Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Среда, 13.12.2017, 21:47 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Проповедь о вере.
20.04.2011, 14:56

Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого… (1 член Символа Веры) 

Мы часто говорим верую, многие люди уверяют в том, что они верят, но что же такое вера? Вы когда-нибудь задумывались над таким понятием как вера? В этой проповеди я хочу рассмотреть подробно понятие веры. 

ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В Ветхом Завете понятие веры неразрывно связано с заветом, заключеным между Богом и людьми. Вере, ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. Вера - это ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу, - нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1). И Аврам исполнил Его волю (ст. 4). Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков» (Быт 15:5). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (ст.6);
2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердительный ответ человека на Божий призыв - это лишь одна сторона веры. Вторая ее сторона - доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. -> Аминь) - "верить". Он означает также "являться сущностью", "представлять суть" или "быть незыблемым, истинным, надежным, верным". Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [евр. эмет, произв. от аман] (Пс 145:6), это следует понимать так: "Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен". Выражение "все заповеди его верны" (Пс 110:7) означает: они справедливы, надежны и неизменны. Вера - это состояние совершенного доверия. Слова "Аврам поверил Богу" означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить - значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке - именно в этом заключается вера, основа которой - упование на Слово Божие. Выражение "Аврам поверил Богу" означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;
3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО.
Верить в Бога - значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. Вера - это не простое признание существования некоей объективной реальности - наряду с познанием Бога вера предполагает и определеный образ жизни, который подразумевает повиновение Господу (Чис 32:12), преданность Ему "вполне" (3Цар 8:61), "всем сердцем, всей душой" (Втор 6:5). Вера - это отношение к Богу, определяющее все человеческие поступки и помыслы. Вера, игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить - это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа (Ос 1:2). Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне (Евр 3:16-19; 4:2). В этот грех израильский народ впадал неоднократно;
4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ. Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3; Мф 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор 11:18-21). Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс 55:5; 118:140,162 и др.);
5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Ветхозаветное понятие веры наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме (Ис 6:1 и след.), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель. "Повстречать Бога" - значит предстать перед судом, т.к. перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только В. может оправдать человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы - даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор: "Если вы не верите, то не устоите" (Ис 7:9 - в пер. М.Лютера);
6) ВЕРА И НАДЕЖДА.
Вера ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, "поверив" Господу, обетовавшему ему многочисленное потомство, проникся надеждой. Надежда - это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, которое Им обещано. Эта вера была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего? И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога. "Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него" (Ис 8:17). Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми верой словами: "А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис 40:31). Одновременно с этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, который будет славным. Тогда закончатся все страдания. "И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь" (Ис 12:1,2). Душа верующего уже "здесь и теперь" ликует в ожидании этого дня, на наступление которого она уповает (Ис 25:9; 26:8; Иер 29:10; 31:16,17; Мих 7:7). Эта надежда и есть вера, т.е. твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, - это радостная весть, основ. на верности Бога (Ис 40:27-31). 
ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) ВЕРА В СИНОПТИЧЕСКИХ ЕВАНГЕЛИЯХ (Мф, Мк, Лк): а)
понимание веры евангелистами-синоптиками аналогично ее пониманию в Ветхом Завете. Для них вера - это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк 9:24). Такая вера возносится к Богу через молитву (Лк 18:1 и след.), и возможности ее безграничны: "И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф 21:22; Мк 11:24). Через такую веру Бог почитается, и Он вознаграждает ее (Мф 8:10 и след.; 9:2,22; 15:28; Мк 2:5; 5:34; Лк 7:9 и след.). Такая вера способна двигать горами (Мф 17:20; 21:21; Мк 11:22 и след.; о вере и молитве), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (Лк 22:31,32). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье (Мф 8:26; 14:31; Мк 4:40; Лк 8:25), сомнение в Божьем всемогуществе (Мк 11:23), всепоглощающую заботу о собств. жизни, о достатке (Мф 6:30); б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют Ветхому Завету.
Чтобы вера не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк 1:45). Иисус безбоязненно обратился к "духовенству" Израиля с вопросом: "Почему же вы не поверили ему?" [Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди] (Мк 11:31). Он укоряет Своих учеников: "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!" (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк 8:11 и след.) или к сомнению (Лк 1:20; 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв: "Покайтесь и веруйте в Евангелие!" (Мк 1:15); 2)
ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА:
а) в Ев. от Иоанна с наибольшей силой отражено новое, новозаветное, понимание веры. Основным объектом веры здесь уже назван Иисус Христос. Главное, что требуется от человека, - это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин 2:11,23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин 4:42; 6:69), поверить Его слову и Писанию (Ин 2:22; 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в Ветхом Завете, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк 24:26,27). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив Ветхий Завет и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (Ин 5:46,47). Вера, в принципе, направлена на совершенно определенную личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса - на Бога Отца. "Верить Писанию" (Ин 2:22; 5:47) или "верить Его слову" значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует (Ин 5:24,39; 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие (Ин 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства, Иисус говорит: "И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете..." (Ин 5:38,39). Таким образом, выражение "верить Писанию" следует понимать как "верить возглашаемому слову", как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по Иоанну, - это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (Ин 1:1 и след.). Тем самым, вера в Слово равнозначна вере в Иисуса. Вера в Иисуса означает веру в Бога (Ин 14:11) и признание Его спасающего промысла; б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот "не судится" (Ин 3:18), тот "перешел от смерти в жизнь" (Ин 5:24), тот уже сейчас обрел жизнь вечную (Ин 3:36; 5:24,25; 6:47; 20:31). Для Иоанна, в отличие от Исаии, вера - это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согласно Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин 1:12). Верующий может сказать: "Он воскресит меня в последний день" (Ин 6:40). "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме", - говорит Иисус (Ин 12:46). "Неверующий уже осужден" (Ин 3:18), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин 8:24); в) Вера как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин 8:31). "Пребудете в слове Моем" и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (Ин 6:36; 15:4-7). Кроме того, послушание в вере означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин 5:44). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса - "истинной виноградной лозы", и живет, насыщаясь из другого источника (Ин 15:1 и след.). Верующему человеку заповедано служение (Ин 13:1 и след.), движущая сила этого служения - любовь (ст. 35; ср. 1Ин); г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи - согласно Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (Ин 5:19,20,30; 6:38; 8:26,38,40). Иисус говорит, что вера даруется человеку по Божьей воле (Ин 6:37,44, 65); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между верой и неверием - лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что вера - это не плод самостоятельного решения, принимаемого человеком по собственной инициативе, а всегда - ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная вера в Бога. В этом отношении вера не что иное, как Божье творение;
3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ.
Если Иисус называл Себя преимущественно "Сыном Человеческим" и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его - главным образомпод влиянием христиан, обращенных из язычников, - "Господом", подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согласно книге Деяний св. апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог "возвысил Его в Начальника и Спасителя" (Деян 5:31), "соделал Его Господом и Христом" (Деян 2:36). В отношении Иисуса человек может занимать единств. правильную позицию: полностью довериться Ему. Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления "ради нас". Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею - значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деян 5:14; 8:37; 11:17; 13:38 и след.; 16:31). Верить в Него - значит получить прощение грехов (Деян 10:43), обрести спасение (Деян 15:11; 16:31), очистить сердце (Деян 15:9). Пребывать в В. (Деян 14:22), утверждаться в ней (Деян 16:5 - см. пер. Нового Завета под ред. еп. Кассиана) или исполняться ею (Деян 6:5; 11:24) - такова цель каждого христианина;
4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:
а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы веры. Вера для Павла - это вера в Бога (Рим 4:24), в Евангелие (Рим 10:16 - см. пер. Новы Завет под ред. еп. Кассиана), в Иисуса Христа (Гал 2:16). Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о вере, не называя ее предмета: Евангелие есть "сила Божия к спасению всякому верующему" (Рим 1:16). Но он всегда подразумевает веру в том деянии, которое Бог совершил во Христе;
б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. Вера не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения - она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В вере человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был "мертвым по преступлениям и грехам своим" (Еф 2:1). Его "члены" становятся "орудиями праведности", тогда как раньше они были "орудиями неправды" (Рим 6:13). Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: "Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (Кол 3:17); если раньше он жил для себя, то теперь - для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1Кор 10:12). "Иметь веру" (Рим 14:22; Флм 5), "стоять в вере" (1Кор 16:13; 2Кор 1:24 - см. пер. Новый Завет под ред. еп. Кассиана), "стоять в Господе" (1Фес 3:8), "стоять в благодати" (Рим 5:2), "утвердиться в Евангелии" (1Кор 15:1) - все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через веру жизненную опору (Рим 11:20), человек может сохранить ее только в вере. Уверовать и быть верующим - значит жить, сознательно "покоряясь вере" (Рим 1:5; 14:25). Поэтому Павел говорит о "возрастании" В. (2Кор 10:15; 2Фес 1:3), о немощной В. (Рим 4:19; 14:1) и о твердой В. (Кол 1:23; 2:5,7). Целью же увещевания каждого верующего является "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры" (1Тим 1:5);
в) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидетельством того, что Он - Сын Божий (Рим 1:4), победивший смерть (1Кор 15:55), что Он - Господь над всеми силами "небесными, земными и преисподними" (Флп 2:10 и след.). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1Фес 4:14). Соединенные со Христом "подобием смерти Его", будут соединены с Ним и "подобием воскресения" (Рим 6:5,8; 1Кор 15:12 и след.; 2Кор 4:14). "И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор 15:19). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. Вера в воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Кол 1:27). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок - в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Еф 1:18-23). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению;
г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ. В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо веры, действующей любовью (Гал 5:6) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим 1:5; 15:18), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой точки зрения, одновременно излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Рим 3:9 и след.,20; 4:15; Гал 2:21; 3:2,10,19,24), а единственно через веру. (Рим 3:22,28), рождающуюся "от слышания слова Божиего" (Рим 10:17). Нас спасает вера в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий "предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим 4:25) и что "мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 5:1). Рассматривая веру как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредственно с Божьим судом. Это не только вера в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иудейской теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согласно которому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос (Рим 8:34). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2Тим 4:7 и след.). Значение такой веры подчеркивал и Иоанн (см. выше, II,2,б);
5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ.
Все, ранее сказанное о вере, обретает особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания:
а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евр 4:1 и след.). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель;
б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий (Евр 4:3). Нам следует утвердиться в вере. (Евр 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души" (ст. 39). Мы должны "подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования" (Евр 6:12); в) пример ветхозаветных мучеников за веру убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в вере всегда побеждает (Евр 11);
г) ИИСУС как "начальник и совершитель веры" (Евр 12:2). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается верой. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же" (Евр 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней веры.;
6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА.
Высказывания Иакова о вере. неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в вере была непременным условием человеческого существования (Деян 15; 21:18 и след.; Гал 1:19; 2:9). Нам, созданным "во Христе Иисусе", предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым вера достигнет совершенства и без которых она останется мертва (Иак 2:22,26; Еф 2:10). Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак 2:15, 16), по мнению Павла, отрекся от веры. (1Тим 5:8). Во Христе истинна только вера, действующая любовью (Гал 5:6; ср. Иак 2:13), но эта вера несовместима с лицеприятием (ст. 1-4; ср. Рим 2:11; Гал 3:28). Иаков опровергает мнение о том, что вера способна заменить послушание (Иак 2:14-26). Возможно (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим 4); На самом же деле апостол Павел солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Рим 6:1 и след.). 
Смысловое значение слова "вера"
Итак, теперь мы рассмотрим смысловое значение слова "вера". Каждый язык, будучи уникальным по своей природе, не может быть правилом или законом для другого языка. Однако, здесь, то есть в этой книге, мы обсуждаем слово "вера" в том его смысле, в каком оно употребляется в оригинальном, то есть в древнееврейском и греческом текстах Библии. Таким образом, мы должны увидеть то, какое смысловое значение это слово имеет в древнееврейском и греческом языках, а не то общепринятое значение, которое оно имеет в нашем родном языке, так как принятое нами значение слова "вера" подготавливает почву для неверного истолкования Писания относительно действительного его смысла.
Иудеи использовали в библейских текстах, написанных на иврите, слово "chemin" ("хемин"). Этому слову присуще (общепринятое лингвистами) значение - "вести себя". В нашем языке это слово в некоторых случаях переводят словом "верить", как, например, в следующем тексте Писания: "...верующий в Него не постыдится" (Ис. 28:16). Кроме того, в нашем родном языке акт уверования обычно предполагает наличие обещания или утверждения, сделанного одним лицом по отношению к другому.
Однако, это не всегда является правилом относительно вышеупомянутого древнееврейского слова, которое означает "верить" даже в том случае, когда в контексте нет никакого ни заявления, ни обещания. Это имеет место в следующем тексте Библии: "Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч" (Иов. 15:22). [В английском переводе этот стих звучит так: "Он не верит, что спасется от тьмы..." (прим.ред.)] То же самое можно сказать и относительно следующих двух мест Писания: Иов. 19:25 и Плач.Иер. 4:12.
Иногда то же самое слово "хемин" переводится словом "доверять", хотя в самом тексте, где это слово употреблено, также отсутствует какое-либо заявление Бога или же Его обетование. Вот примеры таких текстов: "Пусть не доверяет суете заблудший" (Иов. 15:31); "Вот, Он и слугам своим не доверяет" (Иов. 4:18). Это также справедливо и относительно текста Иов. 15:15.
Еврейское слово "emouna" ("емоуна") произошло также от этого же самого слова и на наш язык переводится словом "вера" (ср. Ос. 2:19; Авв. 2:4). Оно также употребляется в значении слов "верность" (Не. 32:4), "истина" (Ис. 25:1: Пс. 88:2), "верный" (Прит. 28:20), "справедливость" (Пс. 118:75). Таким образом, эти различные обороты речи нашего языка на иврите выражены одним и тем же словом.
Греческие слова("пистис") и ("пистеуо") в некоторых случаях - в тех библейских текстах, где речь идет от обетованнях -переводятся словами "вера" или "верить". Апостол Павел пишет. "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Римл. 10:17). Иногда они переводятся словом "вверять", и это имеет место даже тогда, когда в тексте нет ссылки ни на Слово Божие, ни на какое-либо обетование. Вот несколько примеров таких текстов:
"Но Сам Иисус не вверял себя им, потому что знал всех" (Иоан. 2:24);
"...им вверено слово Божие" (Римл. 3:2);
"... исполняю только вверенное мне служение" (1 Кор. 9:17);
"Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?" (Лук. 16:11).
Поэтому, не взирая на всякие возможные возражения, мы должны определить сущность и природу слова "верить" таким образом, чтобы это определение соответствовало значению данного слова на древнееврейском и греческом языках, а не на нашем собственном языке. Следовательно, глагол "верить" в оригинальном тексте не всегда имеет отношение к обетованиям и не всегда относится к действиям человека, который соглашается принять Божье Слово или же Божьи обетования; в то же время это слово также означает "довериться", "вверить себя" и "положиться".
Так как слово "верить" на нашем языке не совсем точно отражает значение этого слова на оригинальных языках Библии, то мы лучше хотели бы использовать французское слово "credite" или же исходное латинское слово "crediteur" (которые на этих языках означают "верить"), так как эти слова не подразумевают прямо того, что чьи-либо слова нужно считать истиной, но они выражают проявление доверия, когда человеку что-либо вверяется на его попечение.
Изложенное выше ясно подтверждает то, что можно сделать серьезную ошибку, если понимать слово "верить" так, как мы привыкли его понимать на нашем языке, и если при описании спасающей веры основываться именно на таком понимании. Это объясняет причину того, почему мы так часто сталкиваемся с невежеством в понимании природы веры у тех людей, которые ограничиваются знанием этого слова только на своем языке и не обращают внимания на значение этого слова на языке первоисточника. Следовательно, слово "верить" означает "доверяться" (или "вверять"). 
(Я считаю что если понимать под верой то, что просто Бог существует – это не есть истинная вера. Это не есть вера спасающая, такая вера нас не спасает, ибо сказано в писании «и бесы веруют и трепещут». Нас спасает вера только та, которая включает в себя все эти понятия, о которых сказано выше. Вот именно такая вера – широкая, обширная, всеобъемлющая и спасает нас. И разумеется милостью Господа нашего Иисуса Христа, его крестным подвигом, его любовью). 
Второе, что мы должны отметить, рассматривая слово "вера", это то, что это слово употребляется во многих случаях, которые по своему характеру совершенно отличаются друг от друга.
1) Иногда это слово подразумевает верность человека в исполнении его обещаний: "...неверность их уничтожит ли верность Божию?" (Римл. 3:3).
2) Иногда слово "вера" относится к доктрине веры: "Имея веру и добрую совесть..." (1 Тим. 1:19).
3) В некоторых случаях это слово также относится к исповеданию истин, которым мы верим: "... вера ваша возвещается во всем мире" (Римл. 1:8).
4) Временами слово "вера" подразумевает подлинные проявления человеческой души, когда она верит тем или другим истинам Священного Писания. Касаясь такой веры, Писание говорит о ее четырех видах, а именно, об исторической вере, чудодейственной или сверхъестественной вере, временной вере и спасающей вере. Все эти виды веры отличаются друг от друга своей сущностью, хотя и называются одним и тем же словом "вера". 
1. Историческая вера получила свое название потому, что она имеет прямое отношение к знанию человеком истории Слова Божьего (то есть, знанию событий, содержащихся в ней); она признает и принимает эти исторические события, как истину. Однако, люди, имеющие такую веру, лично сами не переживали этих событий, поэтому они оказывают на таковых людей не больше влияния, чем события обычной мирской истории. Они не волнуют их сердце и в некоторых случаях даже не побуждают их исповедовать истину. О такой вере говорят следующие тексты Священного Писания:
"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2:19);
"Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь" (Деян. 26:27).
2. Временная вера - это знание человеком евангельской истины и согласие его с ней, как с истиной подлинной. Такое знание производит внутри человека некоторые естественные побуждения, влияющие на влечения его души, на исповедание им этих истин вместе с церковью, на его внешнее поведение, которое согласуется с теми истинами, которые он исповедует. Все это имеет место, однако у этого человека отсутствует подлинное единение со Христом, которое приводит к оправданию, освящению и спасению. Нижеприведенные отрывки Священного Писания говорят именно о такой вере:
"А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется" (Матф. 13:20-21);
"Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого" (2 Петр. 2:20).
Немного позже мы более обстоятельно коснемся различия между временной и спасающей верой.
3. Чудодейственная или сверхъестественная вера - это искреннее убеждение человека, произведенное в нем непосредственным воздействием на него Самого Бога, когда Бог либо дает ему сверхъестественным образом какое-то Свое повеление, либо же Он Сам производит в человеке то или иное расположение сердца. В то же время, власть совершать чудеса не присуща природе самого человека, но сам Бог совершает их Своей всемогущей властью в ответ на чудодейственную веру человека. Это мы можем увидеть, рассматривая следующие отрывки Священного Писания:
"...если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Матф. 17:20);
"...и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять... " (1 Кор. 13:2);
"Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить" (Деян. 14:9-10).
Такая сверхъестественная вера была особенно широко распространенной во дни Христа и апостолов для того, чтобы подтвердить доктрину Евангелия.
Эти перечисленные нами три типа веры, однако, мы не будем более обстоятельно обсуждать в настоящей главе.
4. Еще есть спасающая вера, которую также называют оправдывающей верой. Оба эти
определения имеют отношение к цели, достигаемой подобной верой, которая в своей сущности отличается от трех других упомянутых нами видов веры. Этот вид веры мы и будем обсуждать далее.
Таким образом, мы исключили всякую неопределенность относительно слова "вера". 
Сейчас мы рассмотрим временную и спасающую веру, как наиболее распространенные виды веры в среде христиан. Рассмотрим схожесть и различия, существующие между спасающей и временной верой.
Существует некоторая схожесть между исторической и временной верой. Предметом веры в обоих случаях является Слово Божье. Знание Божественных истин является необходимым для обеих и согласие с достоверностью Слова Божия составляет их сущность.
Тем не менее, существует огромное различие между спасающей и временной верой, которые обе включают в себя историческую веру.
Во-первых, это то различие, которое касается просвещения ума человека. Временная вера рассматривает и знает истины только с формальной стороны, то есть с точки зрения буквы, и видит их как бы в ложном свете. Однако она не воспринимает истину в ее сущности. Истинные верующие, наоборот, имеют просвещенные глаза познания (см. Еф. 1:18); в них пребывает ум Христов (см. 1 Кор. 2:16); они учатся у Него, так как истина - в Иисусе Христе.
Во-вторых, временные верующие не имеют доброго сердца, - оно так и остается у них каменным, не пригодным для того, чтобы приносить плоды (см. Лук. 8:13). Такое сердце противопоставляется искреннему и доброму сердцу (см. Лук. 8:15). По своей природе всякий человек имеет сердце каменное. При возрождении такое сердце устраняется и Бог дает человеку вместо каменного сердце плотяное (см. Иез. 36:26).
У временных верующих каменное сердце остается прежним и не меняется. Кем бы ни были такие верующие и что бы они не делали, но так как они не обратились искренне к Богу, все дела их исходят от их природного естества, а их сердца не очищены послушанием истине. В то же время истинные верующие имеют новое сердце, сердце плотяное, которое очищено верою (см. Деян. 15:9). Таким образом, сердце временного верующего является мертвым но своей сущности, а сердце истинного верующего является действительно живым.
В третьих, временные верующие не имеют никакого понятия о союзе со Христом по вере. Они фактически не верят во Христа, они не обратились своим сердцем к Нему, они не вверили Ему свои души для того, чтобы быть оправданными и освященными. Они не знают никаких переживаний, связанных с актом посвящения себя Христу, они не желают этого союза с Ним и не стремятся к нему. Они придерживаются общепринятого среди временных верующих мнения, согласно которому они обязательно будут спасены и для обретения спасения им нет необходимости испытывать духовную борьбу, исследовать свое сердце, иметь любовь и стремление к тем вещам, которые составляют сущность спасения, - и такое мнение вполне их устраивает. Они бесконечно убеждают себя в том, что на самом деле попадут на небеса.
Таким образом, временные верующие похожи на неразумных дев, у которых не было масла в их светильниках, но которые желали войти на брачный пир, однако пришли слишком поздно (см. Матф. 25). Когда они обнаруживают, что были обмануты своими иллюзиями, то убеждают самих себя, что все-таки их должны впустить на пир и поэтому они и говорят. "Мы ели и пили пред Тобою" (Лук. 13:26). Другие также скажут в тот день: "Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?" (Матф. 7:22).
В то же время истинные верующие, созерцая привилегии завета со Христом, которые они видят благодаря изливаемому на них сверхъестественному свету, принимают свидетельство истинного Бога, как безошибочную истину, будучи охвачены великим желанием быть причастниками этих привилегий и зная, что ни один человек не может стать таким причастником иначе, кроме как через Иисуса Христа.
Истинные верующие уверены в том, что именно с этой целью Христос предлагает Себя людям, обращаясь к ним через Свое Слово и приглашая их прийти к Нему. Таким образом, именно с этой целью они и принимают Христа (см. Иоан. 1:12), отдают себя Ему (см. 2 Кор. 8:5), уповают на Него (см. Пс. 2:12), полагаются на Него, утверждаются на Нем и вверяют себя Ему (см. Пс. 9:11; Пс. 70:6; Иер. 17:7).
В-четвертых, радость временных верующих не имеет корня. Христос говорит о таковых людях: "...когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня" (Лук. 8:13). Так же как физический глаз наслаждается природным светом, так и интеллект человека наслаждается, приобретая знание. Чем более сокрыт и восхитителен предмет, тем больше наслаждения получает от его познания наш интеллект.
Таким образом, когда временные верующие слышат и понимают тайны Евангелия, когда они видят, как эти обетования прекрасны, то у них появляется желание применить их к себе. Иметь прощение грехов, дружбу и благоволение Бога, иметь Христа Спасителем, быть в церкви среди благочестивых людей, а впоследствии - взойти на небеса - для них это самые превосходные вещи. Понимать Слово Божье, уметь говорить о нем и благодаря этому приобрести уважение и быть любимыми благочестивыми людьми - все это является в наивысшей степени желанным для них, и в этом они находят свое сладостное наслаждение. И так как они представляют себя причастниками всего этого, то поэтому и радуются.
Однако, временные верующие не имеют корня, так как у них природное, каменное сердце. Поэтому Слово Божье не может глубоко проникнуть в это сердце и пустить там корень, и вся активность таковых христиан имеет всего лишь поверхностную природу.
В то же время у истинных верующих почва сердца является глубокой. Такое сердце в результате многих пережитых этими верующими беспокойств, огорчений и упорной духовной борьбы вспахано Словом Божьим; и поэтому это Слово падает в их плотяное, мягкое и податливое сердце. В результате этого такой христианин глубоко укореняется в Иисусе Христе (см. Кол. 2:7), благодаря чему он может возрастать в Нем. Это возрастание, в свою очередь, производит в таком сердце радость, хотя эта радость в неодинаковой мере проявляется у разных христиан. Таким образом, истинные верующие имеют радость в Господе и наслаждение в Нем, что, в свою очередь, рождает в их мягком сердце склонность к послушанию.
В-пятых, временные и истинные верующие отличаются друг от друга свойствами плодов, которые они приносят. Христос говорит: "Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать" (Матф. 13:23). Так как временные верующие не имеют корня и представляют собой высохшую почву, то они не приносят плода, а все видимые у них плоды являются, в сущности, ничем иным, как худыми плодами, порожденными худым деревом (см. Матф. 7:17-18). 
Помните друзья что ВЕРА - одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр 11:1, 6). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе - вера без дел мертва (Иак. 2:20). Необходимость веры св. Кирилл изъясняет так: "не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастите плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря" 
Такова есть вера.
Таково различие между верой временной и верой спасительной.
Спроси себя друг, имеешь ли ты веру?
А если имеешь, то какую веру? Спасительную или нет?
Спроси, и моли Христа дать тебе веру истинную, чистую, спасительную. Воскликни в сердце своем со слезами: «…верую, Господи! помоги моему неверию». (Мар.9:24)
И тогда Господь дарует нам веру истинную, как и сказано в писании: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»(Рим.8:32)
а при конце жизни скажет: «..иди, вера твоя спасла тебя…»(Мар.10:52) 
Богу нашему слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 4503 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 987

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0