Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Пятница, 20.10.2017, 15:16 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Седьмая Заповедь
13.02.2011, 01:15
 Не кради (Исх 20,15; Втор 5,19). Не кради (Мф 19,18). 

Седьмая Заповедь запрещает брать или неправедно удерживать у себя добро ближнего и наносить ущерб ближнему и его собственности каким бы то ни было образом. Она предписывает управлять земными благами и плодами человеческого труда с любовью и справедливостью. Она требует также, ввиду общего блага, уважения к универсальному предназначению благ и к праву частной собственности. Если мы хотим жить по-христиански, мы должны стремиться подчинить Богу и братской любви блага этого мира.
 
 Универсальное предназначение благ и частная собственность на блага 

Вначале Бог доверил землю и ее богатства совместному управлению человечества, чтобы оно заботилось о них, подчиняло их себе своим трудом и пользовалось их плодами. Сотворенные блага предназначены всему человеческому роду. В то же время земля разделена между людьми, чтобы обеспечить безопасность их жизни, подверженной угрозе оскудения и насилия. Присвоение материальных благ законно, чтобы гарантировать свободу и достоинство личности, чтобы помочь каждому удовлетворить свои основные потребности и нужды тех, кто поручен его заботам. Оно должно позволить проявиться естественной солидарности между людьми.
 
Право на частную собственность, приобретенную трудом или полученную от других по наследству, либо в дар, не отменяет того факта, что изначально земля была дана всему человечеству. Универсальное предназначение благ остается первостепенным, даже содействие общему благу требует уважения к частной собственности, праву на нее и пользованию ею.
 
"Человек, пользуясь этими благами, должен рассматривать вещи, которыми он законно обладает, не как принадлежащие только ему, но также как принадлежащие общине, в том смысле, что они должны идти на пользу не только ему одному, но и другим". Собственность на определенное благо делает обладателя его управляющим, поставленным Провидением, для того, чтобы благо это приносило плоды и другие люди, прежде всего ближние, имели от них пользу.
  
То, что может служить для производства, - материальные и нематериальные блага, земля или заводы, способности или мастерство, требует от их обладателей особой заботы, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей. Обладатели используемых и потребляемых благ должны пользоваться ими умеренно, оставляя лучшую часть гостю, больному, бедному.
 
Политическая власть имеет право и долг в зависимости от требований общего блага регулировать законное осуществление права на собственность.
 
 Уважение к людям и их собственности 

В плане экономическом, уважение к достоинству человека требует добродетели воздержанности, чтобы умерять привязанность к земным благам; добродетели справедливости, чтобы соблюдать права ближнего и отдавать ему должное; добродетели солидарности, согласно золотому правилу и соглано щедрости Господа, Который, "будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою" (2 Кор 8,9).
  
Уважение к благам другого человека

Седьмая Заповедь запрещает кражу, то есть незаконное присвоение чужой собственности против разумной воли ее хозяина. Кражи нет в том случае, если предполагается согласие собственника или отказ противоречит благоразумию и универсальному предназначению благ. Это касается случаев неотложной и очевидной нужды, когда единственной возможностью выйти навстречу срочным и насущным потребностям человека (питание, одежда, жилище) можно только распорядившись чужой собственностью и использовав ее.
  
Любой способ брать и незаконно удерживать у себя то, что принадлежит другому, даже если он не является нарушением гражданского права, противоречит Седьмой Заповеди. К нарушениям такого рода относятся следующие действия: сознательно не отдавать одолженные или потерянные вещи; обманывать в торговле; платить слишком низкое жалование, повышать цены, спекулируя на неосведомленности или несчастьях других.
 
Нравственно незаконны также: спекуляция, которая основывается на искусственном повышении цены товаров с целью получить прибыль в ущерб другим; коррупция, которая изменяет действия тех, кто должен принимать решение согласно праву; присвоение и личное пользование социальной собственностью предприятия; плохо выполненная работа; налоговое мошенничество; подделка чеков и счетов; непомерные расходы; бесхозяйственность. Сознательное нанесение ущерба частной или общественной собственности противоречит нравственному закону и требует возмещения.

Обещания надо исполнять, контракты строго соблюдать в той мере, в какой принятые обязательства морально правильны. Значительная часть экономической и социальной жизни зависит от действительности контрактов между физическими и юридическими лицами. Таковы коммерческие контракты по купле и продаже, контракты по сдаче внаем или трудовые контракты. Любой договор должен быть согласован и выполнен в доброй воле.
 
Договоры подлежат коммутативному праву, которое регулирует обмен между людьми, исходя из соблюдения их прав. Коммутативное право налагает точные обязательства; оно требует защиты права на собственность, уплаты долгов и исполнения свободно принятых обязательств. Без коммутативного права никакая другая форма права невозможна. Коммутативное право нужно отличать от права юридического, касающегося разумных обязанностей гражданина перед обществом, и распределительного права, которое регулирует то, что общество должно гражданам, пропорционально их вкладу и потребностям.
 
В силу коммутативного права, компенсация за совершенную несправедливость требует возвращения хозяину того, что у него было отобрано. Иисус хвалит Закхея за его решение: "Если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк 19,8). Тот, кто прямо или косвенно присвоил себе чужое имущество, должен вернуть его либо его материальный или денежный эквивалент, если вещь исчезла, так же, как доход и пользу, которые законно получил бы его владелец. Все те, кто участвовал в краже каким бы то ни было образом или сознательно получил от нее выгоду (например, организуя кражу, помогая ее совершить или пряча украденное), должны возместить ущерб соразмерно своей ответственности и полученной выгоде.
 
Азартные игры (игра в карты и т.п.) и заключение пари сами по себе не противоречат справедливости. Они становятся морально неприемлемыми, когда они лишают человека того, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои и чужие потребности. Страсть к играм может стать серьезной формой порабощения. Нечестные пари или шулерство составляет серьезную материю, за исключением тех случаев, когда нанесенный ущерб настолько мал, что их жертва не может считать его крупным.
 
Седьмая Заповедь запрещает любые действия или предприятия, которые по каким бы то ни было причинам - эгоистическим или идеологическим, меркантильным или тоталитарным - ведут к порабощению людей, к унижению достоинства личности, к покупке, продаже или обмену людей на товары. Насильственное превращение человека в утилитарную ценность или в источник выгоды есть грех, оскорбляющий достоинство человека и нарушающий его основные права. Св. апостол Павел велит хозяину - христианину обращаться с рабом - христианином "не как с рабом, а как с братом возлюбленным в Господе" (Флм 16). 
 
Уважение к целостности творения

Седьмая Заповедь требует уважения к целостности творения. Животные, так же, как и растения и неодушевленные существа, естественным образом предназначены для блага человечества в прошлом, настоящем и будущем. Использование минеральных, растительных и животных ресурсов мира не может быть отделено от уважения к нравственным требованиям. Дарованное Творцом господство человека над живыми и неживыми творениями не абсолютно; оно измеряется заботой о качестве жизни ближнего, в том числе и будущих поколений, и требует религиозного уважения к целостности творения.
  
Животные - творения Бога. Он окружает их Своей промыслительной заботой. Самим фактом своего существования они Его благословляют и воздают Ему славу. Поэтому люди должны относиться к ним доброжелательно. 
Бог доверил животных управлению того, кого Он создал по Своему образу и подобию. Значит, использование животных для пищи и одежды законно. Их можно приручать, чтобы они помогали человеку в работе и на досуге. Медицинские и научные эксперименты на животных, практикующиеся в разумных пределах, нравственно приемлемы, потому что они служат для лечения или спасения человеческой жизни.
  
Подвергать животных ненужным страданиям и расточать их жизни несовместимо с человеческим достоинством. Недостойно также тратить на них средства, которые должны были бы прежде всего облегчать человеческие страдания. Можно любить животных; они не должны быть предметом чувств, предназначенных только для людей.
 
 Социальное учение Церкви 

"Христианское Откровение ведет к более глубокому пониманию законов социальной жизни". Церковь черпает из Евангелия полное откровение истины о человеке. Исполняя свою миссию провозглашения Евангелия, она во имя Христово свидетельствует человеку о его собственном достоинстве и его призвании к общению с людьми; она учит его требованиям справедливости и мира, в соответствии с мудростью Божией.
 
Церковь выносит моральное суждение в экономическом и социальном плане тогда, "когда того требуют фундаментальные права личности и спасение человеческих душ". В том, что касается нравственного аспекта, ее миссия отличается от миссии политических властей: Церковь заботится о временных сторонах общего блага в той мере, в какой они подчинены высшему Благу, нашей конечной цели. Она старается внушить правильное отношение к земным благам и к социально - экономическим связям.
 
Социальное учение Церкви развилось в XIX в., когда наступила конфронтация Евангелия с современным промышленным обществом, его новыми структурами для производства товаров потребления, его новой концепцией общества, государства и власти, его новыми формами труда и собственности. Развитие социального учения Церкви в экономических и общественных вопросах подтверждает постоянно актуальные ценности учения Церкви, а также истинный смысл ее Предания, всегда живого и действенного.
  
Социальное учение Церкви является сводом доктринальных принципов, развивающимся по мере того, как Церковь толкует события в ходе истории в свете совокупности учения, явленного через Христа Иисуса и с помощью Святого Духа. Это учение становится тем более приемлемым для людей доброй воли, чем более оно руководит поведением верующих.
  
Социальное учение Церкви предлагает принципы мышления; оно формулирует критерии суждений и предлагает направление действий:
Любая система, согласно которой социальные отношения якобы полностью предопределены экономическими факторами, противоречит природе человека и его действий.
  
Теория, делающая из выгоды исключительное правило и высшую цель экономической деятельности, морально неприемлема. Безудержная жажда денег неминуемо приводит к порочным результатам. Она - одна из причин множества конфликтов, нарушающих социальный порядок.

Система, которая "игнорирует фундаментальные права личности или групп людей, принося их в жертву коллективной организации производства", противоречит достоинству человека. Любая система, сводящая людей до уровня простых орудий для получения прибыли, порабощает человека, ведет к превращению денег в идола и способствует распространению атеизма. "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф 6,24; Лк 16,13).
 
Церковь отвергла атеистические и тоталитарные идеологии, в наше время ассоциирующиеся с "коммунизмом" или "социализмом". С другой стороны, она отвергла в практике "капитализма" индивидуализм и абсолютный примат законов рынка над человеческим трудом. Регулирование экономики одним только методом централизованного планирования искажает первичные социальные связи; ее регулирование одним только законом рынка не обеспечивает социальной справедливости, "ибо есть множество человеческих потребностей, которые не имеют доступа к рынку". Нужно содейстовать разумному регулированию рынка и экономических начинаний, согласно справедливой иерархии ценностей и ввиду общего блага.
 
 Экономическая деятельность и социальная справедливость 

Развитие экономической деятельности и расширение производства предназначены для удовлетворения человеческих потребностей. Экономическая жизнь имеет целью не просто увеличивать производство и повышать прибыль; она прежде всего предназначена быть на службе людей - человека во всей его цельности и всего человеческого сообщества. Ведомая присущими ей методами, экономическая деятельность должна быть поставлена в рамки морального порядка, с уважением к социальной справедливости, так, чтобы она соответствовала Божиему замыслу о человеке.
 
Человеческий труд представляет собой непосредственные действия людей, созданных по образу Божию и призванных продолжать - вместе с другими и для других - дело творения, владычествуя над землей. Это значит, что труд является обязанностью: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фее 3,10). Труд отдает честь дарам Творца и полученным талантам. Он может быть также искупительным. Перенося тяготы труда в единении с Иисусом, ремесленником из Назарета, распятым на Голгофе, человек некоторым образом сотрудничает с Сыном Божиим в Его искупительном деле. Он проявляет себя как ученик Христа, ежедневно неся Крест в том роде труда, к которому призван. Труд может быть средством освящения и оживления земной действительности в Духе Христа.
 
В труде человек использует и воплощает часть способностей, вписанных в его природу. Первостепенная ценность труда касается самого человека, его автора и адресата. Труд - для человека, а не человек для труда.

Каждый должен иметь возможность получить благодаря своему труду средства на жизнь для себя и своих близких и в то же время послужить человеческому сообществу.
 
Каждый имеет право на экономическую инициативу, каждый должен законно пользоваться своими талантами, чтобы способствовать изобилию, которым все смогут наслаждаться, и пожинать по справедливости плоды своих усилий. Он должен заботиться о том, чтобы действия его соответствовали правилам, установленным законной властью для общего блага.
 
Экономическая жизнь затрагивает разные интересы, часто - противоположно направленные. Этим объясняется возникновение конфликтов, которыми она характеризуется. Необходимо стараться уменьшить их с помощью переговоров, соблюдая при этом права и обязанности каждого из социальных партнеров: руководителей предприятий, представителей трудящихся - например, профсоюзных организаций и, возможно - гражданских властей.
 
Ответственность государства. "Экономическая деятельность, в частности рыночная экономика, не может протекать в институциональной, юридической и политической пустоте. Наоборот, она предполагает чувство безопасности в области гарантии индивидуальной свободы и собственности, а помимо этого денежную стабильность и существование действенных общественных служб. Основной долг государства состоит в обеспечении гарантии этой безопасности, чтобы человек, который работает и производит, мог пользоваться плодами своего труда и, стало быть, имел стимул исполнять его эффективно и честно.Очередная функция государства - следить за соблюдением прав человека в экономическом секторе и направлять их; здесь, однако, главная ответственность лежит не на государстве, а на отдельных людях и на различных группах и объединениях, из которых состоит общество". 
 
Руководители предприятий несут перед обществом экономическую и экологическую ответственность за свою деятельность. Они должны принимать во внимание благо людей, а не только увеличение прибыли. Прибыль, однако, нужна. Она позволяет делать инвестиции, обеспечивающие будущее предприятий, и гарантирует наличие рабочих мест.
  
Доступ к работе и профессии должен быть открыт всем без несправедливой дискриминации, мужчинам и женщинам, здоровым и инвалидам, уроженцам страны и иммигрантам. В зависимости от обстоятельств, общество должно, со своей стороны, помогать гражданам находить работу и занятость.
  
Справедливая заработная плата есть законный плод труда. Отказ в ней или ее удержание может быть серьезной несправедливостью. Чтобы справедливо установить оплату труда, нужно принять во внимание одновременно и нужды, и вклад каждого. "Труд должен вознаграждаться так, чтобы человеку была предоставлена возможность достойно развивать материальную, социальную, культурную и духовную жизнь, свою и своих ближних, соответственно служению и продуктивности каждого, а также по условиям данного предприятия и общего блага". Обоюдного согласия сторон недостаточно для того, чтобы морально оправдать размер заработной платы.
  
Забастовка нравственно законна, когда она представляется неизбежным или необходимым средством для достижения соответствующего положительного результата. Она становится морально неприемлемой, если она сопровождается актами насилия или если ее наделяют целью, не связанной напрямую с условиями труда или противоречащей общему благу.
 
Несправедливым делом является неуплата органом социального страхования установленных законной властью отчислений. Потеря рабочего места по причине безработицы для каждого пострадавшего от нее почти всегда является посягательством на человеческое достоинство и угрозой для жизненного равновесия. Помимо личного ущерба, из нее часто вытекают многочисленные опасности для его семейного очага.
 
 Справедливость и солидарность между народами 

В плане международном, неравенство ресурсов и экономических средств таково, что оно создает между нациями настоящую "пропасть". С одной стороны - те, кто обладает средствами для роста и развития и умножает их, с другой - те, кто накапливает долги.
 
Различные причины религиозного, политического, экономического и финансового характера придают в наши дни "социальной проблеме всемирное измерение". Необходима солидарность между нациями, чья политика уже взаимозависима. Она еще более необходима, когда речь идет о том, чтобы воспрепятствовать действию "извращенных механизмов", мешающих развитию слаборазвитых стран. Надо заменить финансовые системы, ведущие к злоупотреблениям и даже к ростовщичеству несправедливые коммерческие отношениям ежду нациями, гонку вооружений - общим усилием для того, чтобы мобилизовать все ресурсы в сторону нравственного, культурного и экономического развития "с пересмотром приоритетов и шкалы ценностей".
  
На богатых странах лежит серьезная моральная ответственность по отношению к тем странам, которые не в состоянии сами обеспечить возможности собственного развития, либо им в этом помешали трагические исторические события. Это долг любви и солидарности; это также долг справедливости, если благосостояние богатых наций зиждется на ресурсах, которые не было достойно оплачены.
  
Непосредственная помощь является надлежащим ответом на жгучие чрезвычайные нужды, вызванные, к примеру, природными катастрофами, эпидемиями и т.п. Но ее недостаточно для того, чтобы исправить тяжелые последствия долгосрочных лишений, а также для того, чтобы постоянно утолять потребности нуждающейся страны. Надо преобразовать международные экономические и финансовые учреждения так, чтобы они могли устанавливать более справедливые отношения с менее развитыми странами. Нужно поддерживать усилия бедных стран, направленных на развитие и освобождение. Этот принцип особым образом должен применяться в области сельского хозяйства. Крестьяне, в особенности в Третьем мире, составляют преобладающую массу неимущих.
 
Целостное развитие человеческого общества зиждется на возрастании чувства Бога и познания самого себя. Такое равитие умножает материальные блага и ставит их на службу человека и его свободы. Оно уменьшает бедность и экономическую эксплуатацию. Оно способствует росту уважения к культурной самобытности и открытости для трансцендентного.
  
Пастырям Церкви не надлежит прямо вмешиваться в политические дела и в организацию социальной жизни. Это дело верующих мирян, действующих по своей собственной инициативе вместе со своими согражданами. Социальная деятельность может следовать множеством конкретных путей. Она всегда будет иметь в виду общее благо и будет соответствовать Евангельской Вести и учению Церкви. Верующим мирянам надлежит "с христианской ревностью вдохнуть жизнь в земную реальность и вести себя в ней как миротворцам и защитникам справедливости".
  Любовь к бедным 

Бог благословляет тех, кто приходит на помощь бедным, и осуждает тех, кто отворачивается от них: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф 5,42). "Даром получили, даром давайте" (Мф 10,8). Иисус узнает избранников по тому, что они сделали для бедных. Когда "нищим благовествуется" (Мф 11,5), это знак присутствия Христа.
 
"Любовь Церкви к бедным (...) является частью ее постоянной традиции". Она вдохновляется Евангелием Заповедей Блаженства, нищетой Иисуса и Его вниманием к бедным. Любовь к бедным есть даже одна из причин, по которым мы должны трудиться, "делая доброе своими руками, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф 4,28). Она распространяется не только на бедность материальную, но также и на многочисленные виды бедности культурной и религиозной.
 
Любовь к бедным несовместима с безудержной жаждой богатства или с его эгоистическим использованием:
 
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас, и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника: Он не сопротивлялся вам (Иак 5,1-6).

Св. Иоанн Златоуст настойчиво напоминает: "Не позволять бедным иметь участие в своих собственных благах, значит обкрадывать их и лишать их жизни. Не свои у нас богатства, а их". "Прежде всего, нужно удовлетворить требованиям справедливости, чтобы не предлагать как дар любви то, что уже должно быть дано по справедливости":
  
Когда мы даем бедным вещи необходимые, мы вовсе не проявляем личное великодушие - мы возвращаем им то, что им принадлежит. Мы в гораздо большей степени совершаем акт справедливости, чем акт милосердия.

Дела милосердия - это движимые любовью действия, которыми мы приходим на помощь нашему ближнему в его телесных и духовных нуждах. Учить, советовать, утешать, поддерживать - значит совершать дела духовного милосердия, так же, как прощать и проявлять терпение. Дела телесного милосердия состоят, в частности, в том, чтобы накормить голодных, приютить бездомных, одеть оборванных, посетить больных и заключенных, похоронить мертвых. Среди этих дел милостыня, подаваемая бедным является одним из основных свидетельств братской любви: она также есть праведное, богоугодное дело.
  
У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк 3,11). Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто (Лк 11,41). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "Идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак 2,15-16).

"В многочисленных своих формах - материальное обнищание, несправедливые преследования, физические и психичекие болезни и, наконец, смерть - человеческие беды являются очевидным знаком врожденного состояния слабости, которая стала уделом человека после первого греха, а также его потребности в спасении. Поэтому эти беды вызвали сочувствие Христа Спасителя, пожелавшего взять их на Себя и отождесвить Себя с "самыми малыми из братьев Своих". Поэтому те, на кого беды обрушились с особой жестокостью, пользуются предпочтительной любовью Церкви, которая с самого начала, и несмотря на грехи многих своих членов, не переставала стараться облегчить их участь, защищать и освобождать их. Она делает это с помощью бесчисленных дел благотворительности, везде и всегда необходимых".
  
Уже в Ветхом Завете разного рода юридические предписания (год прощения долгов, запрещение одалживать под проценты и оставлять себе залог, обязательность десятины, ежедневная оплата поденного работника, право собирать на поле оставшиеся после жатвы колосья и на винограднике - несорванные гроздья) соответствуют поучению Второзакония: "Ибо нищие всегда будут на среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей" (Втор 15,11). Иисус делает эти слова Своими: "Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда" (Ин 12,8). Он не упраздняет таким образом категоричность древних пророчеств "покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви" (Ам 8,4.6), но призывает нас признать Его присутствие в бедных, которые - Его братья
Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 732 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 981

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0