Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Воскресенье, 23.07.2017, 15:38 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Иоанн Златоуст "Избранные места"
О постоянном упражнении в чтении Божественных Писаний
Великий пророк Давид, зная пользу от чтения Писаний, уподобляет того, кто постоянно внимает Писаниям и наслаждается беседою с ними, растению всегда цветущему, стоящему при потоках вод, когда говорит: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод... (Псал. 1,1-3). Ибо как дерево, посаженное при источниках вод, находясь при самых потоках, получая постоянное орошение, бывает безопасно от всякой неблагоприятной погоды и не боится ни пламенных лучей (солнца), ни сухого воздуха, потому что, имея внутри себя самого достаточную влажность, скоро отражает и отстраняет приступающий отвне избыток всякой солнечной теплоты: так и душа, стоящая при потоках Божественных Писаний и постоянно напояемая ими, собирая в самой себе эти струи и росу Духа, бывает безопасною от всяких неблагоприятных обстоятельств; хотя бы болезнь, хотя бы порицание, хотя бы клевета, хотя бы злословие, хотя бы насмешки, хотя бы какая-нибудь леность, хотя бы все бедствия вселенной напали на такую душу, она легко отражает пламень страстей, находя достаточное утешение в чтении Писаний. Подлинно, ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных писаний. Почему? Потому что эти вещи тленны и скоропреходящи, посему и утешение от них скоропреходящее; а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящегося в скорби: то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть его в уныние? Итак будем внимательно заниматься чтением их, не два только эти часа (т.е. когда находимся в церкви при Богослужении) , - потому что для безопасности нам недостаточно одного простого слушания, - но постоянно; и пришедши домой, каждый пусть возьмет в руки Библию и вникает в смысл сказанного, если он хочет получить постоянную и достаточную пользу от Писания. И то дерево, которое стоит при потоках, не два или три часа сообщается с водами, но каждый день и каждую ночь. Потому это дерево и украшается листьями, потому и изобилует плодами, - хотя никто из людей не напояет его, - что оно стоит при потоках, привлекает к себе влагу корнями и, как бы какими-нибудь проходами, передает полезные соки всему своему составу. Так и читающий постоянно Божественный Писания и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, приобретает себе великую пользу.
Польза от чтения Божественных Писаний
Упражнение в Божественных Писаниях есть безмятежная пристань, неразрушимая стена, непоколебимая крепость, неотъемлемая слава, несокрушимое оружие, невозмутимое благополучие, постоянное удовольствие и всякое добро, какое только можно представить. Оно прогоняет уныние, сохраняет благодушие, бедного делает богаче богатых, богатым доставляет безопасность, грешника делает праведным, праведного поставляет в безопасном убежище, исторгает существующее зло, насаждает несуществовавшее добро, прогоняет злобу, возвращает к добродетели и не только возвращает, но укореняет ее и делает постоянною, составляя духовное врачевство и некоторую Божественную и неизреченную песнь, умерщвляющую страсти. Оно исторгает тернии грехов, очищает ниву, сеет семена благочестия и доводит плод до зрелости.
Как ароматы издают благовоние не по количеству своему, а по своей природе: так и Божественные Писания не множеством слов, но силою содержащегося в них доставляют нам великую пользу. Аромат благовонен и сам по себе, по своему свойству; но когда бросишь его в огонь, тогда он издает из себя всю приятность: так и Божественное Писание весьма приятно и само по себе, но когда оно проникает в нашу душу, как бы попадая в кадильницу, тогда наполняет весь дом благовонием.
Недостаточно иметь Св. Писание только в книгах
Не для того дано нам Священное Писание, чтобы мы имели его только в книгах; но чтобы начертывали его в сердцах наших. Заключать заповеди только в письменах, такого рода стяжание их свойственно только Иудейскому тщеславию, а нам и в начале дан закон не так, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор. 3,3). Говоря это, я не препятствую приобретать книги (Св. Писания): напротив, хвалю это и даже прошу об этом; желаю только, чтобы из книг слова и мысли переходили в нашу душу и она, усвояя разум письмен, таким образом очищалась. Если дьявол не дерзает проникнуть в тот дом, где есть Евангелие; тем более души, усвоившей себе мысли Писания, не коснется и не нападет ни бес, ни грех. Итак, освяти твою душу, освяти и тело, имея всегда Св. Писания и на устах и в сердце. Ибо если срамословие оскверняет нас и вызывает бесов, то очевидно, что духовное чтение освящает и привлекает благодать Духа.
Христос есть источник всех благ
Что значат, скажешь ты, слова: и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. (Иоан. 1,16) - У Него (Христа) , говорит Евангелист, не заимствованный дар, но Он есть самый источник, самый корень всех благ; самосущая жизнь, самобытный свет, самосовершенная истина. Он не удерживает обилия благ в Себе Самом; но изливает его на всех других и, преизливая, Сам ни в чем не умаляется; всегда источая и всем сообщая эти блага, остается в том же совершенстве... Отдели от моря каплю, - и море тем самым уменьшится, хотя уменьшение и не заметно. Но о том источнике нельзя этого сказать: сколько бы ни исчерпывали его, он нисколько не уменьшается.
Сила Креста
Крест разрушил вражду Божию к людям, совершил примирение, сделал землю небом, соединил людей с Ангелами, разрушил твердыню смерти, сокрушил могущество диавола, уничтожил силу греха, избавил землю от заблуждения, восстановил истину, прогнал бесов, разрушил капища, ниспроверг их жертвенники, истребил смрад жертв, насадил добродетель, основал церкви. Крест - желание Отца, слава Сына, радость Духа, похвала Павла: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6,14). Крест яснее солнца, светлее лучей; ибо когда оно помрачилось, он воссиял; солнце помрачилось тогда, не уничтожившись, но было побеждено светом креста. Крест разодрал наше рукописание, сделал ненужною темницу смерти; Крест - знак Божьей любви: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3,16). Также и Павел говорит: ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более спасемся жизнью Его (Рим. 5,10). Крест - несокрушимая стена, неопреодолимое оружие, опора богатых, богатство бедных, ограждение обиженных, оружие подвергающихся нападениям, обуздание страстей, основание добродетели, знамение чудное и удивительное. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, сказал Господь, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы Пророка (Матф. 12,39). Также Павел говорит: "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; А мы проповедуем Христа распятого..." (1 Кор. 1, 22, 23). Крест отверз рай, ввел в него разбойника, и род человеческий, который готов был погибнуть и недостоин был даже земли, привел в Царство Небесное. Так много было и бывает от Креста.
Кто может быть назван верующим
Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется таким. Оставь исследования и прими веру. Вера просвящает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. Стефан же, говорится в Писании, был исполнен веры и силы (Деян. 6,8). Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила; а где неверие, там немощь. Вера - начало благ; вера - источник благ. Прими же это оружие спасения.
Какую силу имеет надежда на Бога
Велика сила надежды на Бога. Она есть неприступная ограда, непреоборимая стена, непобедимая помощь, тихая пристань, несокрушимая крепость, неотразимое оружие, неодолимая сила, пролагающая себе путь среди мест непроходимых. Ею безоружные побеждали вооруженных, жены - мужей; дети весьма легко оказывались сильнее опытных в военном искусстве. И удивительно ли, что они побеждали врагов, когда они одерживали победу над самим миром? Пред ними стихии забывали свою природу и обращались в их пользу, звери не были более зверями, и пещь - пещию; потому что надежда на Бога преобразует все. Острые зубы, тесная темница, естественная свирепость, мучительный голод, челюсти близ самого тела Пророка, - ничто (не было для них) преградою, но надежда на Бога, сильнее всякой узды сдерживая челюсти, обращала их назад. Представляя это, Псалмопевец и говорил тем, которые советовали ему удалиться и бежать и искать себе спасения в местах безопасных: на Господа уповах, како речете души моей? Что говорим мы? Владыку вселенной имею своим вождем и покровителем; а ты посылаешь меня в необитаемое место и советуешь искать безопасности в пустыне? Разве помощь пустыни больше Того, Кто может сделать все с великою легкостию? Для чего меня, сильно вооруженного, ты заставляешь бежать, как бы обнаженнаго и безоружного, и хочешь сделать изгнанником? Имеющему войско и огражденному стенами и оружием ты не посоветовал бы бежать в пустыню, а если бы посоветовал, то показался бы смешным; почему же того, с которым сам Владыка вселенной, ты изгоняешь, заставляешь скитаться и бежать от нападения грешников? Кроме сказанного, я имею и другую причину не бежать. Если и Бог помогает, и нападающие суть грешники: то не подвергается ли крайнему бесчестию тот, кто советует подражать робким птицам? Разве ты не знаешь, что приготовленное против меня войско слабее паутины? Ибо если враг земного царя, куда бы ни пошел, везде находится в опасности, боится и трепещет; то тем более враг Бога всех, куда бы он ни пошел, все ему враги и даже самая природа. Ибо, как друзей Божиих боятся и стихии, и звери, и уважает всякая тварь: так на врага и противника Божия вооружаются и нападают и неодушевленные твари.
Любовь
Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Подлинно, она, как корень, произращает безчисленные ветви добродетелей; как источник, производит множество потоков; как мать, объемлет в лоне своем прибегающих к ней. Зная это, блаженный Павел и назвал ее плодом Духа, а в другом месте он усвоил ей такое преимущество, что назвал ее даже исполнением закона: любовь есть исполнение закона (Рим. 13,10); и Владыка всех достаточным признаком и достоверным отличием для Своих учеников предложил нам не что иное, как любовь, сказав: о том узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Милосердие
Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть. Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств. Хотя тело человека разрушится, но милосердие не погибнет вместе с жизнию, а пойдет приготовить ему обители, о которых говорит Христос: В доме Отца Моего обителей много (Иоан. 14,2). Таким образом оно превосходит все человеческое и своим постоянством и неизменяемостию, которых не имеет ничто житейское. Укажем ли на красоту? Она увядает от болезни и истребляется старостию. Укажем ли на власть? Она часто изменяется. Или на богатство, или что-нибудь другое, славное и знаменитое в настоящей жизни? Оно или покидает людей при жизни, или по смерти оставляет их нагими и ничего неимеющими. Не таков плод милосердия: он не истребляется временем, не разрушается смертию, но тогда особенно и становится безопасным, когда достигает этой безмятежной жизни.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sxima (06.04.2011)
Просмотров: 400 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [410]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 977

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0