Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Четверг, 25.04.2024, 01:34 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

ПРОГУЛКА ПРОТЕСТАНТА ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ХРАМУ ч 2
08.02.2011, 05:23
Мы вошли под тихие своды храма. Прямо напротив входа он обратил внимание на канунный столик с горящими на нем свечами.

-Что это за странное сооружение и для чего на нем столько свечей? - Спросил сектант.

-Это стол для поминовения умерших. - Отвечал я. – Свечи – это символ нашей молитвы за них. Перед этим столом Церковь воскуряет фимиам и возносит молитву за наших умерших братьев. Рядом люди складывают те пожертвования, которые они приносят в память об своих близких. Все это является проявлением нашей любви, которая "никогда не перестает"(1 Кор.13,8). Ведь "живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем, и потому живем ли или умираем - всегда Господни."(Рим.14,8), и поэтому наши молитвы, как верит наша Церковь имеют великую силу для умерших, которые сами уже не могут сделать для себя ничего.

-Но как вы можете молиться за покойников, когда их судьба уже решена? Ведь сказал же Авраам богачу: "И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят".(Лк.16,26)

-Конечно САМИ умершие не могут изменить своего положения, но это может сделать всемогущая сила Того, Кто "имеет ключи ада и смерти".(Апок.1,18) А Он сказал православным христианам: "И все, чего не попросите в молитве с верою, получите".(Мф.20,22) По этому мы и молим Его об наших братьях, тем более помня, что до самого Страшного Суда судьба каждого человека еще окончательно не определена, иначе сам Суд не имел бы смысла, а наш Искупитель, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может ВСЕГДА спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи И ВСЕГДА ЖИВ, ЧТОБЫ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЗА НИХ.(Евр.7,4,25) Мы верим, что для Его мощи нет преград, кроме свободного неприятия Его человеком, поэтому Церковь и поминает всех Своих чад, кроме тех, кто явно враждовал против Бога и тем совершил грех хулы на Духа Святого, не прощаемый ни в этом веке, ни в будущем (Мф.12,31-32). Из этих слов Христа кстати следует, что прощение грехов возможно и после смерти. Но вас я должен предупредить, что если вы останетесь в секте, то вам никто помочь уже не сможет, ибо вы сейчас хулите Духа, вечно пребывающего в Православной Церкви (Ин.14,16).

Лицо его изобразило недовольную гримасу и он поспешил опять уйти от щекотливой темы. - Ну понятно, почему вы молитесь за умерших, зачем же вы подаете за них милостыню.

-Всем христианам дана заповедь "будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд"(Лк.6,36), поэтому конечно милостыня очень споспешествует нашим молитвам. Ведь еще в Ветхом Завете сын Сирахов писал: "Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости".(Сир.7,36) Но если у вас пока нет других вопросов, давайте пройдем дальше в храм.

-А зачем вы явно нарушаете Божию заповедь, - спросил меня сектант, указывая на святые иконы. - Ведь сказано: "Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им"(Исх.20,5). А вы наполнили весь ваш храм изображениями людей и ангелов. Тут ведь налицо явное идолопоклонство!

-А вам не кажется, - отвечал я, - что со времени дарования этой заповеди в отношениях между Богом и людьми произошли некоторые изменения? Давайте вспомним, что Моисей сам объяснил причину того, почему в Ветхом Завете нельзя было изображать Бога. Он говорит: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира"(Втор.4,15-16). Но с тех пор произошли величайшие события. Сам Невидимый стал видимым и делом исповедуя эту истину мы изображаем воплотившегося Бога. "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил"(Ин.1,18). И мы являем эту удивительную весть не только словом, но и делом. Вы же не можете ничем доказать своей веры во Христа во плоти пришедшего, раз вы принципиально отказываетесь изображать Его. Посему вы полностью подпадаете под определение обольстителя и антихриста, данное апостолом Иоанном (2 Ин.7)! Отвергая иконопочитание вы также лишаетесь возможности исполнить заповедь Апостола Павла: "С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, ВЗИРАЯ на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (при этих словах я показал на Распятие), и воссел одесную престола Божия (и я показал икону Христа во славе)"(Евр.12,1-2). Насколько мне известно, взирают люди обычно глазами, а это предполагает существование в Церкви икон.

-Здесь идет речь о взирании не глазами, а мыслию, воспоминанием. - Отвечал сектант.

-Нет. Вы неправы. - Отвечал я. - О мысленном взирании говорит следующий стих, а здесь у нас нет необходимости отступать от буквального смысла библейского текста.

-Ну ладно, положим и можно изображать Христа, но зачем делать иконы святых? Ведь они вовсе не боги, так о чем же эти иконы свидетельствуют?

-Святые, конечно, не боги по природе, а по благодати сыны Божии (Ин.1,12-13). Их иконы являются блестящим доказательством того, что подвиг Христов не остался бесплодным. Они приняли ту славу, которую Отец дал Сыну, а Он передал святым (Ин.17,22). Вглядитесь, например, в эту икону мученицы Параскевы. Видите вокруг ее главы сияние света? - Это и есть символ божественной славы, ибо "Бог есть свет"(1 Ин.1,5). А путь, которым святая достигла Бога, указывается крестом в е руках. Ведь сказано: "кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее"(Мф.10,38-39). Так и святая Параскева взяла свой крест, потеряла свою жизнь за Христа и нашла вечную радость. И мы "взирая на кончину жизни ее, подражаем вере ее"(Евр.13,7), как увещает нас Апостол. Уже из этого ясно, что - Писание учит нас почитать иконы святых и чрез них просить их о молитвенной помощи, ибо "много может усиленная молитва праведного"(Иак.5,16).Однако в Библии есть и прямое повеление Божие делать иконы, данное еще в Ветхом Завете. Мы уже с вами говорили, что в храме Соломоновом были иконы Херувимов, но сделал он их не самовольно, а лишь выполняя заповедь данную Моисею. "И сказал Господь Моисею, говоря:.. сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (ковчега)... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения."(Исх.25;1,18,22) Из этих слов ясно, что Бог Сам повелел устроят священные изображения. Они угодны Ему настолько, что через них Он открывал Свою волю и творил чудеса, как творит Он их чрез иконы и до сих пор. Если вспомнить начало нашего разговора о том, что мы должны подражать небесному богослужению, то важно заметить, что несмотря на то, что на Небесах живут сами первообразы икон, тем не менее иконы есть и там. Ведь апостол Иоанн видел в храме ковчег завета, который покрыт иконами (Апок.11,19). В Ветхом Завете нельзя было изображать людей, ибо они еще не были искуплены и не соединились с Богом, а сейчас, когда праведники становятся равными ангелам по богопричастности (Лк.20,36) и даже лицо их становится как лицо ангела (Деян.6,15), мы конечно и можем, и должны (вспомним заповедь апостола Евр.13,7) изображать святых.

-Ладно. Вы доказали, что иконы не противоречат Библии, но зачем кланятся им, когда сказано "Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"(Мф.4,10)?

-Вы заметели, что не сказано, что поклонятся должно лишь одному Богу. Есть разные виды поклонений. Авраам поклонился сынам Хетовым (Быт.23,12), Иаков поклонился на верх жезла своего (Евр.11,21). - Все это называется почитательным поклонением, которым мы поклоняемся пред святынями, в частности пред иконами. Образец такого поклонения нам дан в Библии. - Иисус Навин пал лицом пред ковчегом, который был иконой невидимого Бога и был покрыт иконами ангелов (Ис Нав.7,6). Давид кланялся храму (Пс.5,8) и говорил, что пробудившись, будет "насыщаться образом Божиим"(Пс.16,15). Да и само устройство скинии предполагало почитательное поклонение, возжжение лампад и каждение перед завесой, покрытой иконами херувимов (Исх.26;31,35.30,6-7). Так что Православная Церковь во всем верна Откровению Божию! Но есть и другой вид поклонения, именуемый боголепным или служением, его мы воздаем только Богу и так мы кланяемся только пред Святым Причастием, ибо в нем нам предстоит Своими Телом и Кровью Сам Бог Слово!

-А где в Писании вы нашли заповедь ставить такое количество свечей, лампад, вешать такие светильники? Я знаю, вы сейчас скажете про семисвечник, но ведь он был один на всю скинию, а у вас вон сколько!

-Да. В скинии был только один семисвечник. Конечно можно еще вспомнить о непрестанно горевшем огне на жертвеннике, по образцу которого в храмах непрестанно горят свечи, но и кроме этого в Библии есть указания на многие светильники освещающие храм, как символ Божественного сияния озаряющего храм небесный. Соломон "сделал десять золотых светильников, как им надлежало, и поставил в храме, пять по правую сторону и пять по левую"(2 Пар.4,7). А апостол Павел совершал Литургию в горнице, "где было довольно светильников"(Деян.20,8). Так что и здесь Церковь осталась неизменной с апостольских времен. Но давайте, пока не началась служба, подойдем и рассмотрим само святилище храма.

Мы подошли к иконостасу и юноша спросил меня:

-Неужели и все это сложное убранство имеет библейские корни?

-Как вы уже многократно убеждались, имеет. Мы с вами уже говорили о завесе, покрытой иконами, отделявшей святое от святого святых. Сама стена соединившая эти две части храма возникла уже в храме Соломоновом. "И устроил в задней стене храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святого Святых.. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов.. Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками (Обратите внимание на форму царских врат. Она полностью совпадает с описанием.). На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и обложил золотом."(3 Цар.6;16,29,31-32) И если вы присмотритесь, то рядом с изображениями четырех евангелистов вы увидите и иконы херувимов. Но апостолы здесь появились не случайно. Ведь именно благодаря их евангелиям мы можем достигать вечной Жизни, Которая есть Бог Сын почивающий в наших алтарях Своим Телом и Кровью. А спасение это стало возможным лишь благодаря воплощению, совершившемуся в момент Благовещения, которое также изображено на вратах. А как свидетельства подлинности вочеловечения, по бокам мы видим иконы Христа и Его Матери. Надо заметить, что первообраз царских врат есть и на небе. Апостол Иоанн видел "вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда."(Апок.4,1) И давайте и мы последуем вслед за голосом в земной образ небесного святилища.

Мы подошли к северным вратам, и затем я предупредил моего собеседника:

-Вы не имеете права и возможности войти в алтарь, ибо пребываете в смертном грехе ереси и поэтому сила Божия может покарать вас, если вы не присоединившись к Христовой Церкви войдете в святилище. Не хотелось бы, чтобы с вами произошло то же, что случилось с Надавом и Авиудом, принесшим чуждый огонь Господу и погибшим от Его пламени (Лев.10,1-7). Чтобы этого не было, я покажу вам алтарь из дверей.

После того, как я убедился в том, что мой собеседник не оскорбился таким к нему отношением, мы открыли врата и я сказал:

-Сейчас можно почти без комментариев зачитывать слова книги Откровения и показывать образы небес на нашей скорбной земле. "И вот, престол стоя стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду".(Апок.4,2-3) - Посмотрите на горнее место, и вы увидите образы всего этого. Вот горний престол, на котором во время богослужения садится носитель апостольской благодати епископ, служащий образом Божиим, как имеющий помазание Святого Духа. А над престолом мы видим и икону Самого Сидящего Иисуса Христа, окруженного смарагдовой радугой. "И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы".(Апок.4,4) - Рядом с главным престолом вы видите еще и малые сопрестолья на которых на Литургии восседают пресвитеры - старцы (в переводе с греческого). Над их головами иконы небесных пресвитеров -святых Отцов составивших нам запись апостольских Литургий.

-Видите, - перебил меня сектант - вы ввели нечто новое, кроме того, что вам дали Апостолы, а значит ваша Церковь не апостольская!

-Из того факта,что мы действительно ввели нечто, чего нет в Библейских текстах еще не следует будто этим мы как-то исказили Откровение. Наша Церковь живая. Она - растущий организм, и мы не можем поэтому заковать Ее в рамки одной Библии. Мы не служители убивающей буквы, но Духа животворящего (2 Кор.3,6), о Котором Господь засвидетельствовал: "Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам".(Ин.14,26) Поэтому руководимые Духом святые и добавляют в сокровищницу Церкви с каждым веком все большие богатства, раскрывающие в Ней все то, что изначально, во всей полноте дал Ей Христос.

-Ну вот вы и подтвердили вашу небиблейскую сущность, а мы следуем только Библии, и нам больше ничего не надо!

-Конечно. Вам не нужен даже и Дух Святый! Но если вы такие библейские, то почему у вас нет ничего такого, о чем мы говорили уже столько времени?

На это внятного ответа не последовало. Тогда я продолжал:

-Вернемся же к созерцанию небесных символов. Мы с вами слышали про то, что старцы на небе одеты не просто в обычную одежду, а особые ризы, по образцы которых и православные священники носят священные одежды отвергаемые вашими единоверцами. Золотые венцы же символизируются митрами, одеваемыми епископами и награжденными пресвитерами. Одна из митр сейчас, как вы видите находится на горнем месте. "От престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих."(Апок.4,5) – Образом этих голосов и громов являются произносимые с горнего места слова Откровения Божия, а семь светильников горящих вы видите перед собою. - Это семисвечник. Далее апостол Иоанн видел стеклянное море, символизируемое алтарной умывальницей. И четыре животных изображаемых и на росписях, и на опахалах, называемых рипидами. Гимны же, которые они поют, вы сможите услышать тогда, когда возвратитесь в Церковь и будете участвовать в Литургии. А сейчас давайте посмотрим на главную часть алтаря - Жертвенник или Трапезу, о существовании которой в Церкви говорил еще апостол Павел (1 Кор.10,21). Под небесным жертвенником находятся души мучеников (Апок.6,9), под его земным образом почивают их тела - в знак единства Церкви земной и небесной.

-А что означают эти покровы на жертвеннике? Ведь, насколько я помню, в Ветхозаветном храме он не покрывался.

-Вы не совсем правы. Если вспомните, то главнейшая святыня храма - ковчег во время путешествий Израиля был покрыт завесами, также как и остальные святые предметы (Числ.4,5-15). Православные не считают эту землю своим вечным домом и вся их жизнь непрестанное странствование в землю обетованную, навстречу Христу, поэтому и храмы наши выгнуты на восток, и жертвенник наш покрыт покрывалами, ибо мы еще в пути. С другой стороны жертвенник - это символ гроба Христа пострадавшего, и поэтому покровы - воспоминание о погребальных ризах, оставшихся после Его воскресения (Ин.20,6-7). Главной святыней алтаря в Ветхом Завете был ковчег завета. Его же видел в своем видении и Евангелист Иоанн. Такая святыня есть и у нас на трапезе. - Вон то изображение храма, стоящее на ней, имеет своей главной частью ковчег, где хранится Тело Христово - Первообраз манны (Ин.6,49-51), хранившейся перед ветхозаветным ковчегом (Исх.16,32-34). Как вы помните, главным содержимым ковчега были скрижали завета (Исх.25,21), и в небесном храме Сидящий на престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный (Апок.5). Надлежало, чтобы и в земном святилище было нечто подобное. - И вот на трапезе вы видите лежащее Евангелие Иисуса Христа -новые скрижали завета и раскрытая Книга судеб Божиих. Кроме этих священных предметов пред ковчегом завета лежал Жезл Ааронов процветший "в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Бога, и они не умирали"(Числ.17,10). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого (Мф.24,30), Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство (Евр.7). Сам наш жертвенник освящен преемником апостолов чрез помазание святым Миром также как это было и в Ветхом Завете. "И освяти их, и будет святыня великая; все прикасающееся к ним освятится"(Исх.30,22-29).

-А что это за стол слева? Зачем он нужен и вообще почему у вас в православии все так сложно?

-Стол этот называется столом предложения, созданный подобно его Ветхозаветному прообразу (Исх.25,23-30). На нем постоянно предлагаются Господу хлебы предложения "в память, в жертву Господу.. Это великая святыня."(Лев.24,5-9) В нашей Церкви они называются просфорами, которые приносятся в напоминание Богу о живых и умерших христианах. Чрез них Господь совершил многие чудеса над верными. Но главным предназначением этого стола является приготовление хлеба и вина, используемых для Литургической жертвы. А Православие так сложно потому что оно созданно Богом для того, чтобы ответить на бесчисленные вопросы израненного и безмерно глубокого сердца человеческого, ведомого только Богу (1 Ин.3,20). В нашей жизни встречаются две бездны – море сердца людского и непостижимость Ума Божия. Мы не сами выдумали Православие. Оно дано нам Тем, о Ком Давид пел: "Путь Твой в море, и стези Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы. Как стадо вел Ты народ Твой рукою Моисею и Аарона"(Пс.76,20-21). Поэтому не можем мы сами и отменять что-то, "ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?"(Рим.11,34) Да и вам я советую не раздражать Господа своим противлением Его Церкви. Ведь "разве мы сильнее Его?"(1 Кор.10,22) Лучше смиритесь под высокую руку Его и Он вознесет вас! Но нам надлежит уже завершить нашу беседу, ибо уже наш предстоятель в Господе (1 Фес.5,12) стал на свое место и сейчас начнется вечернее богослужение. Давайте мы с вами поучаствуем в этом молитвенном подвиге, совершаемом в Православной Церкви еще со времен патриарха Исаака (Быт.24,63) уже в течении четырех тысяч лет.

Мы сошли с амвона и стали у чтимой иконы нашего храма. И тотчас иерей начал вечерню возгласом царя и священника Мелхиседека: "Благословен Бог"(Быт.14,20). А благочестивый чтец стал на одной ноте воспевать словами пророка Давида чудесное устройство сотворенного Всемогущим мира (Пс.103). Затем подражая премудрому царю Соломону, диакон возгласил мирную ектению (3 Цар.8,22-53) и хор начал петь древний вечерний гимн царя Давида (Пс.140;141;129;116.). В это время диакон совершал древний обряд вечернего каждения храма, установленный еще Моисеем (Исх.30,8), но первообраз которого Иоанн созерцал в небесном храме (Апок.5,8). Между тем хор по заповеди апостола назидал "псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах своих Господу"(Еф.5,19) за все великие благодеяния Его и прося Его о прощении. А затем во исполнение слов Соломона "память праведника пребудет благословенна" (Притчи 10,7), хор пел гимны в честь святых, в собрании которых воссылается хвала Богу (Пс.149,1). Между тем в конце песнопений раскрылись царские врата и священнослужители с предносимыми светильниками совершили вечерний вход,восходящий к Ветхозаветному обряду ежевечернего зажжения семисвечника (Исх.27,20-21). Хор восславил Того, Кто является истинным Светом (Ин.1,9), словами древнего послеапостольского гимна. Затем диакон воспел великий прокимен взятый из 60 псалма:

"Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи.(6)

От конец земли к Тебе воззвах.(3)

Покрыюся в крове крил Твоих.(5)

Тако воспою имени Твоему во веки.(9)"

Хор же, подражая небесному устройству (Апок.4,8-11) воспевал на каждое воззвание первый стих.

Заметно было на лице моего собеседника (я объяснял каждое священнодействие), что его особенно тронули слова великого прокимна.

В знак того,что наступило время покаяния, затворились царские врата и чтец произнес одно из древнейших христианских молитвословий: "Сподоби,Господи,вечер сей". Затем диакон призвал всех верных искать Царствия и правды его (Мф.6,33) и хор воспел 122 псалом и соединенные с ним покаянные песнопения. В них мы призывались подражать молитве мытаря и избегать фарисейской гордыни (Лк.18,9-14). Чтец напомнил нам близость нашей смерти, образом которой является сон. Он насадил в наши сердца пример правильного отношение к этому неизбежному событию, произнеся чудесную молитву Симеона Богоприимца (Лк.2,29-32). Очистив наш ум от земных пристрастий мы присоединились к серафимического песнопения (Ис.6,3) и посмели наименовать Бога своим Отцом, словами молитвы Господней (Мф.6,9-13). Затем мы призвали в помощь нашим молитвам тех, кто уже достиг совершенного усыновления. Особенно же мы воззвали к Той, Которая Духом пророчествовала: "от ныне будут ублажать Меня все роды"(Лк.1,48). Мы принесли Ей славословие составленное из слов Гавриила (Лк.1,28) и Елисаветы (Лк.1,42-43). Пресвитер вместе с нами умолял Господа словами преподобного Ефрема избавить нас от духов греховных и дать нам духов добродетелей. Прославив надежду нашу - Христа и открытую Им для нашего познания Святую Троицу мы вышли из храма.Наш путь и грядущий вечер был благословен именем Иисусовым, которое есть "крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен."(Притчи 18,11)

Время уже было позднее и мы стали прощаться. Я посоветовал моему спутнику примириться с Богом и войти под защиту Его крыльев, в Православную Церковь. Он обещал подумать об этом и я напутствовал Его словами Христовыми: "Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне..(Ин.5,39) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее"(Мф.16,18).


.
Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 878 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0