Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Четверг, 25.04.2024, 17:14 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Как зделать счастье долговечным
"Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженные нищие духом; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас." Мф 5, 1-12

При встрече мы подаем друг другу руку и говорим о счастье, часто не отдавая себе отчет в том, что мы желаем другому человеку, потому что у каждого - свои представления о счастье. Один видит его в деньгах, другой - в еде и питье, третий - в чужой постели, четвертый - в прекрасном пляже и теплой воде на Ривьере, а пятый - в возможности управлять кем-то и делать его своим послушным слугой.

Конечно, все это заманчиво и приятно, но плохо, что от всего этого исходит притворный запах тления, запах увядающих похоронных венков. Слабая сторона любого земного счастья в его недолговечности.

Но есть Царство, в котором другие законы, где нашего счастья не уничтожит смерть, где наше богатство не украдут воры, его не уничтожит моль или ржавчина... Там любая радость подлинна, потому что она вечна. Это Царство основал Иисус для тех, кто выполняет Его условие. Это условие заключено в покаянии, перемене образа мыслей, полной, радикальной, определенной восемью заповедями блаженства, которые - как мы могли понять - являются очевидным отрицанием всего того, о чем думают люди, желая друг другу счастья.

Если мы до сих пор не приняли условие настоящего счастья, то наверняка не из-за того, что в принципе не верим предложению Христа. Трудность заключается в практической стороне нашей веры, в нашем нежелании выпускать из рук то, что уже имеем, в нашем недоверчивом отношении к тому, чего мы должны добиться и к чему должны стремиться.

Поэтому в нетерпеливой погоне за счастьем мы легкомысленно продаем свое первородство за миску чечевицы, чтобы минутной преходящей выгодой обмануть свою жажду вечного счастья.

Какая глупость! Но, увы, именно это в нашей жизни случается часто, и даже слишком часто... Возможно, ежедневно...

ОН ВЗОШЕЛ НА ГОРУ

Гора, которую упоминает евангелист, была, вероятно, холмом, расположенным в трех километрах на запад от Генисаретского озера неподалеку от Капернаума. Сказано, что во время проповеди Христа слушатели на ней расположились следующим образом: ближайший к Нему круг образовали Двенадцать, которых Он Сам избрал; потом следовал круг учеников; а в конце находилось множество людей от южных границ Иудеи до северных границ Тирских и Сидонских (Лк 6, 17). И где-то там, в кругу последних, в каком-то уголке земли под названием Н находимся мы, слушающие в эту минуту из уст Самого Христа условия своего земного и вечного счастья. Мы слушаем Того Самого Христа, Который живет и учит в Своей Церкви.

Евангелист говорит, что Христос сел и "отверз уста", подчеркивая этим, что как учитель, Он стремился сказать нам что-то самое важное. Ведь Он "отверз уста" после длительного молчания... Тридцатилетнего молчания... Тридцать лет в уединенности назаретанского дома Он готовился, чтобы начать говорить. Поэтому то, что Он говорил, было продумано, взвешено.

Он отверз уста, но отверзли уста и те, кто Его слушали - от изумления. И до сих пор отверзают их все, кто слышат эти Его слова - необычные, неслыханные, противоречащие всем нашим прежним представлениям о счастье.

Христос говорит, что счастье - только в нищете, в плаче, в преследованиях, в кротости, в миротворчестве, в голоде и жажде... Удивительно, но об этом свидетельствуют и жизни многих святых. Именно об их счастье. Павел был охвачен радостью во всех своих мучениях. "Бедняк" из Ассизи был необычайно весел, а его нищенствующих братьев люди называли "шутниками" Господа Бога. Филипп Нери и Иоанн Боско смеялись в самые тяжелые моменты жизни. Но Христос адресует Свои слова не только для избранных, но для каждого человека. При этом Он никого не принуждает, ни на кого не давит. Он только предлагает. Если хочешь быть счастливым, если, конечно, хочешь... А нет - так нет. Ты можешь повернуться спиной, заткнуть уши и уйти. Это твое дело. Но Тот, Кто без твоего участия сотворил тебя, не сможет без твоего участия спасти тебя (св. Августин).

БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ

Земное счастье нищих духом основано прежде всего на том, что они ни к кому и ни к чему не привязываются, даже к самим себе, находя опору лишь в силе, милосердии и богатстве Божием; что они во всех видят своих братьев и не боятся чего-то потерять, а живут в постоянной надежде, что в будущем обретут все. В понимании Христа нищие духом и блаженные - это те, кто избавился от всех этих гарантий благополучия, кто при строительстве своей безопасности и мирной жизни деньги, силу и разум заменили верой в Божественное Провидение, а пуританскую праведность - надеждой на Божие милосердие.

Нельзя воспринимать заповеди блаженства как телеграмму с какими-то пожеланиями. Нагорная проповедь Христа - это не пожелание, это уже дарование блаженства.

Первыми его получат нищие духом, те, которые не говорят: "Зачем нам Господь Бог?". Они не развивают в себе чувство независимости, не полагаются самонадеянно лишь на собственный разум и на свои силы, не успокаиваются и не доверяют собственной фарисейской справедливости. Нищета, о которой говорит Христос, - это чувство постоянной зависимости от Бога, без Которого все мы очень ничтожны, одиноки, слабы, глупы и беззащитны.

Затем идут кроткие - те, которые не лелеют жалость к самим себе, не причитают, так как знают, что наша цель - "на небесах" и что ее можно достичь, находясь в любой ситуации, даже самой тяжелой. Ближе всего к этой цели они приближаются через смерть. Их цель - не эта земля, а "земля обетованная" - небо, открытое словом Христа.

Дальше следуют плачущие из-за своей недостаточной любви к Богу, из-за того, что за добро платят Ему неблагодарностью, плачущие из-за своих грехов.

Жаждущие правды - это те, которые обеднели из-за настойчивого стремления уничтожить перегородки между собой и теми, кто материально или духовно беднее их.

Милостивые - это те, у кого нет должников, потому что они прощают все долги. Они остаются нищими в том смысле, что всегда без колебаний прощают того, кто причинил им вред.

Чистые сердцем. По иудейским представлениям, это - чистые в помыслах. А для нас это - искренние, лишенные лицемерия, как овцы среди волков и лис, простые, как голуби среди ястребов. Им Иисус обещает самый интересный спектакль: они увидят Бога, а в Нем - все дела и события. Их блаженство начинается уже здесь с наблюдением за тем, как удивительно, а иногда просто чудесно Бог осуществляет Свои замыслы для нашего блага.

Миротворцы. Согласно латинскому слову - творящие мир. Вначале - мир между Богом и человеком путем отказа от грехов, потом - между людьми и собой, а также между другими людьми. Это те, которые примиряют, связывают людей между собой, становятся бедными из любви к людям, лишаются даже рубашки, если кто-то попросит у них плащ. Согласно учению Христа, к ним не относятся те, кто только мечтают или говорят о мире.

Изгнанные за правду и за имя Иисуса. Тот, кто руководствуется Божиими пожеланиями, наверняка своим отношением и поведением обеспокоит тех, кто следует за обманчивыми желаниями своей плоти, потому что в них заговорит совесть и вызовет в их душе ненависть, которая тут же проявится в язвительных замечаниях, циничных улыбках, а может, и в чем-то еще более неприятном.

Все эти бедные люди, лишенные положения в обществе и признания, становятся богатыми надеждой на блаженство, обещанное им взамен Христом, с одним лишь условием: что это изгнание будет ради правды и ради имени Его.

БЛАЖЕННЫ СТРАДАЮЩИЕ

Почему Христос уже сейчас называет блаженными тех, кто страдает от бедности, голода, от ненависти и оскорблений? Ведь ничто из вышеперечисленного не является приятным...

Чтобы эти слова не показались нам - как многим другим людям - противоречивыми, задумаемся еще раз, какую нищету, какой голод, какие гонения Христос называет счастьем.

Вначале мы должны себе уяснить, что блаженными Он называет нищих, которые плачут и преследуются из-за Сына Человеческого, из-за любви к Нему. Если я беден потому, что не хочу обогащаться за счет воровства, мошенничества и обмана, потому, что не хочу эксплуатировать кого-то или злоупотреблять добротой людей, то Христос называет меня блаженным.

Если я голоден, потому что поделился с теми, кто был еще более голодным, или потому, что не захотел заработать на Нем тридцать сребреников, тогда я для Него - блаженный.

Если я скорее наковальня, чем молот, если предпочитаю быть раненым, чем наносить рану другому человеку, если я предпочту выдержать язвительные, пренебрежительные или ненавидящие взгляды, чем отречься от Сына Человеческого, тогда я - блаженный.

Тот, кто голодом и нищетой, плачем и испытаниями зарабатывает вознаграждение, обещанное Христом, и кто действительно верит Его обещанию, не является ни бедным, ни страждующим: он уже блаженный.

ИСТИННАЯ НИЩЕТА ДУХОМ

Никто из нас не знает, чего он заслуживает - гнева или любви Бога. Отсутствие уверенности относительно нашего спасения, сквозящее в этом библейском высказывании, заставляет нас возносить руки и сердца и вместе с царем Давидом молить: "Помилуй меня, Господи... помилуй меня!" Не из-за моих заслуг, потому что они убоги, а по Своему огромному милосердию - ведь все, что у меня есть, - от Тебя. Каждая хорошая мысль, малейшее желание делать добро - это дар из Твоих рук. То же самое относится к силе и умению, к возможностям и удобным случаям... Ко всему. У меня нет ничего, что бы я получил не от Тебя, и если Ты не дашь мне возможности чего-то желать и делать, я буду бессилен. Все мое богатство - в Тебе, в Твоей силе и в Твоей доброте.

Кто правильно понимает свою полную зависимость от Бога, тот - нищий духом, в том возникает желание добиться Его благосклонности, подражать Ему, быть в дружеских отношениях с Ним. У такого человека появляется забота о том, чтобы отдать Ему все, для него все устремлено к Богу - каждая способность и возможность.

Но Богу, у Которого есть абсолютно все, ничего нельзя непосредственно пожертвовать или дать. Поэтому мы даем Ему - в соответствии с Его пожеланием - косвенно, через своих ближних, полных недостатков и различных потребностей, т.е. тех, кого встречаем на своем пути. Он требует, чтобы этим людям мы отдавали все, что не является необходимым для нас, и становились таким образом нищими.

Только это чувство постоянного долга перед Богом и людьми, потребность оплачивать этот долг постоянным служением другим есть настоящая нищета духа, которой обещано блаженство.
.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (24.03.2011)
Просмотров: 704 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [408]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0