Молитва нас очищает, чтение наставляет. Если мы можем заниматься и тем, и другим, очень хорошо. Но если не можем, тогда следует предпочесть молитву.
Тот, кто желает всегда находиться вместе с Богом, должен часто молиться и часто читать. Ибо когда мы молимся, мы говорим с Богом, а когда читаем, Бог говорит с нами.
Всякое продвижение вперёд происходит от чтения и размышления. Из чтения мы узнаём то, чего не знаем, а то, что мы узнали, мы сохраняем в памяти посредством размышления. Чтение Священного Писания сообщает нам двойной дар: с одной стороны, оно воспитывает разум, с другой — отвращает человека от мирской суеты и приводит к любви к Богу.
Чтение предполагает двойное старание: во-первых, как понять Писания? И затем — что полезного или важного в них содержится? Действительно, нужно сперва понять то, что читаешь, и лишь потом ты будешь в состоянии выразить то, чему научился.
Ревностный читатель будет гораздо более расположен к тому, чтобы исполнить то, что прочитал, нежели только стремиться к знанию. Ибо меньшая вина не знать того, что хотел бы узнать, нежели не исполнять того, что уже знаешь. Подобно тому, как, читая, мы желаем узнать, так, узнав, мы должны исполнять всё то доброе, что узнали.
Никто не может усвоить смысл Священного Писания, не приучив себя к нему посредством частого чтения, как написано: «Высоко цени ее [мудрость], и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» (Притч 4,8). Чем чаще мы старательно прибегаем ко Священному Писанию, тем больше мы постигаем его богатства, подобно тому, как земля, чем лучше её возделывают, тем более богатый приносит урожай.
Некоторые одарены разумом, но пренебрегают усердным чтением, и таким образом утрачивают своим небрежением то, чему могли бы научиться посредством чтения. Другие расположены к учению, но им препятствует медлительность их духа. Однако, благодаря настойчивому чтению, они в конце концов усваивают то, чего не знают более одарённые вследствие своей лени.
И как тот, который обладает медлительным разумом, получает, тем не менее, вознаграждение за свои похвальные усилия, так и тот, кто пренебрегает природным даром разума, полученным от Бога, достоин осуждения, поскольку он презрел полученный дар: ведь лень это грех.
Без помощи благодати наставление входит только в уши, но никогда не достигает глубины сердца; оно производит внешний шум, но не доставляет никакой внутренней пользы. Слово Божие, вошедшее в уши, достигает глубины сердца тогда, когда благодать Божия внутренне касается человеческого духа, чтобы дать ему разумение. +М
|