Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Пятница, 03.05.2024, 11:01 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Пророческий Указ Святого Патриарха Тихона N362

  


По благословению Святейшего Патриарха, Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, к дополнительно преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности епархиальных Советов, преподать епархиальным Архиереям такия же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили:


Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания:

1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано.

2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).

3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.

4) В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя вою полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленныя канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанныя учреждения - самолично и под своей ответственностью.

5) В случае, если положение вещей, указанное в п. п. 2 и 4, примет характер длительный и даже постоянный, в особенности при невозможности для Архиерея пользоваться содействием органов епархиального управления наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархии на несколько местных епархий, для чего епархиальный Архиерей:

а) предоставляет Преосвященным своим викариями, пользующимся ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям;

б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархии, по возможности, во всех значительных городах своей епархии новыя архиерейския кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных.

6) Разделенная указанным в п. 5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам.

7) Если в положении указанном в п. п. 2 и 4, окажется епархия, лишенная Архиерея, то епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному Архиерею ближайшей или наиболее для них доступной по удобству сообщения епархии, и означенный Архиерей или командирует для управления вдовствующей епархии своего викария или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указанных в п. 5 и в отношении этой епархии согласно п. п. 5 и 6, причем при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ.

8) Если по каким-либо причинам приглашения от вдовствующей епархии не последует, епархиальный Архиерей, указанный в п. 7 и по собственному почину принимает на себя о ней и ее делах попечение.

9) В случае крайней дезорганиизации церковной жизни, когда некоторыя лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, находясь в положении, указанном в п. п. 2 и 6, не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов - благочиния и епархии, предоставляя, где нужно совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными.

10) Все принятыя на местах, согласно настоящим указаниям мероприятия, впоследствии, в случае возстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней. 






Завет Святого Патриарха




Из статьи Епископа Григория (графа Граббе), православного богослова и канониста, многолетнего секретаря и управляющего делами Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви, "Завет Святого Патриарха", сентябрь 1994г.:

«В 1920 Ленин и его соумышленники могли похвастаться большими достижениями в своем гонении на Православную Церковь. Чтобы оценить его силу и значение нужно заглянуть в статьи и немногие книги, посвященные этому вопросу. Особо сильное впечатление производит сочинение Владимира Русака «История Русской Церкви со времен основания до наших дней", вышедшая в 1993 г. До того, тоже большой и точный материал содержался в изданном "YMCA-Press" в 1977 г. во Франции сочинении Льва Регельсона "Трагедия Русской Церкви 1917-1945 г.". Оно важно тем, что согласная с нами оценка церковной жизни в России была опубликована в не имеющем ничего общего с Зарубежной Церковью издательством и в те годы, когда Западный мiр старательно закрывал глаза на страдания Русской Церкви.

Вполне естественно, что меньше материала могло быть использовано Заграницей в более ранних трудах прот. о. Михаила Польского, проф. Н. Тальберга и др. церковных авторов, включая и самого автора этих строк.

Таким образом, правильное понимание политической обстановки периода, когда был издан документ, о котором речь будет ниже, является особенно важным тогда, как и в настоящее время.

Документ этот озаглавлен: "ПОСТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА, СВЯЩЕННОГО СИНОДА И ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА ОТ 7/20 НОЯБРЯ 1920 г. ЗА N 362".

Все вышеупомянутые авторы придают большое значение этому Постановлению Патpиаpха, но особенно важно то, что в свободных, не коммунистических изданиях, мы видим у всех них полное единодушие в понимании печального существования как самого Патpиаpха, так и всей Русской Церкви после 1917 года.

Тут следует больше остановиться на этом, можно сказать, пророческом и самом последнем свободном Постановлении Высшей Церковной Власти Русской Церкви.

В условиях безпрецедентных гонений на Церковь, главными заботами Патpиаpха были - сохранение Апостольской преемственноси и даже, самого существования Русской Церкви. Сперва Патpиаpх пробовал предпринять шаги к обеспечению правильного преемства и сохранения Высшей Церковной Власти путем назначения нескольких Местоблюстителей Патpиаpшего Престола. Но, к концу 1920 года он увидел, что эта мера еще не обеспечивает существования Русской Церкви и ему пришлось издать еще и Постановление за N 362.

Регельсон приводит слова Митpополита Сергия из его письма Митpополиту Агафангелу 17/30 апреля 1926 г.: "Собоp 1917-1918 г. сделал Патpиаpху поручение в изъятие из правил, назначить себе преемников, или Заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патpиаpх должен был, кроме их, не объявлять, а только сообщить Собоpу, в общих чертах, что поручение исполнено" (стр. 66). Далее Регельсон пишет: "Несмотря на принятые чрезвычайные меры к сохранению в Русской Церкви первосвятительской власти, развитие событий в 1918-1920 годах показало, что необходимо принять решение о форме управления Русской Церковью на тот случай, если первосвятительская власть по тем или иным причинам прекратит свое реальное действие" (стр. 67).

"7/20 ноября 1920 г., - продолжает Регельсон, - Святейший Патpиаpх Тихон, совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом (авторитетность этих органов обусловлена соборным избранием их членов!) принимают снова беспрецедентное, исключительное по своей важности, Постановление о самоуправлении епархий в случае отсутствия канонического Высшего Церковного Управления или невозможности связи с ним" (стр. 68).

К сожалению, это Постановление, вышедшее за N 362, вследствие гражданской войны долго оставалось почти неизвестным широким кругам верующих как в России, так и у нас Заграницей.

Громадное значение самых последних директив Высшей Церковной Власти Российской Церкви явствует из первой вступительной части его:

"По благословению Святейшего Патpиаpха, священный Синод и Высший Церковный Совет в Соединенном присутствии имели суждение о необходимости дополнительно к преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патpиаpха указаниям на случай разобщения епархий с Высшим Церковным Управлением или прекращением деятельности последнего и на основании суждений п о с т а н о в и л и :

Циркулярным письмом от имени Его Святейшества преподать епархиалным архиерееям для руководства в подобных случаях нижеследующие указания".

Указания следуют в десяти пунктах. Там представлены разные положения, какие могли себе представить в будущем составители Постановления с указаниями, как действовать в отдельных случаях. При этом надо отметить, что оно было очень конкретно и практично.

Так, например, п. 2 гласит:

В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственных границ и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением и само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патpиаpхом почему-то прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе").

Суть Патpиаpшего Постановления заключалась в том, чтобы как-то из сохранившихся где-либо остатков церковного управления построить его наново.

По 3-му пункту "Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2-м составляет непременный долг (выделено мною - Е. Г.) старейшего в означенной группе Архиерея".

Следует упомянуть, что еще в мае 1919 года в Ставрополе состоялся Южно-Русский Церковный Собоp, который руководствовался теми же самыми принципами, что впоследствии легли в основу "Постановления N 362 - там было образовано Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России, объединившее все неподвластные большевикам епархии. По прибытии русских эмигрантов в Константинополь именно это учреждение получило новое наименование - Высшее Русское Церковное Управление Заграницей.

В России, вследствие политических обстоятельств и продолжающихся гонений на Церковь, возможность пользоваться Патpиаpшим Постановлениием N 362 была очень краткосрочной, хотя на основании его все же организовалась Катакомбная Церковь в России, начавшая свою более или менее организованную жизнь под водительством ее вдохновителя, св. новомученника Митpополита Иосифа Петроградского.

После узурпаторства церковной власти в Русской Церкви Митpополитом Сергием (Старогородским), Истинная Русская Церковь ушла в подполье, леса и тундру и, сколько было возможно, хранила светоч невидимой Церкви.

Уже с самого начала, Постановление предусматривало то катастрофическое состояние Русской Церкви, которое наступило почти сразу же после ожидавшихся разрушительных событий.

Если 1 пункт уже в 1920 г. предусматривал такое бедствие, как прекращение нормального действия Высшей Церковной Власти, то во 2-м п. идет речь уже о дальнейшем развале администрации. Ожидались не только затруднения для епархий в сношениях с Высшей Церковной Властью, но и то, что само это управление, во главе с Патpиаpхом, вообще прекратит свою деятельность.

В таком случае, каждый епархиальный Архиерей должен был постараться войти в связь с ближайшими епархиями, находящимися в одинаковых условиях, на предмет организации Высшей Церковной Власти.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (28.12.2010)
Просмотров: 1655 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0