ему не повинуется:

Веруйте в Аллаха и Его посланника... И тем из вас, которые уверовали,... им великая награда!... И сегодня не будет с вас взято выкупа и с тех, которые не уверовали. Убежище ваше огонь; он - ваш властитель, и скверно это возвращение! (Коран, 57:7,14(15)).

... Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы веруете! (Коран, 8:1)

... А кто откалывается от Аллаха и Его посланника ... ведь Аллах силен в наказании! (Коран, 8:13).

... Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отвращайтесь от Него в то время, как вы слушаете (Его посланника) (Коран, 8:20).

... И повинуйтесь Богу и Его посланнику ... (Кран, 8:48(46)).

Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины (исламу) из тех, которым ниспослано писание (из христиан и иудеев), пока они не дадут откупа (специально установленная плата для неверных) своей рукой, будучи униженными (Коран, 9:29).

Очевидно, что перед нами учение, основанное в первую очередь на устрашении. Его суть такова: если будешь повиноваться пророку Мухаммаду, получишь награду, а если нет с тобой будут сражаться, и унизят тебя, и принудят заплатить откуп, и в конце концов адское пламя поглотит тебя. Однако наиболее устрашающа претензия Мухаммада говорить от имени Бога. В конечном счёте речь идет о том, повиноваться ли Мухаммаду, что недопустимо для христианина, поскольку слова Мухаммада с очевидностью противоречат Слову Божию, причем в самой сути евангельского учения.

Мусульмане утверждают, что многие библейские пророчества относятся к Мухаммаду

Выше мы говорили о том, что Мухаммад (в Коране) буквально вкладывает слова в уста Иисусу, чтобы затем сказать, будто Иисус предрекал приход Мухаммада (Ахмада).

Последователи Мухаммада, имеющие доступ к истинному Слову Божию, прилагали много усилий, чтобы найти как в Ветхом, так и в Новом Завете пророчества, чтобы показать, будто воплощением этих пророчеств был Мухаммад, а не Иисус. Мы не будем тратить время на все эти смехотворные попытки привязать библейские пророчества к Мухаммаду, но рассмотрим один отрывок из Ветхого Завета, к которому наиболее часто обращаются:

«Пророка из среды тебя, из братьев, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте; ... и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того я взыщу» (Второзаконие 18:15, 18, 19).

В Новом Завете это пророчество со всей несомненностью отнесено ко Христу (Деяния 3:22 и 7:37), и все-таки мусульмане продолжают утверждать, что в словах Моисея содержится пророчество о приходе Мухаммада. Их аргументация приблизительно такова:

1) Как Моисей, так и Мухаммад имели жен и состояли в браке.

2) И Моисей и Мухаммад были победоносными полководцами.

3) И Моисей и Мухаммад дали народу Закон.

4) Мухаммад произошел от семени Измаила, брата Исаака;

5) И Моисей и Мухаммад явились освободителями своих народов от чужеземного ига.

Кроме указания того, что последнее пророчество относится к Иисусу, тем самым поддерживая авторитет Слова Божия, нашим друзьям-мусульманам легко показать, что Иисус действительное исполнение этого пророчества. Например, как Моисей так и Иисус дали нам Заветы, запечатанные кровью. Закон Иисуса стал исполнением закона Моисея. Оба они творили чудеса, а Мухаммад нет. Они могли накормить голодных в пустыне, могли повелевать морской пучиной: один разделил море, другой шествовал по водам. Но главное это то, что только Иисус явился как Спаситель человечества, только о Нём сказано многими пророками, и только Ему назначено быть "Камнем Преткновения и Камнем Соблазна".

Исламские учители убеждают своих адептов в том, что Новозаветные Священные Писания (впрочем, как и Ветхозаветные) были намеренно искажены христианскими проповедниками. Но так ли это?

Стоит заметить, что не так давно, а именно в середине 20 века, благодаря арабам-бедуинам, в Кумранской долине были обнаружены древние Ветхозаветные свитки. Исследователи, сравнив их с дошедшими до нашего времени различными переводами, были поражены, насколько сохранился без временньíх наслоений и искажений смысл Священных текстов. А также приведём достаточно логичную и глубокую мысль одного современного христианского богослова-патролога. Он высказывался о писаниях ранних отцов Церкви (мужей апостольских, т.е. прямых учеников апостолов). В частности он заметил, что если бы по какой-то причине до нас не дошел бы Новый Завет, например, если бы его уничтожили противники христианства, то его можно было бы полностью восстановить по цитатам из Писаний ранних отцов Церкви. И может быть, нашим оппонентам братьям-мусульманам не стоило бы просто доверят субъективной человеческой логике их «учёных», а подобало бы перепроверить их утверждения перечитав ранних отцов Христианской Церкви, таких как Ириней Лионский, Иустин мученик, Игнатий Антиохийский, Климент Римский, Евсевий Кесарийский… И тогда бы они наверняка увидели, что то, во что верили прямые ученики Иисуса Христа, и их ученики, в это же, преемственно, без искажения верит сегодня Православная Церковь!




[1] Мухаммад ибн Сулейман ат – Тамими. Книга единобожия. М., 2000. С. 159.

[2] Там же. С. 165.

[3] Там же. С. 93.

[4] Там же. С. 136.

[5] Исходя из Христианского Священного Писания, тьма – это образ зла, неведенья, греха, отсутствия любви…

[6] Там же. С. 228.

[7] Там же. С. 224.

[8] Там же. С. 146.

[9] Там же. С. 240.

[10] Αγ. Συμεών αρχιερισκοπου Θεσσαλονικης. Τα Απαντα. Αθηναις, 1868. Σ.22.

[11] Мусульмане, в отличие от языческих культов не знавших о Христе, действительно они вышли от «нас», но вышли для того, чтобы продолжить борьбу, или точнее сказать возглавить новую безбожную борьбу с предвечной Истиной.

[12] Именно так переводится слово "антихрист” с греческого языка – "противник Христа”, или тот, кто "вместо Христа”.

[13] Полное имя основателя Ислама.

[14] Если "Не различаем…”, т.е. - все равны? Почему же Мухаммед признан исламом большим из всех пророков?

[15] В синодальной Библии Ной, по-евр. Ноах.

[16] В синодальной Библии Авраам, по-евр. Авраґам.

[17] В синодальной Библии Измаил, по-евр. Ишмаэль.

[18] В синодальной Библии Исаак, по-евр. Ицхак.

[19] В синодальной Библии Иаков, по-евр. Яаков.

[20] Т.е. 12 племенам Израилевым

[21] В синодальной Библии Иисус, по-евр. Иешуа, в Коране Иса, хотя по-арабски, что более верно Иесуа, но Мухаммед сократил эту древнеарабскую форму, дабы, якобы слово Иса лучше вписывалось в поэтику Корана…

[22] Смотри книгу Откровение Святого Иоанна Богослова, или же Апокалипсис, глава 5.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (19.10.2011)
Просмотров: 4058 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0