Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Понедельник, 23.10.2017, 14:43 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Как победить уныние?
Как победить уныние?
Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.
(Мих. 7, 8-9).


Дай боли волю, уморит.

Век живи, век надейся.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.
Русские пословицы.


Должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, Печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30, 25)
Преподобный Серафим Саровский († 1833).


Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию; они должны восставать и снова подвизаться.

Если победишься печалью, то не возможешь достичь великих добродетелей.
Преподобный Исаия († 370).


От уныния спасайся плачем о грехах.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).


О мрачности и томности духа я писал тебе, что это бывает в жительстве нашем для духовного успеяния; в это время прибегай к самоукорению и смирению.

Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва.

Само то, что есть скорбь, да будет вам утешением, ибо многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Почему видно, что и вы стоите на пути, ведущем в оное.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).


Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).


Воины мира сего, получая многие раны, стоят, не уступая назад: подвергшись поражениям, многие из них наконец одержали победу мужественным терпением над побеждавшими их и получили венцы. Случается, что одного поборют два; но он, ободрившись, внезапно преодолевает обоих. Смотри, какое мужество выказывается и в сражениях по плоти! И ты встань, ободрись, а Бог победит за тебя врагов твоих.
Неизвестный старец, из "Отечника".


Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него, и будешь причастником благ Его. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то и не веруешь. Все мы веруем, что Бог всесилен, веруем, что всё возможно для Него; но ты яви веру свою в Него и делами, и Он сотворит в тебе чудеса.
Авва Евпрений, из "Отечника".


Уныние в христианине — безумие: ибо скажите, о чем нам унывать? О грехах? Но Христос пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1, 15). Несть грех побеждающ человеколюбие Божие, и Христос повелел до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22) прощать падающим в грехи. О кознях врага, о его тяжких нападениях на нашу душу? Но это готовит нам венцы терпения; это составляет честь нашу, что мы ради жизни во Христе испытываем от него разные пакости.

Не унывай, когда на душу твою налетают адские тучи одна другой мрачнее, когда к душе твоей приражается адская злоба, зависть, сомнение, противление и др.; твердо знай, что нахождение этих мрачных туч на мысленный горизонт неизбежно, но оно бывает не всегда и непродолжительно, как в природе нахождение мрачных туч на небо: поносятся да пройдут, и опять прояснится мысленная атмосфера души. В природе необходимо быть тучам на небе и помрачению дневного света, но эти тучи непостоянны, они скоро проходят, и после них воссиявает опять свет, свет солнечный, и притом с новой силой.

Не унывай, борясь с врагом бесплотным, но прославляй в самой скорби и тесноте Господа, удостоившего тебя за Него терпеть борьбу с коварным змием и за Него уязвляться на всякий час; ибо, если бы ты не стал благочестно жить и усиливаться соединиться с Богом, то враг и не нападал бы на тебя и не мучил бы тебя.
Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).


Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние.
Неизвестный старец, из "Отечника".


Не говорите - не могу. Это слово не христианское. Христианское слово: Вся могу . Но не сам по себе, а о укрепляющем нас Господе , как уверяет апостол (Флп. 4, 13).
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).


Бесовское коварство и дело - внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно. Если бесы говорят о душе: когда умрет и погибнет имя его , то душа, если она пребывает во внимании и трезвении, отвечает им следующими словами: не умру, но жив буду, и повем дела Господня . Бесы, будучи наглы и бесстыдны, опят влагают нам: превитай по горам, яко птица ; но мы должны говорить им: ибо Той Бог и Спас мой и защититель мой, и не подвижуся и не преселюся .
Авва Стратигий, из "Отечника".


Каждый из нас испытывает много скорбей, неприятностей и неустройств на работе и в семейной жизни. Не горюй, не печалься, не падай духом, а молись Богу – и все уладится. Только веруй при этом и надейся на Бога твердо, да не замыкайся и не уединяйся в своем горе, а откройся кому-либо, ибо и молитва сильнее, если она не одинока.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).


Когда настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг, во время уныния, сим оружием, т. е. оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу.

Враг ничего не может нам сделать без Божия попущения; и он опечаляет дух наш не столько, сколько бы ему хотелось, но сколько попустится ему от Бога.

Тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение. Как в злолютый оный час человеку представляется невозможным пребывать долее в своем месте, в своем устроении и деле, враг всё, даже самое доброе, показывает ему в виде отвратительном, - так и по миновании этого часа всё просветляется для него, всё начинает иметь для него вид приятный; скорбное исчезает так, как бы его вовсе не было; и он новою возгревается теплотою усердия к доброделанию, и удивляется изменению своему на лучшее.
Преподобный Нил Сорский (1433-1508).


При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености, очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние.

Боритесь против помыслов и ощущений печали кроткими словами: «Господи! буди воля Твоя! Благословен и Свят Бог во всех делах Своих!» произносите эти слова умом, а когда вы одни, произносите несколько вслух; произносите не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти краткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова подымутся, и вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнайте силу этого оружия, по наружности своей, с первого взгляда, столько незначительного. А из состояния борьбы невозможно иначе выйти в состояние спокойствия, как победою.

1-е – слова: «Слава Богу за все».
2-е – слова: «Господи! предаюсь Твоей святой воле! буди со мной воля Твоя».
3-е – слова: «Господи! Благодарю тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».
4-е – слова: «Достойное по делам мои приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Эти краткие слова, заимствованные, как видите, из писания, употреблялись преподобными иноками с превосходным успехом против помыслов печали.

Земные развлечения только заглушают скорбь, не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).


Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: "Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи..." Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение.

Средство от тоски и скорби - молитва или псалмопение и благодарение Господа. Если будешь понуждать себя читать Псалтирь со вниманием и вставлять чаще молитву Иисусову, Божией Матери и всем святым, то скорбь твоя утихнет, и ты получишь большую пользу душевную. Если же будешь изнывать в скорби и плакать по мирски, то сильно погрешишь и повредишь себе телесно и духовно, не найдя утешения.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).


Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения - жди скорбного. В этой временной жизни мирное и скорбное переживания чередуются.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).


Уныние есть расслабление души, изнеможение ума... оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив.

Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит.

Уныние находит на подвижников около полудня.

Свяжем теперь и этого мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах.
Преподобный Иоанн Лествичник (VI-VII век).


Не на Фавор только охотно иди во след Господа, но и на Голгофу, то есть не тогда только, когда чувствуешь внутрь себя божественный свет и духовные утешения и радости, но и когда нападают омрачения, скорби, туги и горечи, которые приходится иной раз вкушать душе от демонских искушений, внутренних и внешних. Пусть даже охлаждение это будет сопровождаемо таким омрачением и смущением, что ты не будешь знать, что тебе делать и куда обратиться, не бойся и при этом; но стой твердо в своем чине, держись на кресте сем благопокорно, далеко отревая от себя всякое земное утешение, которое вздумает предлагать мир или плоть, по наущениям врага. Старайся также скрывать сию немощь свою от всякого лица и не говори о ней никому, кроме духовного отца своего...
Молитвы же твои, причащение и другие духовные упражнения, продолжая совершать как обычно, совершай не для получения сладостей духовных, но для того, чтоб дарована была тебе сила благодушно пребывать на нем во славу распеншегося за нас Христа Господа и всегда жить и действовать так, как сие Ему благоугодно. Если иной раз и не можешь ты в этом состоянии молиться и в благих пребывать помышлениях, как обычно бывало, по причине великого омрачения и смущения ума, делай все сие, как можешь, только без лености и поблажки себе; и то, чего не можешь ты явить в совершенстве делом, будет принято явленным в совершенстве по желанию твоему, исканию и усилию. Пребудь в сем желании, искании и усилии и увидишь дивные плоды того - воодушевление и силу, кои преисполнят душу твою.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).


Печаль никогда не должна быть сильнее веры в Бога и надежды на Него. Что бы ни произошло, надобно веровать в Его милосердие и надеяться от Него помилования.
Для сего надобно отвлекать мысль от предмета печали и занимать ум и сердце молитвою. Не должно смущаться тем, что в сих обстоятельствах, молитва не совершенна. Приносите Богу намерение молитвы, Он призрит и даст молитву молящемуся.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).


С тоской, унынием немедля надо бороться, ибо следующая ступень после уныния – отчаяние, от которого уже бывает гибель.

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937)

В состоянии уныния не можете молиться.
Будь беспечален при своем Господе. Он заключил тебя в Себе со всех сторон, всего проникает тебя и знает твои мысли, все нужды и расположения, и, если верой и любовью будешь стоять в Нем, то не придет к тебе никакое зло. Господь близ: ни о чемже пецытеся (Флп. 4, 5-6).

Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога - того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам (Мк. 11, 24).

Враг ежедневно сильно гонит мою веру, надежду и любовь. - Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, моя надежда! Гонят тебя, моя любовь! Терпи вера, терпи надежда, терпи любовь! Мужайся вера, мужайся надежда, мужайся любовь! - Бог ваш поборник! - Не ослабевай вера, не ослабевай надежда, не ослабевай любовь!
Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Молитва об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского

Господь — уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый — Простое существо — Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

В чем причина уныния?

Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
(2 Кор. 7, 10).

Кто связан печалью, тот побеждён страстями, и в обличение своего поражения носит узы, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил пожелание, тот победил страсть, а кто победил страсти, тем не владеет печаль.

Помысл чревоугодия концом имеет помысл блуда, а помысл блуда концом имеет помысл печали, потому что печаль и уныние немедленно последуют в побежденном таковыми помыслами, по отрезвлении его.

Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежёт о том, что в мире, тот всегда будет веселиться.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке.

Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается, и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения... От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего смирение, и то, чтобы никого не судить.
Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

Прошу вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь вас сохранить.
Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).

Отчаяние и смущение доказывают явную гордость.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.
Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся.

Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается ей, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», которые... не от Бога, но от мира сего. Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по-видимому, блаженствующих.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894). 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (21.11.2011)
Просмотров: 2157 | Рейтинг: 4.7/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [410]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 981

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0