Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Четверг, 25.04.2024, 03:48 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

СЛОВО О КРЕСТЕ 2ч
.3. Почему для Искупления Людей Понадобилась Крестная Жертва Христова.

Ответ на этот вопрос дают нам многие изречения Священного Писания, а также и Священное Предание нашей Св. Церкви, в лице многих прославленных Отцов и учителей Церкви первых веков христианства. Особенно же сильно и убедительно раскрывают нам это именуемый "Отцом Православия” св. Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, и Великие Вселенские Учители и Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Как свидетельствует Слово Божие, в лице нашего Творца-Господа "Милость и Истина сретятся, Правда и Мир облобызаются” (Пс. 84:11).

Господь безгранично правосуден: Он — праведный Судия, что весьма ярко удостоверяет Слово Божие: "Праведен Господь и любит правду; лице Его видит праведника” (Пс. 10:7); "Возлюбил правду, и возненавидел беззаконие” (Пс. 44:8); "Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои” (Пс. 118:137); "Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина” (Пс. 118:142).

И вот, по закону безусловной Правды Божией, согрешившему человеку, в лице наших прародителей Адама и Евы, изречен праведный приговор, который повлек за собой изгнание из рая, лишение райского блаженства и радости общения с Богом, что и было для них проклятием, и как последствие греха — смерть.

Но Бог не только праведен и правосуден: Он — "щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив” (Пс. 102:8); Он "есть любовь” (I Иоан. 4:16), как учит об этом пространно и трогательно возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов.

Как же совместить в деле искупления падшего человека одно и другое — совершенное Правосудие и совершенную Любовь?

Крестная Жертва Христова как раз и явилась таким совмещением по Премудрому, Всеблагому и непостижимому для ограниченного ума человеческого Промыслу Божию, как всегда и везде учила об этом истинная Церковь Христова, руководствуясь свидетельствами Священного Писания и толкованиями Своих великих Отцов и Учителей.

По Своей безграничной любви и неизреченному человеколюбию, Господь, конечно, мог бы просто помиловать падшего человека, но где тогда было бы Его безграничное правосудие? — Ведь оно тогда было бы нарушено. И вот, во имя Своего правосудия, как самое яркое и действенное выражение Своей Отеческой Любви к нам, падшим людям, Господь Сам принимает на Себя исполнение праведного приговора и умирает, после жесточайших мук, за нас на кресте в Лице Возлюбленного Сына Своего, с Которым Он, по учению Слова Божия, одно (см. Иоан. 10:30: "Я и Отец — одно”) и "Которого Он предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов” (Рим. 3:25).

Слово Божие ясно свидетельствует, что "без пролития крови не бывает прощения” (Евр. 9:22), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения — "не уничтожала грехов” (Евр. 10:4), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужою кровью, как это делали ветхозаветные первосвященники, но "со Своею Кровию… и приобрел вечное искупление” (Евр. 9:12).

Так именно постоянно учили христиан Святые Апостолы: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши” (I Иоан. 4:10).

"Христос умер за грехи наши, по Писанию” (I Кор. 15:3).

"Не тленным серебром или золотом искуплены вы, — говорит св. Апостол Петр, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца” (I Петр. 1:18-19). Здесь ясное указание на то, что приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование "Агнца Божия, вземлющего грехи мира” (Иоан. 1:29) или — "Агнца, закланного от создания мира” (Апок. 13:8), поскольку принесение Себя в жертву за грехи мира Сыном Божиим имелось в виду в предвечном Совете Божием еще от создания мира.

"Христос пострадал за нас… Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились” (I Петр. 2:21-24).

"Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти” (I Петр. 3:18).

Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, св. Афанасий Великий говорит:

"Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшего на всех людях), с другой — явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела соделать начатком всеобщего воскресения… Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. Для сей цели Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть” (О воплощении 20).

Совершенно так же, как об "уплате долга,” или "выкупе,” учит о Крестной Жертве Христовой и св. Василий Великий:

"Тогда как никто из людей, по Слову Писания, не мог "человек ни как не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него” (Пс. 48:8), чтобы умилостивить Бога, потому что все сами повинны были греху, таковою изменою и ценою избавления за души всех явилась равноценная всем людям святая и многоценная за них пролитая Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Почему же? Потому что Он не простой был человек, а превосходящий естеством людей Богочеловек, и кроме того по самому человечеству Своему был совершенно безгрешен, почему не имел нужды в том, чтобы давать Богу выкуп за избавление Своей души, а Сам мог дать и действительно дал таковой за других, являясь, по слову Апостола, "Первосвященник должен быть: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников… Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа” (Евр. 7:26-27; 9, 7)” (Толк. на Пс. 48:8-9).

А вот как говорит св. Григорий Богослов: "Христос именуется "избавлением” (I Кор. 1:30) как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную” (Слово о Богосл. 4).

"За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас… Для сего древо за древо и руки за руку; руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденные за руку своевольную; руки, совокупляющие во едино концы мира, за руку, извергшую Адама. Для сего вознесение на крест за падение, желчь — за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть” (Слово 3).

И св. Иоанн Златоуст также подчеркивает, что Крестная Жертва Христа-Спасителя была не чем иным, как "уплатой долга” за грехи людей:

"Представь, что заимодавцу задолжал кто-нибудь десятью оболами, и он ввергает в темницу не только самого должника, но даже жену его, детей и слуг; но приходит другой, и не только вносит те десять оболов, но еще дарит десять тысяч талантов золота, ведет узника в царский дворец; сажает на самом почетном месте, осыпает его почестями и отличиями, тогда давший в заем десять оболов позабудет о них и думать.

Точно так случилось с нами! Христос заплатил гораздо больше, нежели чем мы были должны: Его уплата, в сравнении с долгом то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ; не любопытствуй знать, как потушена искра смерти и греха, когда на нее пролито целое море благодатных даров” (На посл. к Рим. беседа. X, 2).

"Для того чтобы изгладить грехи, Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: "поднял” или "вознесет”? Для того чтобы обозначить Крест, потому что на нем был пригвожден ко кресту грех: крестом были разрешены грехи” (На Исаию гл. 53).

"Будем носить Христов крест, как бы венец. Всё, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным тою Таинственною Пищею или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду — символ нашей победы! Поэтому с большой заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это — знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: "как овца, веден был Он на заклание” (Ис. 53:7). Поэтому, когда ограждаешь себя крестным знамением, то размышляй в своем уме о всем значении креста и угаси свой гнев, а также и все прочие страсти. Когда ограждаешь себя крестным знамением, то преисполни свое чело великим дерзновением, сделай свободным свой дух. Знайте же, во всяком случае, что доставляет нам свободу. Поэтому и Павел, побуждая нас к этому самому, то есть к приличествующей нам свободе, так наставляет, напомнив о кресте и Крови Господних: "вы куплены дорогою Ценою, не делайтесь рабами человеков” (I Кор. 7:23). Подумай, говорит, о той цене, какая уплачена за тебя, и не будешь рабом никого из людей. Ценою он называет Кровь, пролитую на кресте. Не просто пальцем надлежит напечатлевать его, но прежде всего расположением сердца с великою верою; и когда он таким образом бывает начертан на твоем лице, то ни один из нечистых демонов не будет в состоянии стать вблизи тебя, видя меч, которым нанесен ему удар, видя нож, от которого он получил смертельную рану” (Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест… — Творения, том III, стр. 916-917).

"Крест есть спасение Церкви. Крест — избавление наше от одержавших нас зол и начаток дарованных нам благ, крест — примирение с Богом его врагов и обращение ко Христу грешников… Крестом освобождены мы от насилия диавола и крестом избавлены от смерти и гибели. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждою всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь. До креста мы были чужды рая, а с явлением креста тотчас же разбойник удостоен рая.

О, великая сила креста! Христос висит на кресте, — и диавол умерщвлен; Христос пригвожден ко кресту, — и всякая душа разрешена от уз” (Слово на Воздвижение — т. VIII, стр. 804).

Итак, вот в чем великое значение Крестной Жертвы Христовой для нас, согласно учению Слова Божия и величайших Отцов нашей Православно-Христианской Церкви!

Преклонимся же смиренно и благоговейно перед этой великой Тайной Искупления нашего от греха, проклятия и смерти, как учит о ней наша Св. Церковь, с благодарной любовью к Богу — Спасителю нашему, в глубоком умиленном сознании, что нет на свете ничего, что могло бы сравниться с такою любовью Божиею к нам, падшим грешникам, так дивно и премудро сочетавшейся с Его Божественным правосудием!

Слава, Господи, Кресту Твоему честному!

4. Крест — "Царей Держава.”

"Крест — царей держава,” крест — "благочестия непобедимая победа,” крест — "оружие непобедимое,” — в таких словах и выражениях Св. Церковь прославляет Крест, "на нем-же распяся Христос, Царь и Господь,” в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения.

А что это — не одни слова, а действительно так, ярко свидетельствует великое событие, происшедшее в 312 году по Р. Хр. — дивное знамение на небесах, которое окончательно сделало Императора древней языческой Римской Империи Константина Великого глубоко верующим христианином и не только положило конец страшным трехвековым неистовым гонениям на христиан, но и положило начало постепенной христианизации всей Империи.

О том, как все это произошло, обстоятельно повествует нам славный церковный историк Евсевий Памфил в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина.” Он прежде всего рассказывает нам об отце Императора Константина Констанции Хлоре, который был расположен к христианству и не хотел преследовать христиан, как было при его предшественниках Диоклетиане, Максимиане и Максентии.

По смерти отца войска провозгласили Константина Августом. "Утвердившись на царстве, Константин тотчас же начал печься об отеческом наследии, обозревал все прежде бывшие под властью отца его области и с великим человеколюбием управлял ими. Сверх того подчинил себе варварские племена по Рейну и западному берегу океана, которые осмелились было возмущаться, и из диких сделал кроткими, а других, походивших на лютых зверей, усмирил, и видя, что они не способны к принятию правил мирной жизни, прогнал их из пределов своей империи. Потом он представил себе весь состав вселенной, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела — царственный город Римской Империи терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям прочих частей государства, как лицам по возрасту старшим (Галерию Максимиану и Максимину, между которыми разделена была тогда на 4 части Римская Империя). Но когда никто из них не был в состоянии оказать помощь свою Риму, так что желавшие попытаться постыдно оканчивали свое предприятие, Константин сказал, что жизнь ему не в жизнь, пока царственный город будет оставаться под бременем бедствий, — и начал приготовляться к уничтожению тиранства” (Гл. 22, 25 и 26).

Между тем, и сам тиран, видя в Константине опасного для себя соперника, Максентий, сидевший в Риме, объявил ему войну. "Силы Константина были слабее, нежели вражеские. Он чувствовал, что ему нужна помощь свыше и искал ее. Он стал думать, какого бога призвать бы себе на помощь. При этом пришло ему на мысль, что не малое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманулись и окончили дело свое несчастливо и что отец его Констанций, во всю свою жизнь почитавший Единого Всевышнего Бога, имел знамения Его покровительства, и убедился, что должно чтить Бога отеческого” (Гл. 27).

"И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о Себе и в предлежащем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, Царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение; так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Но нас с клятвою уверял в этом сам победоносный Царь, когда, спустя много после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, — тем более что и последующее время было свидетелем его истины?!

"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил Царь, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью "Сим побеждай!”

Это зрелище объяло ужасом, как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо” (Гл. 28).

Было это в 28-ой день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями, со слов очевидцев.

Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом-Отступником, которому при допросе Артемий говорил: "Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их” (См. Историю Филосторгия, 45).

"Константин находился однако в недоумении и говорил сам себе: "Что бы значило такое явление?” Но между тем как он думал и долго размышлял о нем — наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов” (Гл. 29).

"Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям своим тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал по подражанию ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. "Это знамя, — говорит Евсевий, — случилось видеть и нам собственными очами” (Гл. 30).

"Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами (X), из середины которых выходила буква Р. Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий, белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного Царя и его детей.

Этим-то спасительным знаменем как оборонительным оружием всегда пользовался Царь для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобные ему” (Гл. 31).

"Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого бога, кроме виденного, Константин призывал к себе таинников Его слова и спросил их, Кто тот Бог, и какой смысл знамения, которое он видел? — Они отвечали, что тот Бог есть Единородный Сын Одного и Единственного Бога, а явившееся знамение — символ бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он, когда приходил на землю. Потом, подробно раскрыв учение о вочеловечении, они объяснили Константину и причины Его пришествия” (Гл. 32). Так началось оглашение Императора, бывшего язычника, светом христианской веры, в которую он с тех пор стал все более и более углубляться, как повествует далее Евсевий.

"Константин, хотя и вразумлялся их словами, однако, тем не менее имел пред очами чудо дарованного ему Богоявления и, сравнивая небесное видение с словесным объяснением, утверждался в своих мыслях. Он был убежден, что знание сих предметов посылается ему свыше, и даже сам начал заниматься чтением Божественных Писаний. Сверх сего, повелел находиться при себе Божиим иереям — в той мысли, что виденного Бога должно чтить всеми способами служения.

Оградившись таким образом благими на Него надеждами, он поспешил наконец угасить пламень тиранского огня” (Гл. 32).

Призвав Бога всяческих и призвав как Спасителя и Помощника Христа Его, Константин с победной хоругвью выступил с войском против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею, Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки. Спасаясь бегством, тиран был низринут с Милвианского моста в реку Тибр, в 15 верстах от Рима, и утонул. Возблагодарив Бога, победитель с торжеством вступил в царственный город, где его встречали "с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимой радостью. Мужья с женами, детьми и тьмою рабов громогласно и неудержимо провозглашали его своим избавителем, спасителем и благодетелем. Впрочем, обладая как бы врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился сими восклицаниями и не возгордился похвалами, но сознавая помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы” (Гл. 39).

Всенародными памятниками и подписями Имп. Константин поведал всем людям силу спасительного знамения Христова. "Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель Римской Империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, — он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке слово в слово следующую надпись: "Этим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана, и по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость” (Гл. 40).

Впоследствии Имп. Константин и его воины неоднократно испытывали помощь и силу Креста Господня. Как свидетельствует Евсевий, "где знамение креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их. Когда Царь узнал об этом, то спасительное знамя, как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим. Победа с ним тотчас восстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемая свыше” (Кн. II, гл. 7).

"Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силой души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не менее пятидесяти, и они не имели другой обязанности, как либо стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи, когда каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, спустя много времени после сих событий, рассказывал об этом на досуге сам Царь и к своему рассказу присоединил следующее достопамятное происшествие” (Кн. II, гл. 8):

"Однажды в самом жару сражения в войске произошел шум и распространилось великое смятение. В это время некто, носивший на плечах знамя, сильно страдал от робости и потом передал свою ношу другому, чтобы убежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился, и находился уже вне стражи знамени, — пущенная стрела в сего последнего пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость и неверие, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранением жизни, так что сколько ни пускали в него стрел, — он оставался невредим; все удары их принимало на себя копье знамени” (Кн. II, гл. 9).

Силою Креста Господня Имп. Константин победил потом ополчившегося на христианство Ликиния, Скифов и Сарматов (Кн. II, гл. 12, 16 и 17; кн. IV, гл. 5 и 6). Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Имп. Константине знамением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Миланским эдиктом в 312 г. Имп. Константин дозволил всем без стеснения принимать христианство.

Эдиктом 313 г. предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимые имущества, отнятые во время гонений.

В 314 году Имп. Константин запретил языческие игры, затем освободил духовенство от гражданских должностей и церковные земли от общих повинностей; отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Христианскую Церковь (313-315 гг.); дозволил совершать освобождение рабов при церквах без особых формальностей, которые были весьма затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это право только обществам (319 г.); издал повеление по всей Римской Империи праздновать день воскресный (321 г.); отменил бывшие у римлян законы против безбрачия, в ограждение дававших обеты девства христиан и христианок; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал созидать свободно христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю, существовавшему в языческих капищах, императорские статуи и изображения (325 г.).

Вот, сколь могущественной и непобедимой проявила себя сила Креста Христова, преобразившая громадный языческий мир в империю христианскую, а царей ее — в верных стражей Церкви и христианского благочестия. И все попытки после Императора Константина, причисленного Церковью к лику святых и наименованного "равноапостольным,” возродить язычество и так или иначе подорвать истинное христианство, неизменно кончались крахом. Сила Креста Христова побеждала, и истинное христианство торжествовало победу над всеми своими врагами. Вот почему легкомысленно и преступно пренебрегать этой дивной Божественной силой!

5. Что Говорит Слово Божие и Святые Отцы о Тайне Искупления?

Что говорил Сам Господь Иисус Христос? "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3:14-15; ср. Числ. 21:8-9).

"Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для избавление многих” (Матф. 20:28).

"Я хлеб живый, сошедший с небес: ядущий сей хлеб будет жить вовек; хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира” (Иоан. 6:51).

"Сие есть Тело Мое, которое за вас предается” (Лук. 22:19).

"Сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаема во оставление грехов” (Матф. 26:28). "Если зерно пшеничное, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Иоан. 12:24). "И когда Я вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе” (Иоан. 12:32).

"Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во Имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах” (Лук. 24:46-47). "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам” (Иоан. 16:7).

Что говорили о Крестной Жертве Иисуса Христа ветхозаветные пророки?

"Он изъязвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем: и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу, — и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих: как овца, веден был Он на заклание” (Ис. 53:5-7); "за преступления народа Моего претерпел казнь” (8). "Предал на смерть душу Свою, и к злодеям причтен, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”(12).

"Псы окружили меня, скопище злых обступило меня; пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище” (Псал. 21:17-18).

Что говорил Предтеча Господень Иоанн? "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Иоан. 1:29).

Что говорили Апостолы?

Св. Ап. Иоанн в своем Евангелии, упомянув о совете, который дал Каиафа иудеям об Иисусе Христе: "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб” (Иоан. 11:50), далее от себя прибавляет: "сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ; и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино” (51-52).

В послании своем св. Ап. Иоанн говорит:

"Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха” (I Иоан. 1:7).

В Апокалипсисе св. Ап. Иоанн пишет: "Двадцать четыре старца, падши пред Агнцем, поют Ему песнь новую, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и искупил нас Богу Кровию Своею от всякого колена и языка и народа и племени” (Апок. 5:9).

"От Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных; Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грех наших Кровию Своею…” (Апок. 1:5).

Св. Ап. Петр заповедует христианам: "Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровию Христа, как Агнца непорочного и чистого” (I Петр. 1:17-19);

"Потомучто и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… Он грехи наша Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились” (2:21-24). "Потомучто и Христос однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу” (3:18).

Св. Ап. Павел говорит: "Я первоначально преподал вам, что и сам и принял, что Христос умер за грехи наши, по Писанию” (I Кор. 15:3). "Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное” (Еф. 5:2). "Христос однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих” (Евр. 9:28). "Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего” (Римл. 4:25). "Которого предположи Бог в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, сделанных прежде” (Римл. 3:25). "Христос же пришел… не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление” (Евр. 9:12-14).

Все эти тексты из Слова Божия ясно свидетельствуют, что искупление наше Христос-Спаситель совершил Кровию Своею, пролитой за наши грехи, и смертью на Кресте.

Как учили Мужи Апостольские?

Св. Варнава говорит: "Будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, как только за нас… за наши грехи восхотел Он принести в жертву сосуд духа” (Посл. VII), "как Авраамом принесен был Исаак” (Посл V).

Св. Климент Римский говорит: "Будем взирать на Господа Иисуса Христа, Которого Кровь дана за нас; будем взирать внимательно на Кровь Христа, и рассуждать, как многоценна Кровь Его пред Богом, когда, быв пролита для нашего спасения, всему Миру приобрела благодать покаяния” (Посл. к Коринф. 1:21).

Св. Игнатий Богоносец говорит: "Христос умер за вас, чтобы, веруя в смерть Его, вы спаслись от смерти” (Посл. к Трал. 2).

Св. Поликарп Смирнский говорит: "Он претерпел за грехи наши самую смерть… все претерпел за нас, чтобы нам жить в Нем” (Посл. к Филип. 1:8).

Как учили учители христианские второго и третьего века?

Муж апостольский, написавший послание к Диогнету, пишет ему: "Бог собственного Сына предал в выкуп за нас, Святого за беззаконных, Праведного за неправедных, Невинного за виновных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных” (Посл. к Диогн. IX).

Св. мученик Иустин пишет: "Христос, по воле Отца, сделался человеком ради спасения верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть” (Аполог. I,63).

Св. Ириней Лионский пишет: "Христос искупил нас Кровию Своею, и предал душу Свою за наши души, и плоть Свою за нашу плоть” (Против ересей V, 1).

Тертуллиан пишет: "Христос благоволил от плоти родиться во плоти, чтобы рождением Своим преобразовать наше рождение, и Своею смертью разрушить нашу смерть” (Против Марк. III, 9).

Св. Киприан Карфагенский пишет: "Христос даровал нам эту благодать, сообщив нам дар Своего милосердия, победив смерть крестом Своим, искупив верующих ценою Своей Крови, примирив человека с Богом Отцом, оживотворив небесным возрождением.” (Кн. Димитр. 25).

Как учили великие Отцы Церкви четвертого века?

Св. Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, пишет: "Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиной пришествия Иисуса Христа на землю): посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец, и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления, с другой — явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела, соделать начатком всеобщего воскресения… Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. Для сей цели Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть” (О воплощении 20).

Св. Григорий Богослов пишет: "Христос именуется "избавлением” (I Кор. 1:30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную” (Слово о Богосл. IV). "За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас… Для сего древо за древо и руки за руку: руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденные за руку своевольную; руки, совокупляющие воедино концы мира, за руку, извергшую Адама. Для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть” (Слово 3).

Св. Кирилл Иерусалимский пишет: "Мы были врагами по причине греха, и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения; и силу человеколюбия. Вознес Христос "грехи наши Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды” (I Петр. 2:24).” (Огл. поуч. XIII, 33).

"Не удивляйся тому, что мир весь искуплен: ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же "прегрешением одного” (Римл. 5:17) смерть воцарилась в мире: — то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть; то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвивши в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (Числ. 25:8), то Иисус, не другого умертвивши, но Сам Себя отдавши за искупление, ужели не может утолить гнева на людей? (2 Тим. 2:6)” (Оглас. поуч. 2).

"Немаловажен был Умерший за нас; не чувственный был Агнец, не простой был человек, не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна была правда Умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою, и опять, когда восхотел, принявший ее” (Огл. поуч. XIII, 33).

Св. Василий Великий говорит: "Тогда как никто из людей, по слову Писания, не мог "дать Богу выкупа за себя и цену избавления души своей” (Пс. 48:8), чтобы умилостивить Бога, потому что все сами повинны были греху, таковою изменою и ценою избавления за души всех явилась равноценная всем людям святая и многоценная за них пролитая Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Почему же? Потому что Он не простой был человек, а превосходящий естеством людей Богочеловек, и кроме того по самому человечеству Своему был совершенно безгрешен, почему не имел нужды в том, чтобы давать Богу выкуп за избавление Своей души, а Сам мог дать и действительно дал таковой за других, являясь, по слову Апостола, "Первосвященник святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников… Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, прежде о своих грехах жертвы приносить, потом за грехи народа” (Евр. 7:26-27; 9:7 - Толк. на Пс. 4: 8-9).

Св. Иоанн Златоуст говорит: "Представь, что заимодавцу задолжал кто-нибудь десятью оболами, и он ввергает в темницу не только самого должника, но даже жену его, детей и слуг; но приходит другой, и не только вносит те десять оболов, но еще дарит десять тысяч талантов золота, ведет узника в царский дворец, сажает на самом почетном месте, осыпает его почестями и отличиями; тогда давший в заем десять оболов позабудет о них думать. Точно так случилось с нами! Христос заплатил гораздо больше, нежели чем мы были должны; Его уплата, в сравнении с долгом то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ; не любопытствуй знать, как потушена искра смерти и греха, когда на нее пролито целое море благодатных даров” (На посл. к Римл. беседа 10, 2)

"Христос, с Своей стороны, умер за всех, чтобы спасти всех, и эта смерть вполне соответствовала погибели всех, но не всех истребила грехи, потому что сами того не хотели” (На посл. к Евр. беседа 17, 2).

"Не по той ли причине Он (Христос) предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их (грехи), Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: "поднял” или "вознесет”? Для того, чтобы обозначить крест, потому что на нем был пригвожден ко кресту грех: крестом были разрешены грехи” (Толк. на прор. Исаию, гл. 53).

"Скольких благ виновником соделался для нас крест Христов, силою Распятого на нем произведший столь много перемен… он сделался для нас причиной не страданий, но освобождения от страданий… Крест есть спасение Церкви… Крест — избавление наше от
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (10.12.2010)
Просмотров: 1049 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0