Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Пятница, 18.08.2017, 08:03 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Молчание Бога
"...Льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. Выхожу я на поле, и вот убитые мечом; вхожу в город, и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно. Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет; ждем времени исцеления, и вот ужасы. Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей; вспомни, не разрушай завета Твоего с нами." Иер 14, 17-21

Это горькая и выстраданная песнь, которую пророк Иеремия возносит со своей исторической перспективы до небес. Сегодня она прозвучала как мольба, в то время как Литургия Восхвалений предлагает ее в день памятования смерти Господа, в пятницу. Контекстом, из которого возникает этот плач, является засуха - бедствие, которое часто поражает землю Ближнего Востока. Но наряду с этой природной катастрофой пророк упоминает о другой, не менее ужасающей - о трагедии войны. К сожалению, это описание трагически актуально во многих регионах нашей планеты.
Иеремия появляется на сцене с залитым слезами лицом: он непрерывно плачет о "дочери народа своего", то есть об Иерусалиме. Действительно, в соответствии со знаменитым библейским символом,городу приданы черты женщины, "дочери Сиона". Пророк принимает близкое участие в "поражении" и в "тяжком ударе" своего народа. Его слова часто отмечены скорбью и слезами, так как Израиль не перестает быть сопричастным таинственному посланию, которое несет с собой страдание. На другой странице Иеремия восклицает: "Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах, потому что стадо Господне отведено будет в плен".
Причину отчаянной мольбы пророка следует искать, как об этом было уже сказано, в двух трагических событиях: в мече и голоде, то есть в войне и засухе (ср. Иер 14, 18). Следовательно, мы находимся в исторически неспокойной ситуации, где дается красноречивый портрет пророка и священника, хранителей Слова Божия, которые бродят по земле и не знают, что делать" (там же).
Вторая часть Кантика (ср. ст. 19-21) - это уже не плач пророка, выраженный от первого лица, но мольба всего народа, обращенная к Богу: "Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления?" Кроме меча и голода, существует еще одна, гораздо большая трагедия - молчание Бога, Который ничем не проявляет Себя и кажется закрывшимся на Своих небесах, как бы разочарованный действиями человечества. Поэтому вопросы, обращенные к Нему, звучат очень напряженно и недвусмысленно и приобретают типично религиозный смысл: "Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион?" Отныне они чувствуют себя одинокими и покинутыми, лишенными мира, спасения, надежды. Народ, брошенный на произвол судьбы, растерян и охвачен ужасом.
Разве это одиночество не является, в сущности, глубоким источником огромной неудовлетворенности, которую мы испытываем также в наши дни? Эта неуверенность и многие непредвиденные реакции обусловлены отказом от Бога, твердыни спасения.
В этот момент происходит великий поворот: народ возвращается к Нему с пылкой молитвой. Прежде всего он признает свой грех в кратком, но искреннем покаянии: "Сознаем, Господи, нечестие наше... ибо согрешили мы пред Тобою". Молчание Бога было вызвано отвержением Бога человеком. Если народ обращается и возвращается к Господу, Бог также являет Себя готовым пойти к нему навстречу, чтобы обнять его.
В конце пророк использует два ключевых слова: "память" и "завет". Народ обращается к своему Богу, чтобы Он "вспомнил", то есть возобновил череду своих щедрых благодеяний, проявленных Им столько раз в прошлом, решительно вмешиваясь в различные моменты истории, чтобы спасти Израиль. Народ призывает Бога вспомнить, что Он связан с ним заветом веры и любви. Именно из-за этого завета народ может уповать на Господа, Который придет, чтобы освободить его и спасти. Принятое Им обязательство, честь Его "имени", факт Его присутствия в храме, "престоле Его славы", побуждают Бога, после осуждения греха и молчания, снова приблизиться к Своему народу, чтобы вернуть ему жизнь, мир и радость.
Вместе с израильтянами и мы, следовательно, можем быть уверены, что Господь не покинет нас навсегда, но после любого очищающего душу испытания Он обращается к нам, чтобы "призрить на нас светлым лицем Своим и помилует... и одарит миром", как говорится в Аароновом благословении, приведенном в Книге Чисел (6, 25-26).
В заключение можем присоединить к мольбе Иеремии впечатляющее наставление, обращенное к христианам Карфагена святым Киприаном, епископом этого города в III в. Во времена преследования св. Киприан призывает своих верных молиться Господу. Эта молитва не похожа на мольбу пророка, потому что в ней нет исповедания грехов, так как преследование - это не наказание за грехи, а участие в Страстях Христа. Тем не менее речь идет о столь же страстной мольбе, что и мольба Иеремии. "Помолимся Господу, - говорит св. Киприан, - в чистосердечии и согласии, непрестанно прося и веря, что получим. Помолимся Ему со стенанием и плачем, как правильно молятся те, кто поставлен среди несчастных плачущих и других, боящихся несчастий, среди множества избитых, и тех немногих, что устояли на ногах. Помолимся, дабы скоро восстановился мир, дабы Он даровал нам помощь в наших убежищах и опасностях, дабы исполнилось то, что Господь удостоил явить своим рабам: восстановление Своей Церкви, уверенность в нашем вечном спасении, ясное небо после дождя, свет после мрака, мир и покой после бурь и ураганов, милосердная помощь Его отцовской любви - известное нам великолепие Его Божественного величия".
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (24.03.2011)
Просмотров: 570 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [410]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 977

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0