Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Суббота, 20.04.2024, 17:35 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

У порога Геенны Огненной. Православное учение о злых духах и о Божием суде над ними
Введение

"Вражду положу между тобою и между женою и между потомством твоим и потомством ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3:15).

Человек, живущий лишь материальными интересами и физическими ощущениями, не задумывается над такими "отвлеченными” вопросами, как существование Бога, существование духовного мира с добрыми и злыми духами, о загробной жизни. Он полностью поглощен своими каждодневными заботами. Но вдруг какие-то неожиданные потрясения встряхивают его, и он начинает чувствовать потребность осмыслить свою жизнь и увидеть цель своего существования. И вот, когда он задумывается над духовно-моральной стороной жизни, он быстро убеждается в том, что наука, в которую он до сих пор так верил, совершенно бессильна в том, чтобы помочь ему разобраться в его самых насущных и животрепещущих вопросах.

Если в нем совершенно не убито религиозное чувство, то он почувствует потребность обратиться к Богу, начнет молиться и читать Священное Писание. И если это не мимолетное лишь и поверхностное отклонение, а действительно серьезный перелом в жизни, искреннее желание стать лучше, то Бог начнет обновлять его сердце и открывать его внутреннему взору новые горизонты. Человек начнет явственно ощущать ведущую руку Господа, Его близость и Отеческую любовь. Он начнет понимать, что мир гораздо шире и богаче содержанием, чем ему раньше казалось. Он станет более чутко отличать добро от зла, начнет сознавать, что есть духовный мир и невидимые существа, которые влияют на его жизнь: одни в добром, другие в дурном направлении, что, кроме Бога, существуют ангелы и бесы.

Ознакомление с духовным миром интересно и важно. Но откуда узнать о нем? Литература на эту тему очень обширна, противоречива, наполнена выдумками и всякой фантастикой. Однако учение Священного Писания на эту тему, хотя и лаконично, но очень четко и точно. Священное Писание учит, что существуют светлые и добрые ангелы и что каждый христианин имеет своего Ангела хранителя.

Кроме ангелов, существуют бесы. Священное Писание и жизненный опыт убеждают в том, что они действительно существуют и представляют для всех не кажущуюся, а действительную и постоянную опасность. Как в человеческом обществе, наряду с нормальными и благонамеренными людьми, существуют всякие преступники, дегенераты, психопаты, садисты и так далее, так и в мире духов, кроме светлых и добрых ангелов, существуют "подонки” духовного мира - дьявол и бесы. Как в нашем мире никто не рождается преступником, садистом или развратником, но становится таким вследствие своей беспорядочной и греховной деятельности, так и в том невидимом мире все существа поначалу были добрыми и благонамеренными, а потом некоторые из них, избрав дурной путь, развратились и стали сознательно-злыми. Вследствие преступной деятельности ангельский разум их помрачился, и они стали злыми, импульсивными и беспорядочными. Они находят удовольствие в том, чтобы причинять страдания другим и сеять всякое зло.

В этой книжице мы познакомим читателя с православным учением о падших ангелах, разъясним, какую цель они преследуют, их методы соблазнения людей и сеяния зла, объясним, как ограждать себя от их козней. Особую главу посвящаем теме современного оккультизма и демонизма, которые все больше и шире захватывают человеческое общество. Наблюдая с тревогой успехи современной "черной духовности” приходит на память предсказание Писания: "Горе живущим на земле и на море. Потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного еще ему осталось времени” (Откр. 12:12). Но утешительно то, что самый успех князя тьмы предвещает близость его полного поражения и наказания, когда снова придет на землю Господь Иисус Христос, окруженный ангелами и святыми. Тогда "дьявол будет ввержен в озеро огненное и серное … и будет мучиться там день и ночь во веки веков … Веселись о сем небо, ибо совершил Бог суд Свой над ним!” (Откр. 18:20, 20:2-10). После поражения всех сил преисподнего царства наступит новая фаза бытия, и праведники, преодолевшие соблазны духа-обольстителя, просветятся, как солнце в Царстве Отца их.


Священное Писание о злых духах

Священное Писание учит, что кроме видимого, материального мира существует огромный и разнообразный духовный мир. Этот мир настолько отличен от нашего и богаче его, что мы не в состоянии его ни полностью понять, ни даже удовлетворительно представить. Тем не менее, несмотря на существенное различие, духовный и физический мир в известной мере соприкасаются друг с другом. Духовный мир распадается на две разные и даже противоположные сферы бытия. Одна из них именуется "Небом” - это царство света, где Бог являет Свою славу блаженным духам. Там обитают ангелы и души праведных. Другая сфера- это ад - царство тьмы и место страданий, где мучаются демоны и души грешников. Демоны, как и ангелы - не самобытны. Хотя они бессмертны, но не вечны - только один Бог вечен. Задолго до создания нашего физического мира Бог сотворил духовный мир, населив его ангелами - разумными и добрыми существами, которых наделил разумом, свободной волей и разными способностями, подобными, но более совершенными чем наши.

В какой-то период своего существования, очевидно, еще до создания нашего материального мира, в ангельском мире произошла трагедия. Какая-то часть ангелов во главе с Денницей (Lucifеr) - одним из приближенных к Богу ангелов - вышла из повиновения Творцу и произвела бунт в ангельском мире. Апостол Иоанн Богослов так описывает это событие: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона (дьявола), и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним” (Откр. 12:7-9). Господь Иисус Христос лишь кратко упоминает об этом событии, говоря, что Он "видел сатану, спавшего с неба, как молнию” (Лк. 10:18). Апостолы Петр и Иуда тоже очень кратко упоминают об этом событии, сообщая лишь, что некоторые из ангелов не сохранили своего достоинства, но оставили назначенное им жилище. За это они были связаны узами вечного мрака в ожидании окончательного суда Божия над собой (2 Пет. 2:4; Иуда 6).

Примечание: При первом чтении только что приведенного текста читатель может подумать, что война произошла в ангельском мире, когда земля уже существовала. Однако, учитывая то, что нередко книга Откровения объединяет в одном видении несколько событий, связанных между собой не хронологической последовательностью, а идейно, думается, что апокалиптическая картина говорит не о том, что земля уже существовала, когда дьявол отпал от Бога, а что война, которую сейчас дьявол ведет с нами на земле, фактически началась на Небе, и как ту войну он проиграл, так потеряет и теперешнюю войну, когда Господь придет и совершит суд над ним.

Из сопоставления различных мест Священного Писания вытекает, что причиной отпадения Денницы была его гордость (Сир. 10:15; 1 Тим. 3:16). Пророк Исаия красочно рисует надменность Денницы, когда изображает его в образе гордого языческого властелина: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней” (Ис. 14:12-15). Эту картину Исаии дополняет пророк Иезекииль, рисуя Денницу в образе гордого тирского царя:

"Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбунк и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то. Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистных камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил. И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор” (Иез. 28:12-18).

Так, один из высших ангелов, носитель божественного света, по гордости отпал от Источника Света и стал тьмой и сеятелем мрака. Он захотел сравняться со своим Творцом, восхитить Его славу и могущество, но лишь обнаружил свое ничтожество и неблагодарность. Будучи бессильным дать другим что-либо истинно ценное, он сделал ложь своим главнейшим орудием совращения, так что ложь как бы стала его сущностью. Все, что он говорит, делает и обещает -это самая наглая ложь, хотя порой искусно облеченная в тогу правдоподобности. За то, что он постоянно лжет, Священное Писание наименовало его сатаной - что на еврейском означает клеветник. На греческом языке это соответствует наименованию дьявол. Другие его наименования, как то: змей, дракон, веельзевеул, велиар, князь тьмы, князь бесовский, супостат, князь мира сего, враг рода человеческого, лукавый и подобные - указывают на его свирепость и пагубность его деятельности. Ангелов, последовавших за ним, Писание именует демонами, бесами, нечистыми или злыми духами.

Потеряв доступ к Небу, дьявол все свое внимание сосредоточил на людях - созданных чистыми и невинными. Подробности соблазна первых людей приводит третья глава книги Бытия. Сообразив, что Ева окажется податливее Адама, дьявол именно к ней обращается с лукавым вопросом: "Правда ли Бог запретил вам вкушать от всякого дерева в раю?” Ева, не замечая коварства в так поставленном вопросе, объясняет искусителю, что разрешено, а что запрещено им. Найдя в Еве наивного и словоохотливого собеседника, дьявол начинает переубеждать ее и объясняет, что Бог-де из зависти не разрешил им вкушать от дерева познания добра и зла, а вот, если они его, змея, послушают, то сами станут как боги и будут ведать всеми тайнами. Склонив Еву нарушить заповедь Божию, он с ее помощью соблазняет и Адама. Так смертоносным ядом греха дьявол поражает человеческую природу. Указывая на этот трагический момент в жизни наших прародителей, Спаситель именует дьявола "человекоубийцей от начала” (Иоан. 8:44).

Согрешив, люди лишились радости общения с Богом и возможности жить в Эдеме. Нарушился в них баланс между духовными и физическими силами, они стали нравственно немощными и склонными грешить. Став грешными, они потеряли доступ к дереву жизни и стали смертными. Писатель книги "Премудрости Соломона” в дьяволе видит первопричину всех несчастий человечества: "Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего, но завистью дьявола смерть вошла в мир” (Прем. Сол. 2:23-24).

Поразив наивных людей своим смертельным жалом, змий торжествовал. Но Господь предрек ему, что начатая им война не кончилась, а только началась. Он, соблазнитель жены, некогда сам потерпит поражение от Потомка ее: "Вражду положу между тобой и между женой, между семенем (потомством) твоим и Семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3:15). Это замечательное предсказание определило дальнейшую историю человечества, ставшую в сущности войной между духом-соблазнителем и людьми, ищущими Бога. В ближайшем смысле это предсказание исполнилось, когда Господь Иисус Христос, пострадав на кресте (потерпев ужаление в пяту), сокрушил главу древнего дракона. Тогда на кресте Господь "отнял силы у начальств и властей [царства тьмы], властно подвергнув их позору, восторжествовав над ними Собой” (Кол. 2:15). В более широком смысле это предсказание исполняется и в жизни каждого христианина, когда он, вооруженный силой Христа, отражает искусителя (Лк. 10:19), хотя сам иногда, как Христос, тоже подвергается физическим страданиям.

Дальнейшие повествования Ветхозаветного Писания мало говорят о дьяволе. Тем не менее они неизменно изображают его как лукавого соблазнителя и сеятеля всякого зла. Так, например, дьявол поразил праведного Иова лютым гноем с ног до головы (Иов. 1:6-22); он овладевал царем Саулом и мучил его (1 Царст. 16:14-15). Дьявол внушил Давиду тщеславную мысль произвести перепись своего народа (Пар. 21:1). Демон Асмодей убивал мужей Сарры, дочери Рагуила (Тов. 3:8). С теми же свойствами зависти, хитрости и лукавства изображается злой дух и в книге Царств (3 Царств 22:19-23) и в книге пророка Захарии (Зах. 3:1-2).

Учитывая естественную религиозность человечества, дьявол старается извратить эту религиозность, направить в сторону суеверий и изуверства. Это он научил людей обоготворять всевозможных ложных богов - силы природы, звезды и планеты, легендарных героев, животных, чудовищ и все, что только могло всколыхнуть воображение примитивного человека. Помраченные суевериями язычники не понимали того, что, обоготворяя различные предметы, они этим радовали бесов, которые принимали их почести, как к ним относящиеся (Втор. 32:17; 1 Кор. 10:20).

Новозаветное Писание о злых духах. Распространение идолопоклонства и всевозможных суеверий ко времени Рождества Христова содействовало чрезмерному засилью злых духов в человеческом обществе. Внешним показателем этого засилья было наличие большого количества бесноватых - людей, одержимых злыми духами. Придя в наш мир из жалости к людям, Господь Иисус Христос в первую очередь стал освобождать их от насилия дьявола (Мт. 12:24-29; 1 Иоан. 3:8; Евр. 2:14). На страницах Евангелия читатель найдет множество случаев исцеления бесноватых (Мт. 4:24, 8:16, 9:31; Мр. 1:32-34; Лк. 4:41, 8:2, 11:4). Подробнее других описаны случаи исцеления бесноватого отрока (Мт. 17:14-21), дочери хананеянки (Мр. 7:24-29) и двух гадаринских бесноватых (Мт. 8:28-34, Мр. 5:1-19). В последнем случае замечательно то, что в человека вселился не один, а целый легион бесов, т.е. огромное множество их.

Внимательное изучение евангельских рассказов об исцелении бесноватых убеждает в том, что речь там идет не об эпилепсии или других нервных заболеваний, а именно об изгнании совершенно реальных, хотя невидимых, сознательно-злых существ, которые наслаждаются, когда мучают других.

Чтобы выявить перед сомневавшимися всю свирепость бесов, Господь однажды разрешил им из человека переселиться в стадо свиней, которые неподалеку паслись. И вот на глазах изумленной толпы огромное стадо взбесившихся свиней понеслось к обрыву, бросилось в озеро и утонуло в нем (Мр. 5:13). Уже один этот факт мгновенного переселения духов из одного существа в другие совершенно исключает всякую обычную психическую болезнь. Читая Евангелия и другие повествования об изгнании бесов, выявляется целый ряд определенных симптомов беснования. Во-первых, бесноватые проявляют специфическую отрицательную реакцию ко всему священному и Божественному. Так, например, при виде Христа бесноватые начинали биться в конвульсиях. Нередко демоны, засевшие в несчастном человеке, узнавали в Христе Сына Божия и устами бесноватого молили Христа повременить с наказанием и не посылать их в бездну (Мт. 8:29; Мр. 5:7). Причем во время их разговора, голос бесноватого становился неестественным, нечеловеческим. Окружающим было ясно, что говорит не человек, а кто-то через него. Наконец, сразу же после исшествия беса, бывшие одержимые становились нормальными людьми, и все признаки беснования бесследно исчезали. Эти специфические симптомы беснования можно наблюдать и у современных бесноватых. Если скептики не хотят верить в чудеса, то пусть хотя бы из поведения бесноватых заключат, что действительно существует духовный мир. К теме беснования мы еще вернемся позже.

Изгнание бесов апостолами. Подготовляя учеников к предстоящей миссии всемирной проповеди, Господь, между прочим, поручил им продолжать дело освобождения людей от насилия дьявола: "И начал Он посылать их по два [в города и села] и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их” (Мт. 10:1; Лк. 9:1; Мр. 6:7). Апостолы не ожидали, что нечистые духи будут покорно повиноваться их слову, и поэтому, вернувшись после первого проповеднического путешествия, с радостью рассказывали Спасителю: "Господи, и бесы повиновались нам о имени Твоем” (Лк. 10:17). Тогда Господь еще определеннее подтвердил, что Он поручает им прогонять всякую нечистую потустороннюю силу: "Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам” (Лк. 10:19). Перед Своим вознесением на небо Господь предсказал, что попрание дьявольской силы будет отличительным признаком Церкви: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов …” (Мр. 16:17).

И действительно, распространение Евангелия неизменно сопровождалось изгнанием нечистых духов. Из книги Деяний святых апостолов известны случаи исцеления бесноватых, совершенные апостолом Петром (Деян. 5:16); потом - апостолом Филиппом, когда "нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с воплем” (Деян. 8:7), затем апостолом Павлом, который изгнал духа-прорицателя из одной девицы (Деян. 16:16-18). Причем благодать Божия действовала по временам так обильно, что когда, например, прикладывали к одержимым вещи, принадлежавшие апостолу Павлу, то бесы выходили из больных (Деян. 19:12).

С апостольских времен заклинательные молитвы против бесов стали непременной частью таинства Крещения. Тем не менее, хотя Господь Иисус Христос победил князя тьмы, отнял у него всякую власть над людьми и дал Церкви великую силу для борьбы с ним и его нечистыми духами, необходимо помнить, что вплоть до времени Страшного суда Божия нечистые духи будут представлять для каждого из нас большую и постоянную опасность. По этой причине Господь Иисус Христос и научил нас постоянно просить Бога: "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.” "Трезвитесь, бодрствуйте, -призывает христиан апостол Петр, - потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Пет. 5:8).

Будучи низвержен с Неба, дьявол и его бесы сосредоточили свою деятельность в области близкой к нам - в так называемой "воздушной сфере.” Людей, которые противятся Христовой вере или живут греховно, дьявол считает своими подданными и использует для борьбы с Церковью. По слову апостола, эти люди живут "по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления” (Еф. 2:2).

Теперь рассмотрим подробнее, как дьявол действует среди людей и какие методы употребляет. В частности мы поговорим о бесновании и одержимости, о методах соблазна и порабощении людей через оккультизм и магию.


Беснование и одержимость

Священное Писание отличает беснование как от одержимости, так и от естественных психических заболеваний (Мт. 4:24, 9:32-34; Мр. 1:34; Лк. 7:21, 8:2). Ввиду чрезвычайной сложности человеческой природы, трудно точно объяснить суть беснования. Ясно, однако, что оно отлично от просто бесовского влияния, при котором темный дух пытается склонить к греху волю человека. Здесь человек сохраняет власть над своими поступками, и нашедшее искушение может отогнать молитвой. Беснование отлично и от той одержимости, при которой дьявол овладевает разумом и волей человека.

По-видимому, при бесновании злой дух завладевает нервно-двигательной системой организма - как бы внедряясь между его телом и душой, так что человек теряет контроль над своими движениями и поступками. Следует думать, однако, что при бесновании злой дух не имеет полного контроля над силами души бесноватого: они лишь оказываются неспособными себя проявлять. Душа остается в известной мере способной самостоятельно мыслить и чувствовать, но совершенно бессильна управлять органами тела.

Если представить себе душу как пианиста, а тело как рояль, то злого духа можно уподобить злобной горилле, влезшей между пианистом и его инструментом и безумно бьющей по клавишам. Не владея своим телом, бесноватые являются жертвами злобного духа, поработившего их, и поэтому не ответственны за свои поступки. Они - невольники злого духа.

Беснование может принимать разные внешние формы. Иногда бесноватые бушуют и крошат все вокруг себя, наводя ужас на окружающих. При этом они нередко обнаруживают нечеловеческую силу, как, например, гадаринский бесноватый, который разрывал любые цепи, которыми пытались его сковать (Мр. 5:4). При этом бесноватые причиняют себе всякие увечья, как, например, бесноватый отрок, который в новолуния бросался то в огонь, то в воду (Мт. 17:15). Но нередко беснование выражается и в более тихой форме, когда люди на время утрачивают свои естественные способности. Так, например, Евангелия повествуют о бесноватом-немом, который, как только Господь освободил его от беса, начал снова нормально разговаривать; или, например, скорченная женщина, которая смогла выпрямиться после того, как Господь освободил ее от дьявола. Несчастная находилась в согнутом положении в течение 18 лет (Лк. 13:11).

В некоторых случаях бесноватые проявляют способность ясновидения и прорицания. Так, например, из книги Деяний святых апостолов известен случай о девушке-прорицательнице, которая приносила немалый доход своим хозяевам тем, что предсказывала людям будущее. Когда апостол Павел изгнал из нее беса, она потеряла эту способность (Деян. 16:16-19). Хотя с распространением христианской веры беснование начало было исчезать, тем не менее оно существует и сейчас.

Что приводит к беснованию и кто дает право злому духу овладевать человеком и мучить его? По мнению профессора Курта Коха, немецкого пастора, который более 40-ка лет своей жизни посвятил проблеме беснования и написал на эту тему ряд крупных исследований, во всех известных ему случаях причиной беснования было увлечение оккультизмом: или сам человек в какой-то период своей жизни занимался оккультизмом, или он обращался за услугами к оккультистам, или прежде в его семье кто-то занимался этим. Под оккультизмом мы имеем в виду такие занятия, как вызывание духов, спиритизм, гадание и обращение к гадалкам, йога, экстрасенское лечение, белая и черная магия, и вообще занятия, в которых человек обращается к услугам падших духов (хотя и не сознательно). Таким образом, люди, занимающиеся оккультизмом, ставят в опасность не только себя, но и своих детей и внуков.

В наше время, время отступления от христианства и все усиливающегося увлечения оккультизмом, все большее и большее количество людей начинает подпадать под насилие злых духов. Правда, психиатры стесняются признавать существование бесов и, как правило, беснование относят к категории естественных психических заболеваний. Но верующему человеку надо понимать, что никакие лекарства и психотерапевтические средства не могут прогнать злых духов. Здесь необходима сила Божия.

Вот отличительные признаки беснования, которые отличают его от естественных психических заболеваний [Kurt E. Koch, "Demonology Past and Present," Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, 1973, стр. 31-52].

Отвращение ко всему священному и имеющему отношение к Богу: Святому Причастию, кресту, Библии, святой воде, иконе, просфоре, ладану, молитве и т.д. Причем бесноватые чувствуют присутствие священного предмета даже тогда, когда оно скрыто от их взора: оно раздражает их, делает больными и даже приводит в состояние буйства.

Изменение голоса. Этот симптом не наблюдается при обычных нервных заболеваниях. Так как речь контролируется мозгом, над которым демоны не имеют полного контроля, а лишь над голосовыми связками, то и слова, которые исходят из уст бесноватого, звучат неестественно.

Ясновидение. Демоны не знают будущего, как и ангелы не знают его: оно известно лишь Господу Богу. Однако демоны знают прошлое и видят настоящее в большой мере, чем обычные люди. Будучи духами, они могут почти мгновенно сообщить ясновидящему то, что происходит где-то далеко, даже в другой части света, так что слушателям может показаться, будто ясновидящий знает будущее. Когда ясновидящий предсказывает будущее, это всегда лишь догадки. Демоны, имея большой житейский опыт и зная гораздо больше людей, иногда способны довольно удачно предвидеть, что случится. Конечно, часто они ошибаются. Кроме того, иногда их предсказания исполняются не потому, что именно так суждено было случиться, а потому, что сам человек, внушив себе что-то, относящееся к его будущему, начинает сам подсознательно к этому стремиться и этим содействует осуществлению предсказанного.

Внезапное излечение. Психиатру может потребоваться несколько лет, чтобы вылечить своего душевно-больного пациента. Освобождение же от беса происходит мгновенно, после чего все признаки беснования исчезают, и человек становится нормальным.

Внезапное переселение. Есть опасность, что злой дух, обитавший в бесноватом, может внезапно переселиться или в того, кто пытается его изгнать, или в членов его семьи. Этот симптом отличен от опасности "заражения,” которому подвергаются доктора и психиатры. Известно, что люди, имеющие постоянное дело с душевно-больными, могут сами начать обнаруживать разные психические ненормальности. При этом сам больной не получает никакого облегчения от того, что его врач "заразился.” В случаях же бесовского переселения бывший бесноватый полностью освобождается от беснования, а другой человек так же внезапно подпадает под действие этого духа.

Хотя Господь Иисус Христос дал Своим ученикам мощные средства для изгнания бесов, однако не каждому человеку следует браться за это дело. Из Новозаветного Писания явствует один разительный факт в отношении нечистых духов, а именно, что они совершенно не могут устоять перед именем Христовым: Господь Иисус Христос имеет над ними абсолютную и неотвратимую власть. Еще при земной жизни Спасителя апостолы обратили внимание на то, что какой-то человек изгонял бесов именем Христовым. Смущенные, они рассказали об этом Христу и просили разрешения запретить незнакомцу пользоваться Его именем. Но Господь ответил им: "Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас” (Лк. 9:50). Очевидно, этот незнакомец искренне верил во Христа, хотя и держался обособленно.

Однако опасно обычному человеку вступать в борьбу с нечистыми духами, даже имея оружие имени Христова. Книга Деяний повествует о том огромном впечатлении, которое производило на всех совершение апостолами чудес именем Христовым и, в частности, изгнания бесов. И вот, сыновья некоего иудейского священника Скевы, сами не христиане, а занимавшиеся заклинаниями ради дохода, захотели попробовать новый метод, которым пользовались апостолы. И вот они стали призывать имя Христово, чтобы изгнать злого духа из какого-то бесноватого. Вдруг бесноватый сказал им: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?” И тут же бросился на заклинателей и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома (Деян. 19:14-17).

Из этого случая следует заключить, что имя Христово надо призывать с большой верой и благоговением - ради спасения человека, а не для практических целей или из тщеславия. При этом чрезвычайно важно самому быть защищенным силой Христовой, которая приходит от христианского образа жизни. Вообще дело изгнания бесов лучше всего предоставить людям, уполномоченным на это Церковью - священникам, епископам, духовным старцам. Здесь всякий личный энтузиазм и дерзновение чрезвычайно опасны. Дьявол очень опасный и коварный враг. Человек, самонадеянно вступающий с ним в открытую борьбу, может очень дорого поплатиться за свое легкомыслие.

Одержимость отличается от беснования тем, что при одержимости дьявол овладевает самим разумом и волей человека. При бесновании дьявол порабощает тело человека, но его разум и воля остаются относительно свободными, хотя и бессильными. Конечно, дьявол не может поработить наш разум и волю насильно. Он добивается этого постепенно, по мере того как сам человек своим отвращением от Бога или греховной жизнью подпадает под его влияние. Пример дьявольской одержимости мы видим в Иуде-предателе. Слова Евангелия: "Сатана вошел в Иуду” (Лук. 22:3) - говорят не о бесновании, а о порабощении воли ученика-предателя. Поначалу Иуда примкнул к апостолам по доброму и бескорыстному побуждению. Но в скором времени он охладел ко Христу и разочаровался в целесообразности своей миссии. Чтобы труды не совсем пропадали даром, он стал тайно вознаграждать себя из общей кассы, в которую добрые люди жертвовали на нужды апостолов и на помощь бедным. Он сам не заметил, как постепенно дьявол помрачил его сознание и стал руководить его волей. Наконец на Тайной Вечери дьявол полностью овладел несчастным учеником и повлек его сначала на гнусное предательство, а потом на самоубийство.

Другой пример дьявольской одержимости мы видим в иудейских начальниках и книжниках, враждовавших против Христа. Что бы Он ни сказал, они все оспаривали и отвергали, что бы Он ни сделал самого великого и благородного, они все порицали и осмеивали. Не видели эти гордецы, как дьявол овладел их сознанием и волей, чтобы препятствовать делу спасения человечества. Вот почему Господь и сказал им: "Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего” (Иоан. 8:44). Подобных богоборцев было много на протяжении истории Церкви, в особенности во дни революции на нашей многострадальной родине.

Люди, одержимые дьяволом - это не просто религиозные невежды или обычные грешники; это люди, у которых "бог века сего ослепил ум” (2 Кор. 4:4) и использует для борьбы с Богом. Бесноватые - это жалкие жертвы лукавого, одержимые - это его активные слуги.
.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (27.12.2010)
Просмотров: 1194 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0