Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Пятница, 19.04.2024, 06:07 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

СЕТИ ДИАВОЛА
К разряду грехов против первой заповеди принадлежит волшебство, когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и, большею частью, злым силам тварей, в особенности злых духов, и стараются действовать ими. Таким образом, в грехе волшебства виновен и тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует этими силами.

Волшебство есть у нас одно из наследий от наших предков. Наши предки, когда еще были язычниками, верили в разнообразные силы природы. Все, что их окружало: деревья, камни, ручьи, болота, озера, животные - все это в их воображении представлялось живым, одушевленным; и так как эти предметы или приносили им вред, или доставляли благо, то, не имея ясного представления о Боге, верховном правителе мира, они в этих предметах видели богов, то добрых, то злых; они чувствовали над собой силу этих богов и, не имея возможности защитить себя от них, прибегали к разным лицам, которых называли колдунами, знахарями, кудесниками и просили их помочь им в борьбе с таинственными силами природы. Так укоренилась вера в колдунов, которая выражалась в разнообразных волхованиях. Постепенно волшебством опутана была вся жизнь славянина язычника. Он не мог шагу ступить, не прибегая к участию колдунов. Особенно сильно это участие колдунов проявлялось в важнейших событиях жизни: при свадьбах, при похоронах, при болезнях, при отправлении в путь, при случаях смерти, при разнообразных встречах с людьми незнакомыми.

И эта вера в колдунов не уничтожилась с принятием христианства. Прошла тысяча лет с того времени, когда святой Владимир просветил русскую землю светом Христова учения, а волшебство не уничтожилось. Оно еще владеет умами русских жителей и городов, и сел, и. деревень. Там еще и доселе верят колдунам, боятся их, стараются разными способами задобрить их. Не чужды этого греха и образованные люди, прибегающие к ворожбе, к гаданиям, занимающиеся верчением столов, вызыванием умерших и т. п.

Обращаться к волшебникам - великий грех. Сам Бог через пророка Иеремию говорит следующее о тех людях, которые обращаются за помощью к волшебникам: не слушайте... волхвующих вам... ни чарований ваших, ни обаятелей... яко лжу прорицают тип вам (Иер. 27:9-10); а святые отцы и правила Святых Соборов отлучают от общения церковного как самих волшебников, так и тех, которые ищут у них помощи. Вот что сказано о таких людях в Правилах Вселенских и Поместных Соборов (VI Вселенский Собор, правило 61): "Предающиеся волшебникам... дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи". И святой Василий Великий учит: "Облако-гонители, гадатели подлежат шестилетней епитимий; закосневающие в сем извергаются из Церкви; покаявшийся в волшебстве подлежит епитимий". Правила святой Церкви называют их идолослужителями, скверноубийцами и льстецами: "Чародеи и волшебство творящий суть идолослужители и скверноубийцы..." Святой Иоанн Златоуст учит: "Аще и Святыя Троицы имя глаголется на таких, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых и отвращатися".

Вообще, волшебство отдаляет нас от света Христовой истины, от послушания святой матери Церкви, стесняет нас в нашей деятельности, ослабляет нашу веру в Промысл Божий, в силу молитвы христианской, ослабляет нашу надежду на предстательство святых угодников Божиих, одним словом, держит нас в оковах язычества. Все это побуждает христиан чуждаться этого жалкого наследия языческих времен.

Об астрологии

Известный христианский философ Тертуллиан (2-3 вв.) писал: "Среди ремесел мы выделили бы некоторые занятия, которые прямо повинны в идолопоклонстве. Об астрологии и говорить нечего... Не стану говорить о том, что астролог почитает идолов, чьими именами он расписывает небо и которым приписывает все Божие могущество, так что люди больше не считают необходимым обращаться с просьбами к Богу, думая, что нас направляет непреклонная воля звезд. Скажу лишь, что идолы эти - ангелы-богоотступники, вступавшие в связи с женщинами и также изобретшие эти искусства, а потому проклятые Богом. О, мудрость Божия, достигающая до самой земли, свидетельством чего являются даже люди, не уразумевшие истину! Вот уже изгоняют звездочетов, как и их ангелов. Рим и вся Италия запрещены звездочетам, так же, как небо - их ангелам. Одно и то же наказание - изгнание - определено и учителям и ученикам! Но, скажут нам, приходили же к Христу маги с Востока; нам известна близость магии и астрологии. Значит, толкователи звезд первыми возвестили о Рождении Христовом, первыми Его почтили. В этом, полагаю я, они оказали Христу услугу. Ну и что же? Неужели нынешним звездочетам покровительствует вера тех магов? Будто нынешняя астрология идет от Христа, словно Христовы звезды они наблюдают и предсказывают по ним, а не по звездам Сатурна, Юпитера, Марса и прочих покойников того же рода. Но дело в том, что эта наука допускалась лишь до евангелия, так что после появления Христа никто уже не должен был толковать ничью судьбу по небу. И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос. И несомненно, что по воле Бога привиделся им сон, чтобы они шли обратно к себе, но не той же дорогой, которой пришли. Это надо понимать как знак того, что им следовало оставить свою секту, а не так, что необходимо было избежать преследования Ирода, поскольку он их и не преследовал и не подозревал, что они отправились по иной дороге, так как не знал и той, по которой они пришли, так что под дорогой надо понимать секту и учение. Потому магам и было предписано, чтобы оттуда они шли по-иному.

Также и другой вид магии, которая занимается чудесами и практиковалась в том .числе и против Моисея (Исх. 7:2), Бог допускал лишь до евангелия. Так, уже обратившийся в христианскую веру Симон маг, который задумал образовать торгашескую секту и в числе чудес своего ремесла торговать и Духом Святым, нисходящим через возложение рук, был осужден апостолами и отвергнут (Деян. 8:18-23). Другой маг, состоявший при Сергии Павле, за то что он противостал тем же апостолам, был наказан слепотой (Деян. 13:6-11). Я уверен, что та же судьба постигла бы и астрологов, если бы кто из них столкнулся с апостолами. Но поскольку магия, видом которой является астрология, наказывается, то должны наказываться и все ее виды. После евангелия только и приходится слышать, что о покоренных софистах, халдеях, заклинателях, гадателях и магах. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? (1 Кор. 1:20). Ничего-то ты не ведаешь, астролог, если не знаешь, что должен стать христианином. А если бы знал, то знал бы и то, что нечего тебе заниматься этим делом. Оно само открыло бы тебе свою опасность, как другим возвещает опасность с помощью таблиц. Нет тебе в сем части и жребия (Деян. 8:21). Что Царству Небесному до того, что чей-то палец или чья-то линейка блуждают по небу?"

Гадание по Библии суеверные заклинания

Недопустимо слово Божие или слова из церковных молитв ставить наряду с гадательными книжками или картами. В слове Божием, в духе которого составлена большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые бы разъясняли для человека желаемый вопрос. Оно дано человеку только для спасения души, а не для разгадки каких-либо иных вопросов. В Номоканоне (при большом требнике) сказано: "Суду подлежат... иже ключи во Псалтирь влагают, оттуда ложная вещающе... иже употребляют молитву нежита (или от лихорадки: сюда же нужно отнести заклинание или заговаривание истекающей крови)... вся сия от бесов действуются" (ст. 20).

Вера в талисманы

У православного христианина есть крепкие защитники от напастей. Это - нагрудный крест его и вместе с тем частое ограждение себя крестным знамением; это святые иконы, это - Ангел-хранитель. Носить же или хранить такие вымышленные вещи, как, например - "сон Пресвятой Богородицы" или "письмо, найденное в Иерусалиме", полное всяких нелепостей и жалкого суеверия; а также надевать на детей "ладонки", для предохранения их от болезней и "лихого глаза" бумажки с какими-либо текстами или амулеты (например, цепочки, шнурки и клыки, или шерсть с медведя) - все это значит не что иное, как (говоря текстом соборных правил) надевать на себя "узы душ". За этот грех даже полагается извергать из Церкви (Лаодикийский Собор, 36).

Вера снам

В одной обители был инок, украшенный всеми добродетелями, и за то уважаемый братией. К несчастью, инок верил всякого рода сновидениям, и враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на него; дух-искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремнет, демон начинал показывать ему сновидения, сначала безвредные, чтобы тем больше обольстить несчастного. В какую сторону старец не толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец увидев, что заблудший старец всему верит, дух тьмы в одну злополучную ночь представил ему "будущую жизнь", изобразив, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует еврейский народ, и Бог Отец, указывая на них перстом, говорит: "Вот чада Мои!" Старец от ужаса пробудился и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным исполнителем еврейских традиций. Но Бог сколько долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой ("Пролог", февр. 26 дня).

Языческие мудрецы различно судили о снах. Один из них, Протагор, говорил: "Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на них внимание". Другой же языческий мудрец, Ксенофан, объяснял, что все сны пусты и обманчивы, и что заблуждается тот, кто обращает на сны внимание и устрояет по ним свои дела. Истины нужно искать в средине, т. е., во-первых, не на все сны надобно обращать внимание и, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых, говорим, не на все сны надобно обращая. внимание. Сам Бог увещевает людей через Моисея не гадать по снам (Лев. 19:26). Безрассудные люди, говорит Сирах, обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами; кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гонящемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале (Сир. 33:1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Святой Григорий рассказывает об одном человеке, который доверял снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы в достатке прожить долгую жизнь свою; но вдруг заболел и вскоре умер, и, таким образом, не смог воспользоваться накопленным богатством и в то же время не взял с собою в вечность никаких добрых дел. Как видим, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надобно обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение и на которые надобно обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу приснилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу; сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался там правителем. И когда в Египет приехали отец и братья его, то должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных, то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифа умерли бы голодной смертью.

И многие из людей, а может быть и из находящихся среди нас, имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые свои сны. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и исправиться; но, согласно изречению Спасителя, если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых, - юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Через какое-то время он опять видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет смерть, и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал, шутя, о своем сне товарищам и не только не подумал об исправлении жизни, но даже как бы посмеялся над угрозою, полученною во сне. Именно - на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертью, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди веселия сына поражает внезапно апоплексический удар, и он через несколько минут умирает!

Из приведенных здесь рассказов мы видим, что не все сны обманчивы и пусты, есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям

1. Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим на небо и отклоняющим нас от дороги в ад.

Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (Иов. 33:14-18).

"Когда увидишь во сне образ креста, - учит преподобный Варсонофий, - знай, что этот сон истинен и от Бога, но постарайся от святых получить истолкование значения его, и не верь своему помыслу".

2. Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается неважных, безразличных предметов, то нет надобности обращать внимание на сны и устроить по ним свои дела. Будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть греху.

3. Если, наконец, сон влечет человека ко греху, то он следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию (т. е. от диавола).

Святитель Феофан Затворник писал: "Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо, но как нам определять это точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и неполезные, то и лучше забывать их. Они на это и приговорены естественно, ибо обычнее забываются. К сведению примите, что сны бывают натуральные, бывают от Ангелов и святых, бывают и от бесов. Которые от Ангелов и святых, мир душевный созидают и надолго оставляют его в душе, а которые от бесов - мир внутри разоряют; свои же сны - пустопорожни и беспорядочны. Бесы бессильны, - и ничего не могут нам сделать. Но им попускается иногда поближе подступить к рабам Божиим и потревожить их, частью для испытания, частью для научения, частью для показания им самим, что такое они суть. В этих же видах попускается им и сны соплетать".

Чрезмерная вера в предчувствия

Предчувствовать какую-либо чрезвычайную перемену в жизни, а особенно смерть, человек может. Но, по большей части, предчувствия бывают обманчивы, потому что способность их утрачена через грехопадение Адама, потому что они происходят часто от изнеженной жизни или от расстроенного воображения. Итак, на основании их окончательно решать свое или чужое будущее не следует, и тем самым вводить себя в напрасный страх или же в ложную радость. Это значило бы забыть о Промысле Божием, который управляет жизнью нашей и который по своим премудрым и благим намерениям может и предотвратить от нас самую очевидную беду, как, напротив, совсем не оправдать предчувствуемой нами радости. Езекия по тяжкой болезни своей должен был умереть, и - не умер. Аман наперед радовался торжеству своему над Мардохеем, но предчувствие не сбылось. Не торопитесь верить предчувствиям.

Верование встречам и другим приметам

От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Вместо того, чтобы веровать и руководствоваться в жизни своей здравым рассуждением, суеверный человек ставит свои успехи или же неудачи в делах в зависимость от различных примет. Некоторые считают: встреча со священником или с человеком, несущим пустые ведра, несчастлива; понедельник для начинания дел тяжел; третья горящая на столе свеча опасна, 13 человек за столом тоже, а нечаянно погашенная свеча предвещает гостя; нельзя дарить острые предметы и т.п. Если подробно всмотреться в эти приметы, то для многих суеверий найдутся простые исторические или живые практические основания, а для всех вообще предрассудков - ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле. Христианину нужно отрешиться от всяких суеверий, предрассудков и примет.
.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (10.12.2010)
Просмотров: 938 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0