.Кирилл и Мефодий, братья, греки родом из Фессалоник, города, в котором жил и проповедовал св. Апостол Павел, с начала своего поприща вступили в тесный духовный и культурный контакт с Константинопольским Патриархатом, славным в то время развитием науки и миссионерской активностью; в тамошней школе, стоявшей на высоком уровне, получили они образование. Оба выбрали монашеский образ жизни, сочетая обязанности монашеского призвания с миссионерским служением, первое свидетельство которого они подали, отправившись на проповедь Евангелия хазарам на Херсонес Фракийский ныне полуостров Галлиполи.
Однако главным их благовестническим делом была миссия в Великой Моравии, среди народов, населявших в те времена Балканский полуостров и земли по Дунаю, что произошло по просьбе моравского князя Ростислава к императору и Церкви Константинополя. В соответствии с потребностями своего апостольского служения среди тех народов, они выполнили перевод Священных книг на их язык для литургических и катехизаторских целей, заложив тем самым основу для всей их письменности. Именно поэтому они почитаются не только в качестве апостолов славян, но в качестве отцов культуры всех тех народов, для которых первые писания на славянском языке не перестают быть главным отправным пунктом в истории их литературы.
Кирилл и Мефодий исполняли свое миссионерское служение в единении как с Церковью Константинопольской, от которой они были посланы, так равно и с римской Столицей св. Петра, которая утвердила их миссию. Это было выражением единства Церкви, которая во времена их жизни и деятельности не была еще затронута злосчастным разделением между Востоком и Западом, хотя в отношениях между Римом и Константинополем уже отмечалась определенная напряженность.
В Риме Кирилл и Мефодий, с почетом принятые Папой и Римской Церковью, нашли одобрение и поддержку всей своей миссионерской деятельности. Обрели они также защиту, когда эта их деятельности, по причине отличия языка, употребляемого в литургии, встретила препятствия со стороны некоторых недовольных западных кругов. 14 февраля 869 года Кирилл завершил свой жизненный путь в Риме и был погребен в церкви св. Климента в папской усыпальнице; Мефодий же, посвященный Папой в архиепископы древней столицы Сирмия Sirmium в Паннонии, был послан в Моравию, чтобы продолжать свою провиденциальную апостольскую деятельность; вместе со своими учениками он вел ее среди народов ревностно и отважно до конца своей жизни, т. е. до 6 апреля 885 года. Боже, через святых братьев Кирилла и Мефодия славянские народы просветивший, принять слова учения Твоего сердцам дай нашим, и сотвори народом нас, в истинной вере и в правом исповедании единодушным. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во все веки веков. Аминь.
Тропарь Кириллу и Мефодию, учителем Словенским
Яко апостолом единонравнии / и словенских стран учителие, / Кирилле и Мефодие богомудрии, / Владыку всех молите / вся языки словенския утвердити / в православии и единомыслии, / умирити мир и спасти души наша.
|