Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Вторник, 22.08.2017, 12:22 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Заповедь, которую мы нарушаем чаще всего
24.03.2011, 15:25
Полный текст этой заповеди таков:
"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх 20, 2-3).
Бог здесь напоминает Своим людям о том, что совершил для них совсем недавно, только что: вывел их из земли Египетской. Что же это за земля была такая, что Богу понадобилось вывести из нее народ Свой?
Египет... Лента реки среди песков... Ежегодные разливы и плодородный ил на заливаемых полях... С незапамятных пор люди научились возделывать эти благодатные поля. Совершенная система ирригации, удивительная пшеница, которая колосится пучками: не один колос на стебле, как у нас, а полдюжины, десяток, дюжина... Понятно, почему Иосифу удалось собрать запасы на семь голодных лет и еще снабжать припасами все окрестные страны. Люди осваивали эту землю для себя веками, тысячелетиями, и сделали ее вполне пригодной для жизни, удобной, надежной, способной пережить самый страшный голод... Здесь были заложены основы того, что мы сегодня называем цивилизацией: стабильная экономика, эффективные технологии, развитая наука, упорядоченный быт, администрация, способная поддерживать этот порядок, высокое искусство, которое восхищало многие поколения, восхищает и сейчас, величественные храмы, наконец, поразительные пирамиды... Для евреев, правда, это все было "домом рабства", их там притесняли, изнуряли непосильным трудом, применяли к ним жестокий "контроль за рождаемостью"...
Но неужели бегство было единственным выходом? Ведь не раз и не два потом в песках пустыни они сожалели о покинутой родине: "Плохо ли было нам в земле Египетской, где мы сидели у котлов с мясом?"
Да и притесняли их потому, что боялись! Вспомним, как все было: "Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался" (Исх 1, 8-10). "Перехитрим" - значит на просто "истребим" надежда слабая... Так неужто нельзя было евреям попытаться как-то иначе изменить свою судьбу, "побороться за свои права"? Вот и "харизматического лидера" Бог послал - Моисея: образованный, энергичный, не без связей при дворе, да еще наделенный магическим могуществом: вспомнить одни только "казни египетские"... Чего же лучше? - угрожая восстанием или хотя бы "гражданским неповиновением", забастовкой, добиваться смягчения гнета, шаг за шагом улучшать свое положение, внедрять в народ просвещение и "вписаться" в конце концов в это самое развитое и самое благоденствующее на тогдашней земле общество! Долго? Трудно? Но не трудней же, чем сорок лет скитаться по пустыне?!
Однако Бог решил иначе. Он сказал не "впишись в нее", но "выходи из нее, народ Мой!" Пока евреи могли жить обособленно, занимаясь своим скотоводством и не особенно сообщаясь с остальным населением страны, им можно было жить в Египте. Но когда сохранять такое положение сделалось невозможным, Бог повелел им уходить. Почему? Какую опасность, какую угрозу несла в себе египетская цивилизация для народа Божия?
Угроза эта очевидна. Обеспечив все свои насущные потребности, человек в Египте убедился, что самую глубокую свою потребность - жить - он обеспечить не в состоянии. Человеку вообще ведь это не по силам, тут могут помочь разве что боги, но боги Египта помочь не могли и жизни не обещали. Обещали они только смерть, и люди Египта подчинили всю свою жизнь смерти. Человек жил и трудился прежде всего для того, чтобы обеспечить себе достойное погребение, так сказать, "заработать себе на мумию". И речь шла не о каких-то бедолагах, неудачниках, которым в жизни уже не на что рассчитывать и осталось уповать только на смерть, напротив! Самый обеспеченный человек, фараон, больше всех заботился о своем погребении и загодя возводил себе колоссальную гробницу - пирамиду. Подумать только, такое сооружение! Чудо света! А строилось с единственной целью - запрятать труп.
Вот почему Бог увел оттуда Свой народ - "пусть мертвые погребают своих мертвецов" (ср. Лк 9, 60), а наш Господь "не есть Бог мертвых, но живых" (Лк 20, 38). Он один такой, и нет иного; и потому Он говорит: "Не имей других богов, кроме Меня". А как бы вы хотели "вписаться" в цивилизацию Египта, совершенно игнорируя всех ее богов? И потому выход был только один: уходить.
В чем сходство и в чем различие между положением народа Божия после Исхода и нашим с вами?
В чем сходство и в чем различие между египетской цивилизацией и нашей? Народ Божий, будучи, по сути, в том же положении, что и мы с вами, спасаемого Богом, с гораздо большей очевидностью отдавал себе в этом отчет, а египетская цивилизация, преследуя и достигая, по сути, те же цели, что и наша, была гораздо откровеннее сама с собою и с другими.
Обеспечивая человеческие потребности, египетская цивилизация совершенно не скрывала, что в результате предоставляет человеку всего только некоторую передышку перед смертью. Делая по сути то же самое, наша с вами цивилизация изо всех сил это скрывает, о смерти старается вспоминать как можно реже, приучает смотреть на смерть как на неудачу - не мою, так медицины, морочит всем нам головы, но тем не менее не перестает быть цивилизацией смерти. А ведь как хорошо мы все в нее вписались! Как хорошо умеем пользоваться лифтами и медициной, как развлекают нас поп-звезды и телесериалы, как мы мечтаем о кредитных карточках и суперавтомобилях! Если народу Божию в пустыне приходилось только слюнки глотать, вспоминая, как хорошо им было сидеть у котлов с мясом, то мы от этих котлов ни на минуту не отходим! И только чтобы нас от них не отогнали, скольким нынешним богам, скрытым и открытым, мы поклоняемся ежеминутно, тем самым нарушая самую первую и основную заповедь "Я Господь, Бог твой; не имей других богов, кроме Меня"?
Так что же, мы должны уподобиться народу Божию в пустыне, отказаться от лифта и автобуса, носить отрепье и питаться... Да, кстати, питаться чем прикажете? Нам-то манны небесной никто не посылает?! А даже если я решусь, если поверю в манну и пойду, где то море, которое отделит меня от Египта и его соблазнов, от фараона и его войска с колесницами?
  Такое море есть, и все мы сквозь него прошли. Чермное море, отделившее народ Божий от Египта, Церковь издавна сравнивает с водами крещения. Крещение - то духовное море, которое отделяет, изымает нас из мира сего со всеми его соблазнами и угрозами. Человек окрещенный полностью защищен, отделен от всех соблазнов и угроз, между ним и Египтом - море. Почему же тогда все мы так часто падаем, уступая соблазнам? Потому что все время вздыхаем о Египте и его "котлах с мясом". Каждый раз, стремясь туда вернуться, мы как бы погружаемся в ту самую пучину, что отделила нас, пучину, в которой утонули фараон с войском, и где нас также ничего, кроме погибели, не ждет. Так может, стоит, наконец, одуматься? Одуматься? Но как? Носить отрепья? Не спешите! Отрепья, носимые добровольно и с радостью, это такой наряд, которого способен удостоиться отнюдь не каждый, один на тысячи, может быть, на миллионы... Ну-ка, попробуйте вспомнить, много ли вам имен придет на память? Отцы-пустынники, кто-то еще, а дальше? То-то и оно. Для нас с вами вопрос так радикально не стоит. Бог знает, что мы - персть, и потому ждет от нас немногого, но зато ждет настойчиво и требовательно. Чего же именно? А все того же: исполнения заповедей. Прежде всего, разумеется, первой. Но как ее исполнишь, не исполняя все остальные? Можно ли поклоняться Богу, любить и почитать Его и при этом воровать, развратничать и убивать, гневаться и завидовать?.. И довольно ли не делать одного, другого, третьего, чтобы позволять себе четвертое?
Нелепость! Выполнять девять заповедей, пренебрегая всего лишь одной, то же самое, что защищать девять ворот у города, оставляя десятые настежь открытыми, или заделывать девять пробоин в лодке, позволяя воде свободно вливаться через десятую. Итак, задавая нам первую заповедь, Бог дал нам рецепт, как ее исполнить: девять остальных. Их надо исполнять для того, чтобы исполнить первую. Ради этого мы сможем свободно ездить в лифте и в автобусе и даже пользоваться кредитными карточками. Потому что все это будет - ради любви. И только так для нас возможно не иметь других богов пред лицем Божиим.
Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 906 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.9/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 977

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0