Вопрос, вынесенный нами в название статьи, имеет очень
важное, принципиальное значение. От церковно правильного, православного ответа
на него, по нашему глубокому убежде-нию, зависит судьба (от славянского "Суд
Божий”) не только каждого отдельного христианина, но и Вселенской Церкви в
це-лом. Попытаемся дать ответ на него.
Священномученик Дамаскин (Цедрик), Епископ Черниговс-кий и
Глуховский, в книге "Печать Христа и печать Антихрис-та” писал о числе зверя:
«Не следует думать, что с явлением Антихриста каждый согласится с его
философией. Те, которые не сделают этого, будут соблазняться желанием просто сохра-нить
себя, свои институты, свое положение и власть. Святые от-цы объясняют, что
печать Антихриста не будет поставлена на чело и руку одновременно, но на чело
или руку (Откр. XIII, 16). Согласно Андрею Кесарийскому, те, которые получат ее
на че-ло, разделят мышление Антихриста, в то время как принявшие ее на правую
руку, признают силу его деяний (власть), обманы-ваясь, поверив, что это можно
сделать, если "только остаться христианином в своей душе”».
Иными словами, принять «начертание на чело»
(Откр. XIII, 16), то есть «разделить мышление Антихриста» –
значит признать его "богом”. Это именно и сделает неправославная часть
человечества и такие откровенные от-ступники от Православия, экуменисты, как
патриарх константи-нопольский Афинагор, заявивший в 1968 году: «Мы должны
молиться и бороться за то, чтобы Иерусалим стал местом диа-лога и мира. Чтобы
вместе приготовить путь для возвращения Иисуса, махди ислама, Мошиаха Израиля,
Господа нашего».Однако же для большинства православных христиан это
не-возможно: вот тут-то и понадобится «начертание на правую ру-ку их» (Откр.
XIII, 16). Священномученик Дамаскин не случай-но обращает внимание на то, что
Святой Апостол не пишет: «на руку и чело», но «на правую руку их, или на чело
их». Притом добавляет: не на любую руку, но именно на правую. Почему? Откровение было написано Святым Апостолом Иоанном
Бо-гословом почти две тысячи лет назад. Эта книга очень символи-ческая: в ней
много символов прикровенных, сокрытых от нас, обычных людей, но впоследствии
разъясненных нам Святыми отцами в Толкованиях. Но есть в ней символы, вполне
понят-ные человеку того времени. Одним из таких символов и являет-ся "правая
рука”. В книге пророка Захарии описан интересный случай: «И показал он мне
Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по
правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. III, 1). Следуя
разъяснению Толковой Библии издания 1908 г., Иисус – Первосвященник, властью
которого приносились жертвы очи-щения грехов ветхозаветного народа. Сатана,
стоящий «по правую руку его, чтобы противодействовать ему», пытается ли-шить
Первосвященника его власти и права ходатайствовать пред Господом за народ,
«восставая против решения Господа возвратить Свою милость согрешившему народу
Израиля» (Том VII, стр. 397).
На православных иконах, изображающих картины Страшно-го
суда, праведники всегда стоят по правую руку Спасителя, имеющего власть «судить
вселенную по правде, совершать суд над народами по правоте» (Пс. IX, 9). Не
случайно в славян-ском языке слова "правый, правда, правая” обозначают
"пра-вильный, праведный”, а в конечном итоге – Православный. Правая рука у всех
без исключения древних народов была сим-волом власти.
На это именно и хотел обратить внимание Священномуче-ник
Дамаскин в толковании "печати Антихриста”: «принявшие ее на правую руку
признают силу его деяний», то есть власть. А это значит, что для официального
сохранения, "спасения” Церк-ви от закрытия и уничтожения, для спасения
собственной жиз-ни, имущества и так далее вовсе не нужно будет признавать
Ан-тихриста "богом”: необходимо только признать власть Антих-риста; большего от
православного христианина требовать не будут. Схиархимандрит Лаврентий
Черниговский в пророчест-вах о времени Антихриста говорил, что в то время
«церкви бу-дут, но ходить православному христианину в них нельзя будет, так как
там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа». То есть институты
официальной Церкви: патриар-шество, епархиальные управления, открытые храмы и
так далее – сохранятся, «все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда»,
будут совершаться все православные обряды, в том числе и Литургия, но
«Безкровная Жертва приноситься не бу-дет». Хлеб и вино не пресуществлятся в
Тело и Кровь Христо-вы, но останутся хлебом и вином.
И вот здесь, во всей своей сложности и принципиальности,
встает вопрос о власти: всякая ли власть от Бога? Сергианству-ющая Московская
патриархия учит однозначно: да, даже если эта власть богоборческая. А значит,
любую власть нужно при-нимать и ей покоряться… Последние 80 лет русской истории
– практическое утверждение этого учения. Отсюда – лишь один шаг к признанию
Антихриста: в то время – как и в годы советс-кой богоборческой власти – тоже
многие иерархи и духовенст-во (большинство), чтобы сохранить свою жизнь,
"спасти” Цер-ковь, храмы, легальные богослужения и так далее, признают власть
Антихриста законной и таким способом поклонятся ему. И в этом смысле кровавое,
богоборческое, жестокое избие-ние православных (и попытка полностью уничтожить
Право-славную Церковь) бесовкой советской властью было лишь предзнаменованием,
подготовкой, репетицией того, что давно уже «близ есть, при дверех» (Матф.
XXIV, 33).
Однако учение Святых отцов о власти иное: «самое дело
(ра-зумею власть) установлено Богом, чтобы общество не пришло в расстройство.
Но, если какой злодей беззаконно восхитил эту власть, то не утверждаем, что
поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать все свое
лукавство, как фара-он, и в таком случае понести крайнее наказание, или
уцеломуд-рить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский
уцеломудрил иудеев» (Св. Исидор Пелусиот), то есть существу-ет власть, данная
Богом, но существует и попущенная Богом за грехи людей. Отсюда вполне ясно, что
православные христиане обязаны повиноваться только законной власти и
подчиняться только тем законам и постановлениям, которые согласны с
Бо-жественной волей; в противном случае они должны, по приме-ру Святых
Апостолов, слушаться больше Бога, чем людей (Деян. IV, 19); а по примеру Самого
Спасителя, христиане должны быть послушны Господу, как и Он Богу Отцу, даже до
смерти (Филип. II, 8).
Еще более принципиальным для христианина является ответ на
вопрос: что есть Церковь, и может ли грешный человек свои-ми немощными силами
"спасать” Церковь? В этом ответе – си-ла нашей веры. Ответ однозначен: Церковь
есть благодатное, мистическое Тело Христово (Богочеловеческий организм, по
выражению А.С. Хомякова), и не мы призваны "спасать” Цер-ковь, но все мы
спасаемся в Церкви и Церковью. Церковь не-победима (Матф. XVI, 18), как и Сам
Христос – Ее и наш един-ственный Глава, Защитник и Спаситель.
И вот здесь уместно задать вопрос: почему именно в России,
Русской Церкви попущены в ХХ в. такие жестокие испытания? В чем смысл таких
испытаний?
«Кого люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. III, 19),
го-ворит Господь, и нет сомнения, что наши деды и прадеды тяж-ко согрешили пред
Господом. Но только ли в этом причина? Такой однозначный ответ был бы слишком
простым и ничего не объясняющим.
По мнению многих Святых Новомучеников и Исповедников
Российских, ответ на этот вопрос нужно искать в XVII главе Откровения Святого
Апостола Иоанна: «и я увидел жену, сидя-щую на звере багряном (в славянском
переводе "червлене”, то есть красном – авт.), преисполненном именами
богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру
и багряницу, украшена золотом, драгоценными камня-ми и жемчугом, и держала
золотую чашу в руке своей, напол-ненную мерзостями и нечистотою блудодейства
ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и
мер-зостям земным. И я видел, что жена упоена была кровью свя-тых и кровью
свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удив-лением великим» (Откр. XVII,
3-6). Многие толкования под вы-ражением "вывилонская блудница” понимают так
называемую "церковь лукавнующих”, или "церковь-блудницу”. То есть ту часть
Православной Церкви, которая, ради сохранения своего официального, легального
положения, проявит лояльность к власти Антихриста, признает его власть. К
такому выводу, в частности, приходит Святитель Феофан Затворник в Толкова-нии
на 2-е послание к Солунянам: «Будет часть и содержащих истинную веру (помимо
многочисленных еретиков и сектантов – авт.), как она передана Св. Апостолами и
хранится в Право-славной Церкви, но и из этих немалая часть будет только по
имени православными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется
верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и
повсюду будут вид-ны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри
же отступление полное. На этой почве народится царство ан-тихриста – и
возрастет в том же духе видимости». Излишне на-поминать, что под христианами
Святитель Феофан подразуме-вал только христиан православных.
Выдающийся русский богослов, Священномученик Архи-епископ
Иларион (Троицкий) в одном из писем, написанных им в ноябре 1927 г. из
Соловецкого концлагеря, так объясняет этот текст Откровения: «И как было не
дивиться Св. Тайнозрителю, когда он узрел пред собою преображение "жены,
облеченной в солнце”, "имевшей под ногами луну и на главе венец из двенад-цати
звезд” (Откр. XVIII, 2) в "мать блудницам и мерзостям земным”, "упоенную кровью
святых и кровью свидетелей Иисусовых”! Не видим ли мы нечто подобное
собственными глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приво-дящие
на память духовные созерцания Новозаветного Тайно-видца? Сопоставьте
приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и
обновленцев! Не приложимы ли они к ним, вплоть до мелочей?
Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смыс-ле,
представляются события последних дней, связанные с име-нем митрополита Сергия.
Значительнее, хотя бы по одному то-му, что усаживается на зверя багряного с
именами богохульны-ми не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ
подлинного благочестия, видимо не оскверненного предвари-тельным
отступничеством. В этом главная, жуткая сторона то-го, что совершается сейчас
на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви
Божией, что неиз-меримо по своим последствиям, имеющим міровое значение, ибо
таковое значение принадлежит изначала Церкви Христо-вой».
Почему же предательство Русской Церкви митрополитом Сергием
и его Синодом так категорично рассматривалось боль-шинством Святых
Новомучеников как измена Вселенской Христовой Церкви вообще? Попытаемся вкратце
осмыслить это.
По известному выражению старца Филофея, «Москва – тре-тий
Рим, а четвертому не быть». Как это нужно понимать?
Почти все без исключения Святые отцы Церкви (например,
Блаженный Иероним, Святитель Иоанн Златоуст и другие) в выражении «тайна
беззакония уже в действии, только не свер-шится до тех пор, пока не будет взят
от среды Удерживающий теперь, и тогда откроется беззаконник» (2 Солун. II, 7-8)
под Удерживающим міровое зло единодушно понимают царскую власть, а Святители
Филарет Московский, Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) под Удерживающим
понимают власть Православного Русского Царя. После кровавого богоборческого
переворота в России в 1917 г. и ритуального убиения последне-го Помазанника
Божия, сдерживавшего тайну беззакония, Рус-ского Царя, Удерживающий из міра
(«от среды») был взят. Ни Румыния, ни Болгария, ни Сербия, хотя и имели
православных царей, заменить Москву не могли, так как такого духовного,
по-литического и экономического авторитета и влияния в міре не имели. Именно в
этом смысле Москва – третий Рим, а четверто-му не быть. Вот почему только в
России могла произойти бого-борческая революция, взявшая от среды Удерживающего
и распространившая свое тлетворное влияние по всему міру. И именно в России, в
ограде Русской Церкви как первой по духов-ному авторитету хранительницы
истинного Богопочитания мог-ла и должна была, по неизреченному промыслу Божию,
заро-диться "церковь лукавнующих”. Как тернии на плодородной почве, она могла
произрасти только на благодатном теле тре-тьего, и последнего, Рима: «Дети!
последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось
много ан-тихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от
нас, но не были наши: ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они
вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Иоан. II, 18-19).
Вот что по этому поводу писал Священномученик Иларион
(Троицкий): «Послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую
им церковную организацию в омер-зительные, прелюбодейные объятия атеистической,
богохуль-ной и христоборной (анти-Христовой) власти и не внесло ли страшное
нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от
раскольников-обновленцев и им подобных отщепенцев и не от
еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому
православной, иерархии». В этой последней строке весь смысл произошедшей
трагедии: церковь лукавнующих произойдет не из среды еретиков (которые к Церкви
не принадлежат), а из среды служителей и чад истин-ной Церкви Христовой. Как
часто в жизни злая мачеха подме-няет настоящую мать, так и церковь-блудница
подменит собою истинную Церковь, по всем внешним признакам ничем не отли-чаясь
от Матери («они вышли от нас, но не были наши»). По-добный прецедент уже был в
истории человечества: именно Первосвященник Каиафа и возглавляемый им
Синедрион, "ор-ган управления” ветхозаветной церковью, единственной
храни-тельницы в то время истинного Богопочитания, предали Христа на казнь,
совершили страшный грех Богоубийства. Сохраняя внешние формы истинного
Богопочитания (Право-славия), они давно отреклись от истинного Бога, потому и
не приняли ис-тинного Мессию, ожидая явления лже-мессии – Антихриста.
Размышляя о судьбах Русской и Вселенской Церкви и о церкви
лукавнующих, Святитель Иларион пишет: «Можно не-однократно усматривать еще в
Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сначала исполняются в малом виде, а
потом имеют еще другое, высшее и окончательное исполнение». Очевидно, как пред
явлением в мір Христа-Спасителя явился Предтеча Господень Иоанн Креститель, так
и перед приходом последнего лже-мессии должен был явиться его "предтеча”. Не
был ли та-ким "предтечей” богоборческий советский режим, породивший свою,
советскую, сергианскую церковь? И не заключен ли в его приходе и создании его
церкви главный смысл попущенной Господом "русской” революции? Не явилось ли
исполнение пророчеств Святого Апостола Иоанна на России и Русской Церкви «в
малом виде», за которым последует их «высшее и окончательное исполнение» уже по
всему міру?
Вопросы эти задаем не мы, немощные. Вопросы эти задава-ли
многие Новомученики и Исповедники Российские, самой своей жизнью и мученической
кончиной за стояние в Правде Христовой стяжавшие у Господа «венец жизни» (Откр.
II, 10). Вопросы эти задавали и многие отцы-исповедники катакомбной Церкви
Христовой, не признавшие богоборческой власти и по-рожденной ею церкви
лукавнующих.
«Трудность настоящего времени для православного человека
состоит главным образом в том, – писал в 1927 г. Святитель Иларион, – что теперешняя
жизнь Церкви требует от него высо-кодуховного отношения к себе. Нельзя
полагаться на официаль-ных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально
приме-нять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью воп-росов, вообще
нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное
чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных
дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно,
церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму,
правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла.
Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание со-вести (1 Тим.
IV,2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду
Церкви самими епископами. На "законном” основании можно и антихриста принять…»
«Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности,
надвинувшейся по внушению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь?
Как быть, чтобы не выпасть из Ее бла-годатного, спасительного лона – и не
приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи,
скажи нам путь, воньже пойдем!.. – вопрошал Священномуче-ник Илларион, – "После
сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля
осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом, говоря: пал,
пал Вавилон, великая блудница сделалась жилищем бесов и приста-нищем всякому
нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице” (Откр.
XVIII, 2). "И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой,
чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее” (Откр. XVIII,
4). /…/ Ни самая широкая ученость, ни самый глу-бокий природный ум, ни самая
утонченная естественная мисти-ка не могут дать удовлетворительного разумения
таин Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле,
последней тайной земного бытия Церкви и человечест-ва. Тайной является и
вопрос, естественно возникший при чте-нии последнего приведенного мною стиха из
Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона. Вопрос о том, когда
народ Божий должен совершить свой выход?»
Размышляя о чаяниях и путях народа Божия, архипастырей и
пастырей Церкви Христовой, Святитель Иларион писал: «Все это вместе взятое и
многое другое, видимое и слышимое, и за-ставляет живые верующие души
настораживаться и вниматель-но всматриваться в развертывающуюся перед нами
картину усаживания жены на зверя. Эти души чувствуют новую, небы-валую
опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они, в большей
части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными "прелюбодеями”, в
надежде, что со-весть их не сожжена до конца, а потому возможно покаяние и
исправление, то есть отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это
чаяние?! От души говорю: подай, Господи! Но в самой глубине его вижу сомнение
и, однако, пока не ставлю точки над і. Пусть поставит ее время, а точнее
сказать, Владыка времен! Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспеш-ности,
так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном
положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим!» Так закончил свое письмо
в 1927 году Священномученик Иларион. С тех пор прошло 75 лет!..
В среде современных сергиан очень популярны пророчества
старцев о возрождении православной России во главе с Царем. Дело дошло уже до
того, что некоторые их "старчествующие ревнители” вкладывают в уста истинных
старцев собственные вымыслы и басни. Так, например, лже-схиигумен Херувим (Дегтярь)
в своей книге о Схиархимандрите Лаврентии Черни-говском приписал отцу Лаврентию
собственную ересь, которую батюшка никогда не произносил: «Россия вместе со
всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его
будет Царь Православный Божий Помазанник. /…/ В России будет процветание веры и
прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить
живых и мертвых). Русского Православного царя будет боять-ся даже сам
антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под
властию антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном
Писании». Подоб-ные глупости было бы безсмысленно опровергать, настолько они
противоречат Священному Писанию и учению Святых от-цов Церкви, если бы им не верили
и их не распространяли бы многотысячными тиражами в "советских православных”
книгах и газетах.
Напротив, все Святые отцы, как мы могли убедиться, учат
совсем иному: «Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лук.
XVIII, 8). По разъяснению Святителя Феофана Затворника, речь здесь идет не о
вере во Христа вооб-ще: мы видим, с какой силой множатся всевозможные
"христи-анские” ереси и секты. Спаситель говорил об Истинной вере, которая
невозможна вне Истинной Церкви. Господь, обращаясь к ученикам Своим, обещал
нам, Православным христианам: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил
дать вам царство» (Лк. XII, 32), и мы знаем, что во времена Антихриста Истинная
Церковь Христова будет малым островком посреди бушующего океана нечестия…
В подтверждение сказанного, в очередной раз сошлемся на
Священномученика Архиепископа Илариона (Троицкого), од-ного из выдающихся
богословов Русской Церкви: «На днях один епископ, отстаивая ориентацию
митрополита Сергия, за-пугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего
эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с Сергием останутся в таком
меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект.
Бедный епископ, прибегаю-щий к такому безсильному аргументу в защиту народившейся
"советской Православной Церкви”! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет
ли, придя, Сын Человеческий веру на земле! Вспомнил бы множество апостольских
предсказаний об оскудении веры и о умножении всякого нечестия в последние
времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сар-дийской, в которой
лишь "несколько человек” "не осквернили одежд своих”, и о славной Церкви
Филадельфийской, "не много имевшей силы”, но сохранившей слово Господне и не
отрек-шейся от имени Христова (Откр. III, 4-8). "Множество” и "боль-шинство”
необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и
утверждением Истины, незави-симо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она
имеет сви-детельство о себе самой)».
Конечно, мы верим и надеемся, что обетования старцев
свер-шатся. Но они не могут свершиться сами собой, без нашего жи-вого участия,
без нашего искреннего покаяния. «Очень легко просто мечтать о будущем этого
міра и о том, что может слу-читься в России. Воскресение России зависит от
усилий каж-дой отдельной души, оно не может произойти без участия пра-вославных
людей – нашего общего покаяния и нашего подвига, – писал в начале 1980-х гг.
иеромонах Серафим (Роуз). – Оно будет в какой-то мере зависеть и от самого
русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека.
Также, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и проро-чество Ионы о
ее гибели, таким образом, не исполнилось, так и пророчества о восстановлении
России могут не исполниться, если русские люди не раскаются». Но покаяние не
может быть чем-то безформенным, абстрактным. Нельзя просто покаяться. Покаяние
может быть только конкретным, в конкретно совер-шенном грехе.
Чем больше пребываешь в грехе, тем меньше возможности грех
видеть и искоренить – это закон аскетической, нравствен-ной жизни всякого
человека (в особенности же православного христианина), опытным путем познанный
Святыми отцами-подвижниками. Человек становится духовно слеп, сживается с
грехом, постепенно его оправдывает, а вскоре желает его, стре-мится к нему и
радуется ему. Он уже не способен отличать правду от лжи. Святые отцы учат, что
грех, если его не изжи-вать в себе, вырастает в страсть, а затем в порок и
нераскаян-ность, что уже есть хула на Духа Святого. Нераскаянный чело-век –
духовно мертвый человек, не способный к покаянию и на-всегда потерянный для
Царства Небесного. Но тем легче иско-ренить в себе грех, чем раньше увидишь и
осознаешь ложь сла-дости греха.
Вот почему так необходимо русскому церковному народу
покаяние в грехе сергианства. Но нужно ясно понимать – что такое сергианство.
Сергианство – это внутренняя готовность православного христианина на компромисс
с богоборчеством, а в более широком понимании – на компромисс с любым злом, со
стихиями міра сего. Готовность эта неосознанная, она происте-кает из сердца, из
духовного состояния самого человека. Ее не-льзя контролировать, она является
невидимым духовным стержнем в сердце человека. При этом причины и мотивы
тако-го компромисса могут быть разными, как и формы самого бого-борчества.
Сергианство изначала есть трусость, отвержение креста
Господня и отвержение упования на Господа,1 а в конечном итоге духовная ложь и
прелесть. А во всякой лжи реально при-сутствует и отец лжи, диавол: «ибо он
лжец и отец лжи… и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. VIII, 44).
Как че-ловек, исповедующий Истину, принимает Духа Истины, так и исповедующий
ложь усваивает дух лжи. Это непреходящий за-кон духовной борьбы: невозможно
сотворить добро, совершая зло или хотя бы оправдывая зло. Невозможно сохранить
Прав-ду, защищая или соглашаясь с неправдой. Поэтому каждый день пребывания в
сергианстве грозит невосполнимыми духов-ными потерями: и для христианина, и для
всей Церкви, как соб-рания верных, в целом. Каждый день, каждый час компромисса
с неправдой и беззаконием, оправдания сергианства и его не-правды и беззакония,
опутывает христианина невидимой сетью духовной слепоты и прелести, из которой с
годами ему уже не выбраться никогда. О таковых, не пожелавших принять правду,
Господь изрек: «и тогда откроется беззаконник…», тот, чье «пришествие, по
действию сатаны, будет со всякою силою… и со всяким неправедным обольщением
погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие
(то есть за отвержение истины – авт.) пошлет им Бог действие заб-луждения, так
что они будут верить лжи. Да будут
осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду»
(2 Солун. II, 8-12).
По словам Преподобного Нила Мvроточивого, подлинная печать
Антихриста – это духовное состояние человека. Дело не столько во внешнем виде
печати, сколько в ее духовном содер-жании: она знаменует состояние и
расположение души челове-ка, приводящие его к отступлению. Она знаменует уже
состо-явшееся отступление в сердце человека, в его міровоззрении, помыслах и
поступках: человек будет готов к ее принятию за-долго до пришествия Антихриста.
А по объяснениям Святого Ипполита Римского, ее поставление должно происходить
уже после признания Антихриста, абсолютно добровольно и без применения насилия.
То есть он станет ставить начертание сво-им приверженцам лишь во второй
половине своего царствова-ния.
Очень важно понимать и помнить, что Антихрист внешне будет
вполне приличным человеком. Он не придет и не скажет: вот, я Антихрист,
приимите меня и поклонитесь мне. Напротив, он будет иметь обычное человеческое
имя и ничем не будет от-личаться от обычных людей. Внешне он будет благочестив
и сотворит множество добрых дел в первую половину своего правления. Поэтому не
следует тешить себя нелепыми мечтами, что, мол, сейчас я буду идти на любые
компромиссы в вопросах веры, буду совершенно покорен советской церкви, но когда
явится истинный, окончательный Антихрист, я проявлю чудеса православной
стойкости. Да не обольстимся, потому что тогда уже никто из таких православных,
по словам Святителя Игна-тия (Брянчанинова), не способен будет распознать
лже-мессию. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неве-рен и во
многом» (Лук. XVI, 10). К тому же, по единодушному учению Святых отцов, гонения
начнутся только во второй по-ловине его царствования, да и то лишь в отношении
горсточки православных христиан, не пожелавших покориться лояльной к власти
Антихриста официальной церкви, храмы которой «будут в величайшем благолепии,
как никогда», по словам старца Лав-рентия,2 и отказавшихся признавать власть
Антихриста за-конной.
Из сказанного следует, что без смиренного осознания
серги-анского падения и покаяния, истинное Православие в России не возродить. А
значит и не спастись. Возводя сергианство (комп-ромисс с богоборчеством) в
норму церковной жизни, его за-щитники, сознательно или неосознанно, уже
подготовили свою паству к признанию власти Антихриста и принятию «начерта-ния
на правую руку их» (Откр. XIII, 16).
Наивно надеяться, что в роковой час испытания у сергиан,
привыкших к оправданию неправды и к компромиссам со злом, вдруг откроются
духовные очи. Так рассуждать – значит прене-брегать своим спасением, что уже
само по себе духовное прес-тупление. Вне Истинной Православной Церкви нет и не
окажет-ся ни средств для верного распознания Антихриста, ни, глав-ное,
Благодатных сил для стойкого противостояния ему и всем его искушениям. Церковь
лукавнующих не сможет преподать чадам своим то, чего у нее не будет: ибо «бысть
пуста весьма» (Иезек. XXXVIII, 8), по разъяснению Святителя Игнатия
(Брян-чанинова).
В качестве иллюстрации приведем выписки из статьи
"Бого-данный вождь” одного очень известного патриархийного писа-теля: «Настало
время реабилитировать Сталина. /…/ Наши пат-риархи, особенно Сергий и Алексий,
называли Сталина бого-данным вождем. /…/ Да, Сталин дан нам Богом, он создал
та-кую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить.
/…/ Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый
человек, Богом дан-ный, Богом хранимый. /…/ Поэтому я, как православный
хрис-тианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину. /…/ Но са-мое главное
все-таки, что Сталин по-отечески заботился о Рос-сии…»
Весь этот ужас написан не в 1949, а в 1999 году, и не
выжив-шим из ума коммунистом или кем-то
из современных обнов-ленцев, а священником, к слову которого прислушиваются
ты-сячи православных христиан (так как считают его старцем), внешне вполне
"православным” – отцом Дмитрием Дудко. Что это, как не ярчайший пример слепоты,
духовной деградации че-ловека достойного, в прошлом претерпевшего от
богоборчес-кой власти за исповедание Православия, но, не имея Благодат-ных сил
для стойкого противостояния всем ее искушениям, публично пред нею покаявшегося?
Как мог он забыть о жесто-чайших преступлениях против Церкви Христовой,
совершен-ных "богоданным вождем”? Лишенный помощи Божией, иск-ренний
благочестивый батюшка уже в наши годы, совершенно добровольно и осознанно
превратился, по его собственным сло-вам, в "православного сталиниста”.
«И дал зверю дракон силу свою и престол свой и великую
власть» (Откр. XIII, 2). Совершенно очевидно, что как зверю-Антихристу власть
даст дракон-диавол, так и Сталину, как "предтече” Антихриста, власть дана была
не Богом, а дьяволом.
Сумеют ли такие "старцы” оградить свою паству от
Антих-риста? «Оставьте их: они – слепые вожди слепых: а если слепой ведет
слепого, то оба упадут в яму» (Матф. XV, 14).
Духовный сподвижник Святителя Иоанна Шанхайского
Ар-хиепископ Аверкий еще в 1975 г. писал, что в последнее время для спасения
христианину будет недостаточно принадлежать к "православной церкви вообще”.
Очень важно принадлежать к Истинной Церкви. А она, как мы знаем, будет слишком
мала, чтобы ее можно было легко распознать. И чем дальше шествует по пути
отступления мір и прелюбодействующая с ним, разрас-тающаяся официальная
"православная церковь”, тем труднее и труднее будет христианину отыскать и
войти в благодатную ог-раду «малого стада» – Церкви Христовой. Что для этого
нужно – не знаем. Никакие личные "заслуги”-индульгенции здесь, оче-видно, не
помогут. Только неизреченное милосердие Божие…
«Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь
стезей твоих испортили» (Ис. III, 12), – не к современному ли церковному народу
возвысил Господь голос Свой? И не при-шло ли время православным христианам
прислушаться к при-зыву Господа, о котором вопрошал Священномученик Иларион
семьдесят пять лет тому назад: «Выйди от нее народ Мой, что-бы не учавствовать
вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. XVIII, 4)?
Будем же помнить слова замечательного духовного писателя ХХ
столетия, проповедника покаяния, Архиепископа Русской Православной Церкви
Заграницей Аверкия (Таушева): «Врата адовы не одолеют Церкви, но как показала
Ее история, опреде-ленно, они могут одолеть и одолеют многих, кто считает себя
столпами Церкви».
Будем бдительны во всем (2 Тим. IV, 5)
|