Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Пятница, 26.04.2024, 15:27 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Вторая Заповедь
13.02.2011, 01:54
 Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно (Исх 20,7; Втор 5,11). Сказано древним: "Не преступай клятвы" (...) А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф 5,33-34). 

 Имя Господа свято 

Вторая Заповедь предписывает почитать имя Господа. Как и Первая Заповедь, она относитя к религиозной добродетели и регламентирует, в частности, нашу речь по отношению к святыням.
  
Среди всех слов Откровения есть одно особенное - откровение имени Божиего. Бог доверяет Свое имя верящим в Него; Он открывает им Себя в Своей личной тайне. Дар имени принадлежит к порядку доверия и близости. "Имя Господа свято". Поэтому человек не может злоупотреблять Им. Он должен хранить его в памяти, в тишине поклонения, исполненного любви. Он не должен произносить его иначе, нежели благословляя, восхваляя и прославляя его.
 
Почитание имени Бога выражает преклонение перед тайной Самого Бога и перед всей священной реальностью, о которой говорит это имя. Чувство священного принадлежит к религиозной добродетели.
 
Чувство страха и чувство священного - христианские ли это чувства? Никто рассудочно не может в этом сомневаться. Мы с особой силой испытывали бы эти чувства, если бы нам дано было видение Всемогущего Бога. Мы имели бы эти чувства, если бы "осознавали" Его присутствие. И в меру того, что мы веруем в Его присутствие, мы должны их иметь. Не ощущать их - значит, не осознавать Его присутствие и не верить в него.

Верный должен свидетельствовать об имени Господа, бесстрашно исповедуя свою веру. Проповедь и катехизация должны быть проникнуты поклонением имени Господа нашего Иисуса Христа и его почитанием.
  
Вторая Заповедь запрещает злоупотреблять именем Господа, то есть любое непочтительное и неуместное использование имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и всех святых.
 
Обещания, данные во имя Божие, становятся делом чести, верности, правдивости и авторитета Бога. Справедливости ради они должны выполняться. Не выполнять их означает злоупотребить именем Божиим и в какой-то степени сделать из Бога лжеца.
 
Богохульство прямо противоречит Второй Заповеди. Оно состоит в произнесении - наедине с собою или во всеуслышание - слов ненависти, упрека, вызова; в злословии Бога; в недостатке почитания Его в словах о Нем; в злоупотреблении Его именем. Св. апостол Иаков осуждает тех, "кто бесславит доброе имя (Иисуса), которым вы называетесь" (Иак 2,7). Запрещение богохульства распространяется также на высказывания против Церкви Христовой, против святых и святынь. Богохульство совершается также, когда Божие имя используют для того, чтобы прикрывать преступные действия, держать в рабстве народы, подвергать пыткам или убивать людей. Злоупотребление Божиим именем с целью совершить преступление ведет к отвержению религии.

Богохульство противоречит надлежащему почитанию Бога и Его святого имени. Оно само по себе - тяжкий грех.
 
Проклятия, в которые вводится имя Божие без намерения богохульства, являются неуважением к Господу. Вторая Заповедь запрещает также употребление имени Божия в контексте магии.
 
Величие имени Бога проявляется тогда, когда его произносят с почтением, достойным Его царственного величества. Имя Бога свято там, где его произносят с благоговением и боязнью оскорбить Его.

 Имя Божие, произнесенное напрасно 

Вторая Заповедь запрещает ложную клятву. Поклясться или принести присягу - значит призвать Бога в свидетели того, что утверждаешь, использовать Божию правдивость как залог своей собственной правдивости. Клятва заручается именем Господним. "Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись" (Втор 6,13).
 
Осуждение ложной клятвы есть долг перед Богом. Как создатель и Господь, Бог есть мерило всякой правды. Слово человека может быть в согласии или в противоречии с Богом, который есть сама Истина. Если клятва правдива и законна, она проливает свет на соотношение между человеческим словом и Божией истиной. Клятва ложная призывает Бога в свидетели лжи.
 
Тот, кто клятвенно дает обещание, которого не намерен сдержать, или тот, кто дав такое обещание, впоследствии его не исполняет, - клятвопреступник. Клятвопреступление - тяжкое неуважение к Господу всякого слова. Поклясться совершить злое дело - противно святости имени Божьего.
 
Иисус представил Вторую Заповедь в Нагорной проповеди: "Еще слышали вы, что сказано древним: "не приступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянись вовсе . Да будет же слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, от лукавого" (Мф 5,33-34.37) Иисус учит, что всякая клятва касается Бога и что присутствие Бога и Его истины надо почитать в каждом слове. Тактичность в употреблении имени Божия в разговорном языке непосредственно связана с почтительным вниманием к Его присутствию; каждое наше утверждение свидетельствует о нем или, наоборот, является его поруганием. 
 
Вслед за св. Павлом, Предание Церкви считает, что слово Иисуса не воспрещает клятву, если она дается по важной и справедливой причине (например, перед судом). "Клятва, то есть произнесение имени Бога как свидетеля правды, может быть дана только для того, чтобы свидетельствовать о правде, благоразумно и по справедливости".
  
Святость имени Божия требует, чтобы не прибегали к нему попусту и не клялись при таких обстоятельствах, когда это может быть истолковано как поддержка власть имущим, несправедливо добивающимся своего. Когда клятвы требует незаконная гражданская власть, можно отказаться ее давать. Надо отказаться давать клятву в том случае, если ее требуют с целью, противоречащей человеческому достоинству или церковной общине.
 
 Христианское имя 

Таинство Крещения даруется "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28,19). В крещении имя Господа освящает человека, и христианин получает свое имя в Церкви. Это может быть имя святого, то есть ученика Христова, прожившего свою жизнь в примерной верности своему Господу. Покровительство святого предлагает образец любви и обеспечивает заступничество. Имя, данное при крещении, может также быть выражением христианской тайны или христианской добродетели. "Родители, восприемники и священник должны заботиться о том, чтобы не нарекали имени, которое чуждо христианскому духу".
 
Христианин начинает свой день, свои молитвы и свои действия, осеняя себя крестным знамением "во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Крещеный посвящает день Славе Божией и взывает к благодати Спасителя, которая помогает ему действовать в Духе Святом как чаду Отца. Крестное знамение укрепляет нас в искушениях и трудностях.
 
Бог зовет каждого по имени его. Имя каждого человека свято. Имя - икона человека. Оно требует уважения к себе в знак достоинства того, кто его носит.
 
Полученное имя - имя вечное. В Царстве Божием тайна и уникальность каждой личности, отмеченной именем Божиим, воссияет полным светом. "Побеждающему  дам белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр 2,17). "И увидел я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написаны на челах их" (Откр 14,1). 
 
"Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!" (Пс 8,2).
  
Вторая Заповедь повелевает почитать имя Господа. Имя Господа свято.
 
Вторая заповедь запрещает любое неподобающее использование имени Божия. Богохульство состоит в использовании имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых оскорбительным образом.
 
Ложная клятва призывает Бога в свидетели лжи. Клятвопреступление - тяжкая вина перед Господом, Который всегда верен Своим обещаниям.
 
"Не клянись ни Творцом, ни творением, иначе как по истине, ради необходимости и с почтением".
 
При крещении христианин получает имя в Церкви. Родители, восприемники и священник должны заботиться о том, чтобы ему было дано христианское имя. Покровительство святого предлагает образец любви и обеспечивает его заступничество.
 
Христианин начинает свои молитвы и дела с того, что осеняет себя крестным знамением "во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

 Бог зовет каждого по имени его. 

 


Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 1585 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0