Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Четверг, 28.03.2024, 12:48 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

СОЛНЦЕ ДА НЕ ЗАЙДЕТ ВО ГНЕВЕ ВАШЕМ
Мы идем по жизни, и за нами следует тень. Иногда она крадется за спиной, иногда накрывает нас, иногда - бежит впереди, очерняя будущее. Ее называют по-разному: гнев, раздражение, осуждение, возмущение... Она одевается в одежды мудрости и искушает подавлять в себе всевозможные правила и предписания, в силу которых мы чувствуем себя скованными рамками условностей.

Мы часто считаем себя людьми негневливыми. Случается, конечно, поссоримся с кем-нибудь. Но, в общем, не так уж часто это бывает. Да и вообще, это мне не присуще, - считаем мы. На самом деле проявление этой эмоции сопровождает нас повсюду. Вспомним обычный свой день. Как часто в течение него мы испытываем раздражение. Раздражение на всех и все: на необходимость рано вставать, на погоду, на обрызгавшую нас машину, на опаздывающий транспорт, из-за которого есть риск опоздать на важную встречу или на работу, на старушку, оказавшуюся с нами в переполненном автобусе и толкающую нас своими сумками. К моменту прибытия на работу окружающий мир успевает разозлить нас не один раз, а десяток, То же самое продолжается и на работе. Этот не то сказал, этот не так посмотрел, начальник как с цепи сорвался. Вернувшись с работы домой, мы высказываем свое недовольство жене или мужу если и не словами, так поведением, покричим на детей и спокойно ляжем спать -день прошел спокойно, как всегда.
В словаре Ожегова гнев описывается как сильное чувство негодования; вызывается явлениями, противоречащими убеждениям и интересам человека, и переживается как острая потребность активно выразить свое резко отрицательное отношение к этим явлениям. По мнению же святых отцов, это не просто вспышка ярости, обращенная на другого человека, а злобное состояние души.
Гнев - не приобретенное качество человека, он дается ему от рождения как естественное чувство. Мы гневаемся, когда испытываем боль, обиду, усталость, несправедливость по отношению к себе. Но как часто мы в этом состоянии совершаем такие поступки, вспоминая которые испытываем стыд и смущение.
Так для чего дан человеку гнев, нужен ли он ему вообще? По этому поводу есть две точки зрения: мирская и христианская. Первая утверждает, что гнев - это одна из важнейших эмоций человека, которая мобилизует его энергию, вселяет чувство уверенности и силы, повышает способность к самозащите. Иногда в состоянии гнева слабый вдруг превращается в сильного и смелого. Без этой эмоции, как утверждают ученые, человек просто не выжил бы, сталкиваясь с препятствиями и опасностями.
С христианской точи зрения грех рассматривается как весьма опасная болезнь. Мало того, гнев считается одним из основных смертных грехов. Именно он - причина ссор и преступлений, именно он ведет человека к погибели, препятствуя в соблюдении заповедей Божьих и спасении своей души. Пока душа человека поражена этой страстью, она является источником жестокости, злорадства, ненависти и других.

Злясь на ближнего своего, мы фактически желаем ему зла. Вспомните, с каким желанием мы иногда В строим планы мести человеку, обидевшему нас. Как легко мы говорим обидные слова в ответ на хамство. Порой, ненавидя ближнего своего, мы даже не против того, чтобы вообще убрать его из этого мира, то есть, по сути, соглашаемся на убийство. Откуда все это появляется в человеке? От дьявола - учат нас и слово Божие, и святые отцы. Например, святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что гнев состоит из таких страстей, как вспыльчивость, принятие гневных помыслов, непристойный крик, спор, брань, жестокие слова, ударение, толкание, убийство. "Если не будете удерживаться от гнева, то потеряете всю надежду спасения. Дух Святой не обитает там, где гнев".
К сожалению, очень часто верующие люди не придают большого значения этой страсти. А между тем, нужны большая рассудительность и терпение, чтобы увидеть в себе эту пагубную скверну и избавиться от нее. Просто пытаясь сдерживать гнев, человек может страдать из-за того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлению к желанной цели. Регулярное повторение таких ситуаций приводит к различного рода психосоматическим расстройствам: головным болям, депрессиям, сердечнососудистым и другим заболеваниям.
Но есть у гнева и естественная в христианском понимании польза. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, "возбуждение гнева присвоено нам со спасительной целью, чтобы мы, гневаясь на свои пороки и погрешности, с большим усердием упражнялись в добродетелях и духовных подвигах, проявляя всяческую любовь к Богу и терпение к нашим братьям". Когда мы гневаемся, то пробуждаем себя и сообщаем бодрость душе. В целом, нравственное развитие человека и заключается в том, чтобы удалять из своей души злое и взращивать доброе. "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его" (Лк 6, 45).
Чтобы успешно бороться с гневом, нужно знать предпосылки его возникновения. В основном, их три. Во-первых, это наши чувства. К примеру, чувство, что с тобой обошлись несправедливо, что тебя обманули, предали, обидели, чувство ненависти, неприязни и другие. Во-вторых, это наши мысли. Мысли о том, что другие осуждают тебя, мысли об обмане, предательстве, о мщении, о самоосуждении и оправдании. В-третьих, это наши действия. Глупые, необузданные, опрометчивые, причиняющие вред окружающим, а также действия, совершенные под влиянием других людей. Причем, некоторые из таких действий заставляют человека испытывать гнев по отношению к самому себе, тогда как другие возбуждают гнев, направленный на других людей.
Предпосылки - это обязательные условия, при наличии которых человек, попадая в различные жизненные ситуации, начинает гневаться. Вспомним себя в этом состоянии. Недовольное выражение лица, напряжение различных частей тела - рук, ног, внутреннее зацикливание энергии - так и хочется что-то сделать: толкнуть, ударить, задеть или обидеть словом.
А с чего все началось? С наших мыслей, чувств, действий, лишенных любви и ласки. Если бы их не было, то не было бы и самой ситуации. Надо учиться сдерживать себя. Есть такое правило, оно называется правилом 10 секунд. Прежде чем что-либо сказать, надо выдержать 10-ти секундную паузу. Это правило учит останавливать себя в момент гнева, тогда, когда совершенно теряешь над собой контроль.
Пауза позволяет увидеть такие стороны своей внутренней жизни, которые в обычном плане не осознаются и почти не заметны. Порой так бывает, что, работая с десятисекундной паузой, человек вообще не успевает ничего сказать, потому что собе седник его опережает. Получается своеобразный обет молчания, который связан с внутренней работой. В этот момент человек сталкивается с внутренним желанием вступить в разговор, перебить, действовать. Тогда есть возможность задуматься: а что же мне мешает сделать эту паузу? Если удастся сдержать свой гнев, смолчать на обиду, попытаться просто упрекнуть самого себя и свою нетерпимость - в следующий раз будет уже гораздо легче смолчать.
Очень хорошо действует правило замены мыслей и чувств. В любой ситуации, когда с кем-то сталкиваешься и тебя что-то раздражает, постарайся увидеть в этом человеке что-то хорошее. И когда в переполненной электричке тебя толкнет бабушка, обвешенная корзинками и сумками, вместо осуждения подумай: ей уже за семьдесят, она с трудом ходит, но вынуждена ехать на рынок, чтобы хоть как-то выжить. Тебе обязательно захочется пожалеть этого человека, захочется помочь ему.

  Есть много других правил и навыков, позволяющих преодолеть свой гнев. О них много написано в специальной психологической литературе. Но нельзя забывать о самом главном средстве - духовном. Для верующего человека в минуты раздражения или при вспышке гнева лучшим средством является повторение про себя Иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Сила этой молитвы велика, и кто ее практикует в своей жизни, знает об этом не понаслышке.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (24.03.2011)
Просмотров: 1232 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0