Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Воскресенье, 20.08.2017, 22:06 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Слово о том, как христианин должен вести себя, о любви к врагам и о современном нравственном падении
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В том Евангельском чтении, которое мы с вами сегодня слышали за Божественной литургией, Церковь дает нам назидательнейшее указание на то, как должен христианин вести себя в отношении окружающих его людей. Евангелие приводит прямое указание Спасителя: "Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так сами поступайте с ними” (1).

Простое правило. Но если бы это простое правило сейчас человечество взяло себе в руководство, то жизнь бы изменилась, как говорят, как по мановению волшебного жезла. Совсем другая стала бы жизнь.

У нас, к сожалению, бывает так, что если человек хочет исполнять то, что здесь сказано, то начинает он, как говорится, не с того конца. Решил исполнять эту заповедь и ждет, что люди будут к нему относиться, как ему бы желалось… Нет - не ожидай сразу перемен от других, а сам переменись и начни с людьми поступать так, как тебе хотелось бы, чтоб с тобою обращались. А то не с того конца начинает человек, и получается, что как будто бы намерение было хорошее, да как-то не получилось ничего, именно потому, что не было положено правильное начало.

Кроме того, в этом же Евангелии Господь говорит и о том, чтобы мы любили врагов наших, и благословляли ненавидящих нас.

Когда идет речь о высоте евангельского учения, то часто говорят: "Конечно, мы понимаем, как прекрасно учение Господа Иисуса Христа, но оно слишком возвышенно, и его исполнить невозможно”. Когда вы начинаете спрашивать: "Что же именно считаете вы невозможным в евангельском учении для исполнения?” - то люди отвечают: "Да вот, например, заповедь о любви к врагам. Ну, как ее исполнить?” Вот и поучается, что на вопрос: что в нашем Евангелии невозможно или слишком трудно исполнить, — указывают именно на те заповеди Спасителя, по которым Евангелие так чудесно отличается от всех учений человеческих!

Ни в одном учении вы не найдете заповеди о любви к врагам. Господь Иисус Христос эту заповедь дал и Сам ее исполнил. Помните, как в одном из воскресных канонов говорится: "Ты врага мя суща зело возлюбил еси” (2) - "Ты меня возлюбил, когда я еще был врагом Твоим”. Почему? Потому что тот, кто нарушает Божий закон, тот идет против Бога-Законодателя, а следственно, делается Его врагом. И вот, Господь, так возлюбивший врагов Своих, и нас призывает к тому, чтобы мы любили своих врагов. Именно этой заповедью христианство так чудесно отличается от всякого другого учения, — а люди говорят, что исполнить ее невозможно…

В чем же, фактически, обвиняют Спасителя говорящие так? - В том, что Он дал заповедь, невозможную для исполнения! Получается, что Он требует того, что исполнить невозможно, а за неисполение угрожает Страшным Судом… В каком же положении оказываемся мы? Нет, христианин не может допустить такого малодушия и маловерия. Что Господь заповедал, то всё возможно исполнить, потому что человек, одушевленный ревностью и желанием исполнить Его божественные заповеди, будет иметь Самого Господа своим помощником. Неверующему — исполнить их действительно невозможно. Но когда Господь Сам поддержит нас Своей всемогущей десницей, тогда всякое бремя мы сможем понести, всякую заповедь Господню сможем исполнить. Об этом нужно нам в особенности помнить теперь, в наше страшное время.

Когда-то Господь Иисус Христос говорил, что настанет время, когда "из-за умножения беззаконий иссякнет любовь во многих” (3), т. е. у многих охладеет любовь христианская из-за того, что слишком умножатся беззакония. Когда мы с вами сейчас выйдем из этого св. храма и снова погрузимся в окружающую жизнь, — какой страшный развал видим мы там — какое уклонение и попрание христианских заповедей любви, чистоты и целомудрия! Вместо этого — что? Злоба, зависть, самолюбие, честолюбие, а главное, разврат неслыханный — такой, которого не было прежде. На улицу выйдешь — сплошные картины бесстыдства — и в живых людях, и в театрах, и в рекламе, и в печати — почти везде. И кажется, нет места, куда можно было бы укрыться от этой грязи…

И вот этот-то ужас, этот-то распад мы с вами видим теперь. Эта отрава, этот духовный смрад распространяется всюду и заползает в души человеческие; и даже, казалось бы, церковные и верующие люди теперь уже не видят ничего неприличного и непристойного в том, что по существу высокой христианской морали безобразно, грязно, бесстыдно и грешно! Достаточно видеть, в каком виде ходят — и даже приходят в храм Божий — многие православные русские девушки (4).

О подобном падении нравов и о таком моральном растлении мы не слышали до нашего времени. Действительно, думается иногда, что пришли последние времена, о которых говорили святые отцы, предсказывая, что именно такая ужасающая картина будет в последние дни (5).

Держись церковного уклада жизни, христианин! Когда-то о. Иоанн Кронштадтский указывал на то, что человек, который верен Церкви, исполняет заповеди Господни, исполняет церковные законы, священные правила, устав церковный, — находится внутри церковной ограды, под крепкой защитой благодати церковной. Тогда он и сам устоит, устоит и его семья, если только в ней сохранится бодрый церковный, христианский, строгий русский дух. А если этого не будет, тогда — беда такому христианину и его семье. Значит, они уже отравлены и побеждены духом общей распущенности.

Ведь ужас окружающего даже изобразить трудно нашим человеческим словом! Посмотрите на теперешнюю жизнь. Мы видим, как все более и более учащаются самые страшные преступления, — и видим также, что теперь государственные законы и правила сплошь и рядом стоят на стороне преступника, а не на стороне его жертвы и не на стороне охраняющих властей. Полное попрание Божеской и человеческой правды. Да когда это было?!

Береги же свою веру, человек-христианин. Будь верным сыном Церкви Православной. Сегодня мы с вами воспоминаем святых отцов Вселенских Соборов — тех святых угодников, которые утвердили спасительные догматы Церкви, ее священные каноны и правила. Кто догматы хранит, кто правила, законы и уставы церковные исполняет, тот находится за крепкой церковной оградой, под крепкой церковной защитой. Только она может нас оградить и спасти от ужаса, который разливается всюду. Аминь.

______

1 Мф. 7:12; Лк. 6:31. Святитель цитирует Евангелие от Луки, потому что именно там в 26-м зачале говорится и о любви ко врагам, о чем Владыка упоминает далее.

2 Канон воскресный первый на утрени 8 гласа, песнь 4, первый тропарь.

3 Мф. 24:12.

4 Эти замечания святителя особенно актуальны сейчас для России, куда после "перестройки” в изобилии проникли "достижения цивилизованного Запада”. Люди, в том числе и многие православные, одеваются теперь так, как 100 лет назад не одевались даже блудницы.

5 Особенно ярко падение нравов перед концом описано в "Посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого, Афонского”, ч. 1, гл. XXVIII-XXXII. Также об этом говорили св. Нифонт Цареградский, прп. Антоний Великий и другие святые.
.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (25.12.2010)
Просмотров: 689 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [410]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 977

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0