Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Среда, 13.12.2017, 21:53 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Катакомбный старец Св. Серафим Харьковский

Святой старец Схииеромонах Серафим (Загоровский, 1872-1943) Харьковский происходил из старинного княжеского украинско-польско-литовского рода Сангушко-Загоровских. Будучи духовным сыном св. старца Анатолия (Потапова) Оптинского, он по его благословению принял на себя бремя старчества и прославился многочисленными подвигами и чудесами. Особую славу батюшка снискал и как пламенный проповедник и миссионер. Служа в Харькове, старец Серафим (тогда еще о. Николай) был особо духовно близок с будущим Первосвятителем Русской Православной Зарубежной Церкви, а тогда правящим архиереем Харьковским – Архиепископом Антонием (Храповицким). Тогда же он впервые познакомился и с будущим Святителем Иоанном (Максимовичем) Шанхайским и Сан-Францисским. Вот как об этом вспоминает духовная дочь старца Серафима Харьковского монахиня Магдалина: «Владыка Иоанн тогда студентом был, и звали его Мишей… Когда Батюшка (о. Николай Загоровский, – прим. ред.) придёт, он скорее выбегает и берёт у него благословение идти на занятие, и вот отец Николай ему говорит: "Миша, ты Батюшку (имея в виду Антония Храповицкого) никак не пропускаешь. Обязательно ты, наверное, будешь архиереем и святым”...» Миша Максимович тогда в ответ улыбнулся и сказал: «Это вы, отец Николай, будете святым». «И вот, — продолжает м.Магдалина, — Владыка Иоанн — и архиерей, и святой… И наш Батюшка — тоже святой».

Будучи истинно-православным пастырем, после революции 1917 г. старец Серафим не принял новой богоборческой власти, почитая ее антихристовой. Поэтому, когда в 1927 г. в Русской Церкви произошло разделение и часть иерархов во главе с митр. Сергием (Страгородским) отпали от Истинного Православия, пойдя на соглашательство с богоборцами, старец Серафим категорически отверг их декларацию «о лояльности к советской власти», порвав какое либо молитвенное общение с сергианами. С этого времени он становится одним из столпов Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви (ИПЦ). К его духовным советам прислушивались Св. Митрополит Иосиф (Петровых)Петроградский, Св. Архиепископ Димитрий (Любимов), Св. Епископ Павел (Кратиров) и многие другие истинно-православные святители и пастыри Церкви Катакомбной. Московской патриархии он до конца своей праведной жизни не признавал. Говорил, что он служит Единому Богу и никому больше. За это его бросили в тюрьму.
За свою стойкую исповедническую позицию в 1929 г. он был арестован богоборцами и осужден по делу «Ленинградского филиала ИПЦ» к 10 годам советских концлагерей.
После ареста в Петрограде его бросили в тюрьму, где из-за переполненности в камере довелось стоять 9 дней и ночей на ногах, пока один «урка», сжалившись, не уступил места на полу под столом. Затем последовала ссылка на Соловки. С достоинством пройдя сквозь пытки, бичевания, надругательства и нечеловеческие условия лагерной жизни, он так и не сломался, так и не отрекся от веры и Истинно-Православной Церкви.
В лагере он принял тайный постриг в монашество и схиму с именем Серафим, в честь Св. Прп. Серафима Саровского. Вот как об этом вспоминал его духовный воспитанник, а позже известный православный писатель русского зарубежья И.М.Концевич: «Он был на Соловках тайно пострижен и назван Серафимом. Он не ожидал, что ещё вернётся в мир, и что жизнь его продолжится, и принял тайное монашество…»
Выйдя на свободу в кон. 30-х гг., о. Серафим тайно поселился в Курской области, неподалеку от родного Харькова, где действовал катакомбный монастырь ИПЦ. Здесь он и служил тайно, пока не пришли немцы. С отступлением большевиков старец Серафим возвратился в Харьков, где у себя в доме открыл православный храм и куда на молитву стало стекаться множество народу. Здесь же он устроил тайный женский монастырь «Тихая пyстынька» во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Как вспоминает духовная дочь старца матушка Иерусалима (в миру Н.Павлий): «Когда Батюшка вернулся в Харьков, он не в церкви служил, а в своём доме, в полуподвале. И это были такие литургии, такое торжество! Мы с мамой и сестрой всегда ходили. Народу собиралась полная комната. У него большая комната была. Там людей полно всегда было. Пение было прекрасное. Монашечки всегда при нём. Все причащались, все так радовались, как будто вернулось прежнее… Но тут красные стали наступать. Его бы, конечно, арестовали. Дочь Лидочка уже уехала с мужем. И он говорит матушке: «Не могу я тут ждать этих красных, мне даже больно помыслить, что они приближаются…»

О том, как покидал родной Харьков 70-летний старец, нам поведал его духовный сын, позже ставший в Русской Зарубежной Церкви известным духовным наставником Архимандрит Нектарий (Чернобыль): «Отец Николай решил двинуться на Запад, ибо, как он говорил, большевиков он не был в силах снова увидеть. Когда он переезжал границу своего отечества, то горько заплакал… А вскоре с ним случился удар, и его положили в больницу, где он прожил всего несколько дней. Всё произошло так, как он описал свою смерть в одном стихотворении, написанном двадцать лет назад, в бытность его в Петрограде... Батюшка, который не отличался особой красотой при жизни, на смертном одре был более чем прекрасен. Лик его носил отпечаток нездешнего мира, непередаваемой словами красоты».

Скончался старец Серафим 30 сентября 1943 г. в Польше, в древнем Перемышле, где в старину жили его предки из старинного княжеского рода Сангушко-Загоровских. На протяжении нескольких столетий представители этого рода исповедывали православную веру. И не случайно, что свой земной путь старец Серафим, по неисповедимому Промыслу Божию, завершил на родине предков. По этому поводу мать Магдалина, выехавшая вместе с ним из Харькова, вспоминает: «Оказывается в том месте, где его похоронили, в Перемышле, его деды и прадеды все поумирали. Ведь батюшка был из древнего рода, и даже где-то там был монастырь Загоровских…»

И по сей день в Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви глубоко чтят память выдающегося подвижника и старца ХХ века Св. Серафима (Загоровского). На его родной Харьковщине и доныне еще живы духовные чада и постриженницы святого старца, свято чтящие его память и заветы. Покидая в 1943 г. Харьков, он благословил им хранить верность Истинно-Православной Церкви даже до смерти, не примыкать к Московской патриархии и сохранить свой катакомбный монастырь. Это завещание своего наставника они пронесли через всю свою жизнь, не отступив от него ни на миг. И Господь за это никогда не оставлял их, даже в самые тяжкие годины богоборческих гонений. Промыслом Божиим, в 50-е – 80-е гг. ХХ ст. истинно-православную паству старца Серафима духовно окормлял другой дивный подвижник, старец и исповедник Церкви Катакомбной – о. Никита (Лехан,+1985) Харьковский.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (09.10.2011)
Просмотров: 1152 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [410]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 987

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0