Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Пятница, 29.03.2024, 08:08 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Отцы и дети
11.01.2011, 22:51
На исходе второго тысячелетия вполне достаточно фактов отделения от церкви вчерашних её приверженцев. Только на Африканском континенте насчитывается свыше 6 тысяч сект, толков, деноминаций, считающих себя Христовыми церквами.

Каждые две недели рождается новая секта: им же число легион. И каждый родоначальник секты, ереси оправдывает своё отделение «вескими причинами», обвиняя тех, с кем был ещё вчера близок. В 1913 году на земле было 130 сект. 1930 г. – 300 сект; и далее число их росло обвально. Но «нет ничего нового под солнцем, это уже было в веках, бывших прежде нас» – Еккл. 1:9-10.

«Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» – Лук. 13:3, ибо древнее, бывшее есть грозный учитель для всех живущих ныне, чтобы не повторяли ошибок прежних жителей Земли, и так же не погибли бы, как они. «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы... Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» – 1 Кор. 10:6,11.

Рассмотрим причины, приводящие к отходу от Церкви, которые выдвигали тогдашние пустосвяты для своего отделения от своих духовных отцов; рассмотрим, какой дорогой дьявол уводил ищущих «евхаристической, духовной» жизни. Их следы ещё и ныне подновляют их духовные дети – отступники от Церкви Христовой, от Православия.

Как правило, при начале любого движения за отделение от Церкви стоят вожди, измышляющие якобы веские причины, обвиняющие своих духовных отцов, яростно поносящие их (Числ. 16 гл.).

Обычно все, отделяющиеся от Церкви, обвиняют своих наставников, учителей в необразованности, в гордости, в грубости, в жестоком, якобы, с ними обращении, и вот теперь-де они образуют лучшую «церковь», свою общину, свободную, наполненную любовью, где благодать неизмеримо велика, где ласка и обходительность налицо.

Внимательно рассмотрим то, что уже было под солнцем, что в назидание всем авантюристам и изменникам, хулителям и отщепенцам.

Какую вину нашёл сын денницы – диавол в Самосущественной Любви на небе, о том никогда и никто не узнал ещё – тайна. Как грех мог вообще возникнуть на небе (Откр.12 гл., Быт. 3 гл.), «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» – Иоанн. 8:44. Клеветник и гордость породивший, таких же ищет себе и последователей. Но 1/3 Ангелов уже обрекли себя, когда склонили слух свой к речам замыслившего основать себе царство (Ис. 14 гл., Иезек. 28 гл.), но погрузившегося во мрак вечной погибели, как оставивший своё жилище, своё место, назначенное ему Богом. «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» – 2 Петр. 2:4, «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» – 1 Иоан. З:8, «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» – Иуда. 1:6, «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» – Иов.4:18.

Зная, что диавол внушает свои мысли в слушающих его, можно предположить, что он, подняв ропот на небе, обвинял Бога в злобе и жестокости, «Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» – Мф. 25:24, что Бог держит слуг Своих в неведении, скрывая от них знание (Быт. 3 гл.).

Святые отцы на соборах, давших правила для спасения, запретили самочинно оставлять собрания, отделяться от Церкви. Вас. Вел. 1, Гангр. 6, 1. «Если какой пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чём противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти» Апост. 31. «Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, покажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом смогут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с отлучёнными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне общения церковного; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой церкви. Если же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлучённым от общения: да будет и сам вне общения церковного, как производящий замешательство в чине церковном» Антиох. 2

«Если который пресвитер в своём поведении осуждён будет: такой должен соседним епископам возвестить, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он со своим епископом. Если же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог) надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения со своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесёт Богу святое приношение: такой да будет признаваем находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с рассмотрением, не имеет ли справедливой жалобы на епископа» Карф. 11 – даже если человек и не был отлучён, а просто зазирает, чуждается посещать одну общину, церковь, то его не принимать ни в какой другой – он должен спасаться там, где уверовал, или окормлялся дотоле. Желая оправдать себя, сеющие смуты в умах неутверждённых, ленивых прихожан говорят: а кто эти правила написал, что, они разве вечные?

Они не знают, что правила соборов и св. отцов суть вехи на пути в Царствие Небесное, и что эти правила никто не имеет права изменить.

«При начале всякого слова и дела, наилучший чин есть от Бога начинать, и с Богом оканчивать, по глаголу Богослова. Сего ради и ныне, когда и благочестие нам уже ясно проповедуется, и Церковь, в которой Христос положен основанием, непрестанно возрастает и преуспевает, так что более кедров Ливанских возвышается, полагая начало священных словес, Божиею благодатию определяем: хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов; ещё же от трёхсот восемнадцати святых и блаженных отцов, при Константине царе нашем, на нечестивого Ария, и на вымышленное им языческое инобожие, или, точнее сказать, многобожие, в Никее собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трёх ипостасях Богоначального естества открыли нам и уяснили, не попустив сему сокрыту быть под спудом неведения, но ясно научив верных покланяться, единым поклонением, Отцу и Сыну и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества, и еретикам из песка сложенне против православия детские построения разорили и низринули.

Также и при великом Феодосии, царе нашем, сто пятидесятью святыми отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашённое исповедание веры содержим, богословствующе о Святом Духе изречения приемлем; а нечестивого Македония, купно с прежними врагами истины, как безумно дерзнувшего почитать Владыку рабом, и нагло хотевшего пресечь несекомую единицу, так что не было бы совершенно таинство упования нашего. Вместе с этим гнуснейшим и против истины неистовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, будто бы Господь принял тело без души и ума, сим образом также вводя помышление, будто бы спасение соделано для нас несовершенное. Также и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в первый раз во граде Эфесе, двумястами богоносными отцами изложенное учение, несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, единого Христа Сына Божия и воплотившегося проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, как от жребия Божия отлучённое... И недавно при царе нашем, блаженной памяти Константине, в сем царствующем граде сошедшагося шестого Собора вероисповедание, которое большую крепость приняло, когда благочестивый император постановления этого Собора своею печатью, ради достоверности, на все веки утвердил, вновь обязываемся хранить нерушимо. Оно боголюбно изъяснило, что должны мы исповедывать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действа в Воплотившемся, ради нашего спасения, Едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге; а тех, которые правый догмат истины извратили, и едину волю и едино действо, в едином Господе Боге нашем Иисусе Христе, людям проповедовали, судом благочестия обвинило, как Феодора епископа Фаранского, Кира Александрийского, Гонория Римского, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом граде предстоятелями, Макария Антиохийского епископа, ученика нашего Стефана, и безумного Полихрония, сим образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа Бога нашего. Кратко сказать, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твёрдою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, как врагов истины, всуе скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не так мыслит и проповедует, но покушается идти против оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному преждеупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианского, как чуждый, да будет исключён и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никаким образом.

2. Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святой Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые, и утверждённые бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а так же и нам преданные именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. Поелику же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента преданные, в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения: то мы, ради назидания и ограждения Христианской паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение.

Согласием нашим запечатлеваем и все прочие священные правила, изложенные от святых и блаженных отцов наших, то есть, трехсот восемнадцати богоносных отец, собравшихся в Никее; также от отцов, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре; кроме сего в Антиохии Сирийской и в Лаодикии Фригийской; ещё же стапятидесяти отцов, сошедшихся в сем Богохранимом и царствующем граде; и двухсот отцов, собравшихся в первый раз в областном граде Эфесе; и шестисот тридцати святых и блаженных отцов, собравшихся в Халкидоне; и от собравшихся в Сардике, и в Карфагене; и ещё собравшихся снова в сем Богоспасаемом и царствующем граде при Нектарии, предстоятеле сего царствующего града, и при Феофиле, Александрийском архиепископе; также правила Дионисия, архиепископа великого града Александрии; Петра, Александрийского архиепископа и мученика; Григория, епископа Неокесарийскаго, чудотворца; Афанасия, архиепископа Александрийского; Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской; Григория, епископа Нисского; Григория Богослова; Амфилохия Иконийского; первого Тимофея, архиепископа Александрийскаго; Феофила, архиепископа того же великого града Александрии; Кирилла, архиепископа Александрийскаго; и Геннадия, патриарха сего богохранимого и царствующего града; ещё же и Киприана, архиепископа Африканской страны, и мученика, и Собором при нём бывшем изложенное правило, которое в местах предупомянутых предстоятелей, и токмо у них, по преданному обычаю, сохраняемо было. Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другие, с подложными надписаниями составленные некими людьми, дерзнувшими корчемствовать (спекулировать) истиною. Если же кто обличён будет, что некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чём преткнулся» VI Bселенский собор, правила 1, 2.

«Принявшим священническое достоинство свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. Также: заповедал еси правду, свидения Твоя во век; вразуми меня и жив буду. И если пророческий глас повелевает нам вовек хранить откровения Божии, и жить в них: ибо явно есть, тчо пребывают оныя несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей так говорит: к этому не подобает прибавлять и от этого не подобает убавить. И Божественный Апостол Пётр, хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть. Также и Павел вещает: Если мы, или Ангел с небес благовестит вам иначе, нежели благовестили вам, анафема да будет. Поскольку сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем, подобно как обрёл бы кто корысть многую, Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от одного и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы также подвергаем» VII Всел. 1.

Любое отделение мотивируется авантюристами как средство для духовного роста, как жажда «евхаристической жизни, литургических опытов». Дорога в ад вымощена благими намерениями.

Святые отцы дали подробные наставления желающим спастись и разъяснили, что будет с теми, кто пренебрежёт наставлением духовных отцов.

После Бога больше всех надо любить православных священников, очищающих нас святыми Таинствами и молящиеся о нас. «Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» – Сир. 3:3-9.

Бес ненавидит не только духовное наставление, но даже ГОЛОС наставляющего. Если случится, что и молодой простец (мирянин) говорит о Божественном или вообще о сути спасения, надо слушать и по силе исполнять, а если кто, будь он даже священник, и белую бороду имеет, но научает противному и несогласному со святыми отцами, то нечего и слушать его. Мысли твои открывая не всем, но только отцу духовному. Не давай слуха твоего речам о священниках и беги от вестей праздношатающихся старух. Из-за непочитания свя­щенства вся Церковь пришла в бесчиние и смятение. Мы потеряли любовь. Если мы не любим духовных отцов своих, посланных от Бога, то кто поверит нам, что имеем любовь к прочим нашим ближним? «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» – Исх. 20:12, «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти», «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» – Исх. 21:15, 17.

Без наставника духовного спастись весьма мудрено. Разрешить от грехов всякий священник может, а научить духовной жизни – один из многих. Господь любит душу мужественную и мудрую, а если у вас нет ни того, ни другого, то надо просить у Бога слушаться духовников: в них живет благодать Святого Духа.

Охраняйся от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставником в сеть демону. Совет и послушание чисты и угодны Богу до тех пор, пока они не осквернены пристрастием, а с пристрастием погибают добрые дела.

Не испытав отцов, им тайны не вверяй. Следует не жизнь и дела наставников разбирать, а ТОЛЬКО наставления их принимать, если они согласны со словом Божиим. «Если слова мои не сходятся с Библией, то не верьте и мне», – говорит Кирилл Иерусалимский.

Когда священник неправо наставляет, не слушай его, хотя бы он был Ангелом. Всегда есть опасность попасть, вместо истинного руководителя, на ложного, и потом претерпеть вместо пользы – вред, вместо спасения – гибель. Горе братиям, у которых настоятель или духовник молод и телом крепок, а в духовных делах неопытен. От не имеющих Духа Христова учителей, проповедующих противное учению Христову, следует бежать.

Признак, по которому можно распознать правомыслие духовного отца, есть согласие слова его со Словом Божиим.

Если подумаешь, что духовник неопытный, что он в суете, и что лучше самому руководиться ПО КНИГАМ, то ты на опасном пути и недалёк от прелести. Ведать надо то, что враг ни о чем в монастырях и на приходах так не старается, как о том, чтобы разорвать связь духовного отца с братиями или с прихожанами. «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» – Втор. 21:18, «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» – Пр. 1:8. Для этого он уничтожает достоинства отцов в глазах братии или прихожан, а недостатки их, свойственные нашей человеческой природе, увеличивает и даже измышляет. Всех наставников почитай и проси у них молитв, а душу открывай одному.

Если бывают помыслы против духовного отца, надо говорить ему на исповеди: «Приходят помыслы против вас, хульные и осуждающие». Слова и повеления духовного отца исполняй. Неоткровенность духовному отцу есть дело сатанинское. Иначе, как будет пользовать он нас, когда не знает, что в нас. Самое радикальное средство от гордости – быть в послушании духовнику. Великая пакость учиняется людям за презрение повелений отцов духовных. «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли]» – Пр.15:5, «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» – 1 Петр. 1:17.

Помыслы те надо говорить духовнику, которые беспокоят. Они от гордости. Их следует записывать каждый день для исповедания. Они ослабевают от откровения, от исповеди. Иные, имея неприятности со священниками, уклоняются от храмов Господних, но ради сего ОСТАВЛЯТЬ православные храмы Божий не должно. Если не хочешь потерпеть епитимию от духовного отца, что всячески неизбежно для очищения внутренней скверны, то будешь терпеть от бесов по исходе души.

Хотя бы и худой жизни был священник, не должно его учения презирать, ибо он не свое, но Божие преподает учение. Помни всегда того, кто напояет тебя добрым учением, и от него старайся узнать животворящие заповеди, ибо это поможет тебе провести жизнь по воле Господа. «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» – Филим.1:10, «потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих» – 1Фес. 2:11, «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» – Сир.3:2. Если хочешь успешно бороться со страстями, позаботься о том, чтобы иметь опытного наставника: не ласкателя, а справедли­вого. Если кто тебя обидит, не рассказывай никому, кроме духовного отца, и будешь мирен. Ревность к духовному отцу – тяжкий грех. МАЛО тебе он уделяет ВНИМАНИЯ, другому больше – как дитя смирись. За это больше будешь любим Господом и отцом духовным. От всех, кроме духовного отца твоего, сокрой тайны, дела и искушения твои. Не следует надеяться на свой разум, и в потребных случаях надо прибегать к совету своего духовного отца. Ведь о духовных предметах правильно могут судить ТОЛЬКО люди, живущие духовной жизнью.

Повинуйся тому, кто известен, как муж духовный в слове, жизни и рассуждении. Исповедь – это тайна твоя и духовника. Мало ли что духовник может сказать тебе на исповеди, что другим говорить и неудобно. От раз избранного духовного отца НЕ УХОДИ по причинам, выдуманным тобою. Знай, что диавол любит отводить нас от того, кто может быть нам наиболее полезен. Не слушай его внушений, если он будет шептать тебе, что духовный отец не внимателен к тебе, холоден с тобою и не хочет иметь тебя около себя. Кричи прямо вслух ему в ответ: «Не слушаю тебя, враг, это всё неправда, я люблю и уважаю отца моего духовного». «Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою», «всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей» – Сир. 3:16, 7:29.

ПРИ ИСПОВЕДИ духовнику или откровении помыслов старцу должно каяться, себя признавать виновным, а не оправдываться и не взваливать вину на другого; должно самим открываться, а не ожидать вопросов. С духовником следует говорить со страхом Божиим, скромно, смиренно, без смеха. Вообще никому не рассказывай, о чём ты говоришь с духовником, и своих искушений никому, кроме него, не поверяй. От рассказов облегчения не получишь, а другому можешь принести вред: выслушают тебя из любопытства, а потом соблазнятся и тебя же осудят.

Каждый помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, но не открывай её пред другими. Если хочешь вычитанное из книги ввести в собственную жизнь, то не делай этого самовольно, а непременно посоветуйся с духовным отцом, иначе легко можешь попасть в хитро расставленные сети врага – обольстителя. Как яда смертельного бойся хулы на духовного отца. «Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца», «Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении» – Сир. 3:10, 22:5. Услышав от других худое про него, старайся защитить или, по крайней мере, скорее УЙТИ ОТ ХУЛИТЕЛЕЙ, а слышанное не принимать к сердцу. Изо всех сил старайся не пропускать ни одного слова, сказанного тебе твоим духовным отцом. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей», «Глупый сын — сокрушение для отца своего», «Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный» – Пр. 17:25, 19:13, 26.

САМОСТЬ, главное свойство которой – делать всё по своему и в свою угоду; а поскольку НА САМОСТИ держатся все страсти, то по мере поглощения самости они стихают, душа светлеет, близится к чистоте и бесстрастию. Иоанн Савваит советует: «Избери себе наставника, СТРОЖЕ И СУРОВЕЕ которого не было бы в роде человеческом». Видно, что чем круче отречение от себя, от своей воли и своих чувств, тем спасительное.

О ПЕРЕМЕНЕ ДУХОВНИКА нечего и помышлять. Но другой слаще говорит, и душа к нему льнёт. Тот, кто лучше говорит, пусть будет советником, а духовник – духовником. Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание на то, какие грехи видят в них близкие люди и в чем их упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недоче­ты.

Кто исповедуется у другого священника, стыдясь своему духовнику открыть большой грех, тот СМЕРТНО согрешает. Вопрошающий духовника и не исполняющий его совета раздражает Бога. Беседуя с отцами и прося их о чем-либо, прилично выражать свое почтение к ним поклонами. Тяжело тебе переносить замечания духовного отца? А подумал ты, каково ему делать их тебе? От всех других скрывай свои брани, потому что такою преступною откровенностью повредишь и себе и другим. Не может быть двух плотских отцов, также и в духовной жизни. Поэтому не рекомендуется хождение за советами к различным старцам при имеющемся уже руководителе. Враг рода человеческого то вселяет в сердце недоверие к нему и принижает значение его советов, то раздувает в воображении его немощи, внушает ненависть и даже презрение, то внушает, что нет пользы от откровения. Оптинские старцы говорили: «Если с верой будешь искать и принимать слова наставника, то и через грешника получишь пользу, а если с сомнением и испытанием, то и праведник не поможет». В разрешительной силе священника не нужно сомневаться, каков бы он ни был, лишь бы не состоял под запрещением архиерея. Исповедь не есть только беседа с духовником, рассказ о своих грехах, исповедь – это целый переворот в душе. Диавол не только простеца заставляет скрывать на исповеди грехи, но и человека книжного, говоря ему, что он наедине может исповедать Богу грехи свои.

Нельзя перед одним отцом духовным исповедываться в одних грехах, перед другим – в других. Такая исповедь бывает недействительной; решиться все грехи без утайки поведать священнику, и в них покаяться, и впредь их избегать.

Хотя прежние наши грехи при Таинстве исповеди и прощаются, но мы несем за них Божию епитимию: терпим болезни, скорби, немощи, и всё, что Господь посылает нам к очищению грехов наших. Когда Господь прощает нам грехи наши, мы сами не должны прощать их себе, но всегда помнить о них, непрестанно возобновляя раскаяние в них. Неуместная или чрезмерная печаль о грехах оскорбляет Духа Божия.

Что значит искренне исповедаться? Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять. Для чего нужно частое покаяние? Для того, чтобы бичевать грех, язвить, удручать, умерщвлять его. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние.

Старец Варсонофий Оптинский говорил: «Вы знаете, какая у дьявола тактика? Он, ведая, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаляет степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно», «Бог тебя простит», и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается, наконец, исповедать свой грех, то диавол старается всячески увеличить его тяжесть, внушая, что этот грех настолько велик, что Бог никогда не простит его». Кто уклоняется от Святых Таинств Исповеди и Причащения, тот ВРАГ САМОМУ СЕБЕ, ибо сам отвергает свое спасение.

Кто исповедуется, не имея истинного сожаления о том, что согрешил, и не чувствуя сокрушения в сердце своем, тот не получит от Бога прощения в грехах своих. Объявляя духовнику одни душевные грехи, мало касаясь плотских, христианин вредит себе, сам того не понимая. На человека диавол особенно нападает тогда, когда видит что он находится в уединении, особенно когда он остается без совета и полагается только на свой разум. Вот чего требует Бог от христиан: покоряться Священному Писанию, исполнять делом прочитанное и веровать настоятелям и отцам духовным. Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных старцев, или одного старца – несколько раз, потому что самый ПЕРВЫЙ ОТВЕТ идет от Господа, а второй – от рассуждения человека в старце. Покаяние нужно иметь не только при исповеди, но постоянно. ПОМНИ всегда того, кто напояет тебя добрым учением, и от него старайся узнать животворящие заповеди, ибо это поможет тебе провести жизнь по воле Господа.

Если возникло у тебя дурное чувство к старцу, – знай, что наставник для тебя ПОЛЕЗЕН, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей», «Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех”, тот — сообщник грабителям» – Пр. 17:25, 28:24. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или ещё какой-нибудь недостаток, а тебе по самолюбию, и врагу это неприятно – вот и поднимается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу. Забудь её. «Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей», «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» – Пр. 30:11, 17, «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» – Евр. 12:7-9.
.
Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 1120 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0