Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Среда, 20.09.2017, 12:20 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Кого считать истинным христианином?
24.03.2011, 13:48

Современный человек мыслит реалистически, воспринимает лишь то, что и впрямь произошло. Верит только увиденному. Поэтому он ко всему относится критически. Бога нельзя увидеть. Христос жил почти две тысячи лет назад. Однако есть люди, которые верят в Бога. У них-то и хочет узнать человек нашего времени, как ему понимать Христа. Следовательно, все зависит от того, насколько достойно и достоверно являют верующие пример единения с Богом в своей жизни.


Число верующих еще не показатель того, сколько людей серьезно относится к вере и живет по ней в нашей стране. Многие вспоминают о крестительном свидетельстве только перед свадьбой, при рождении ребенка или смерти кого-либо из родственников. Как говорится, "по случаю". От веры остался фасад, за которым ничего нет. "Мы живем в языческой стране с христианским прошлым и остатками христианства" (Карл Ранер).
Хорошо, но кого же можно считать истинным христианином? Если "сезонные христиане" станут усердно посещать храм, превратятся ли они в настоящих христиан? Разве посещение храма не может быть пустой формальностью, никак не влияющей на повседневную жизнь? И не создали разве многие своего рода "двухкамерную систему": воскресная набожность - а в остальные дни недели расталкивание ближних локтями, ведь "без этого ничего не добьешься"?
Итак, кто истинный христианин? При анкетировании на вопрос о том, как люди вообще представляют себе христианина, можно было услышать такой ответ: это тот, кто соблюдает множество заповедей и запретов, усердно молится, обязан по воскресеньям ходить в храм. Вряд ли можно сильнее исказить облик христианина. Неужели Радостная Весть Христа, обращенная к людям, и впрямь состоит из сплошных ограничений и требований?

Новая основа
Человек не сделает себя христианином собственными усилиями: это доступно лишь Богу. Настоящим христианином становишься не тогда, когда точно исполняешь заповеди, но только если примешь призыв Бога, обращенный через Иисуса. Начало христианского бытия всегда исходит от Бога, это дар. Он заключается в совершенно новом отношении к Богу, Который для верующего является не просто Создателем, но и Отцом.
Тогда получается, что мы умываем руки, мол, Бог все сам сделает? Вовсе нет! Тут, собственно, и начинается задача христианина. Он спасен, но находится еще в самом начале новой жизни. Эта жизнь дарована ему, но он должен "наполнить" ее, расширить, достичь "в меру полного возраста Христова" (Еф 4, 17). Библия неустанно подчеркивает, что мы должны быть верны себе: Христос живет в нас, наступил наш черед облечься "в Господа нашего Иисуса Христа" (ср. Рим 13, 14).
Призыв "жить по-христиански" становится нашим личным делом. В своей повседневной жизни мы должны осуществлять то, что Христос основал. Чем активнее делает это христианин, тем ближе он ко Христу, Которому надлежит подражать, тем более по праву носит Его имя. Но для этого нужны усилия всей жизни.

Новые перспективы
Однажды писатель и летчик Сент-Экзюпери совершал полет вместе с механиком. Глубокой ночью их самолет рухнул посреди Ливийской пустыни. Вокруг - до самого горизонта - ни души, ни жилья. Вскоре кончились продукты и вода. На рассвете четвертого дня скитаний ослабевшие, больные и почти отчаявшиеся, они уже смотрели смерти в глаза. И вдруг потерпевшие бедствие летчики заметили двух арабов с верблюдами. Положение разом изменилось. Вновь засветилась надежда на будущее. Мысли и дела обратились к новым возможностям.
Уверовав, человек встречается с Богом. Тем самым ему открываются совершенно новые горизонты. Все обретает новое измерение и новую ценность. Отношение человека к Богу направляет его жизнь по новому руслу, может целиком перевернуть ее. Появляется новая система ценностей. Проясняются многие из ранее почти незамеченных мелочей. Все, что перед тем казалось непроницаемым и противоречивым, приобретает смысл. Жизнь освещается новым светом. Человек начинает лучше понимать самого себя, ибо приобретает необходимые взаимосвязи и ориентиры.

Христианин - реалист
Христианин считается с реальностью - но во всей ее широте, а не с отдельными аспектами. Горизонт христианина не заключен видимыми границами: имуществом, семьей, работой. Он простирается и за пределы смерти.
Такой взгляд на мир не лишает христианина активности на этом свете, наоборот: он приводит к более глубокому пониманию окружающего мира и своего места в нем. Верующий наблюдает за происходящим в мире, так сказать, очами Бога, усваивая Божье понимание мира и человека. Все становится для христианина "областью божественного" (Тейяр Шарден), где он с осознанной ответственностью продолжает дело Создателя, способствуя тем самым мировому развитию и исцелению. Все проблемы, волнующие человечество: война и мир, вина и прощение, достойный общественный строй и справедливый раздел богатств нашей земли - рассматриваются христианином с вышеприведенной точки зрения.
Христианин не живет одним лишь накопленным человеческим опытом. Он живет встречей с Богом, ожидая и получая ответы на свои вопросы и дела. Важно начать разговор с Богом, слушать и созерцать Его - и поступать в соответствии с этим!

Действительность зовет нас
Все сказанное правильно. Но где я встречусь с Богом и каким образом Он обратится ко мне, если не принимать во внимание Божественное Откровение? Стоит ли прислушиваться к таинственным внутренним голосам, к озарениям, подобным молнии, ждать иных необычных знамений? Разумеется, нет. Основную часть того, что Бог хочет поведать нам, мы - как и все остальные, узнаем самым конкретным образом через окружающую нас действительность. Повседневность - вот язык Бога в нашем мире. Человек живет не в безвоздушном пространстве. Он плачет, смеется, созидает и наслаждается на этой земле. Подвергается воздействию тысяч причин, связывающих его с другими существами. Реальность побуждает его к разговору с Богом. И Он должен дать человеку верный и достойный ответ. Именно это имеем мы в виду, говоря о "порядке творения", "законе природы" либо о "естественном нравственном законе".
Человек должен учитывать физические законы природы, если не хочет погибнуть. К примеру, он не может начать строительство дома без предварительных статистических расчетов. Но вместе с тем человек в состоянии подчинить эти законы своей воле во многих аспектах. Поскольку он способен познать законы природы, их взаимосвязь и первопричину, то может планировать свою деятельность с учетом этих законов. Однако его вмешательство может нарушить или изменить эти законы. Здесь начинается ответственность человека за свои действия.

  К примеру, человек познает процесс расщепления ядра и атома и сопутствующую этому страшную разрушительную силу. Лишь от него теперь зависит не допустить губительного использования подобной силы.

Часто в своих действиях человек подвергается не физическому нажиму, а скорее моральному – "ты должен”. Осуществление жизненного порядка, которое совесть ощущает как требование, зависит от его личного решения. Это требование – не чужая или даже деспотическая воля, противостоящая человеку, чтобы поработить его; это сам миропорядок, являющийся лучшим благом для самого человека. Всюду, где человек действует в гармонии с ним, он совершает нравственные поступки. Нарушение миропорядка – это всегда сотрясение основ жизни. Оно противоестественно и рано или поздно отомстит за себя. Последствия в виде урона, катастроф не заставят себя ждать. Измена разрушает семьи, угнетение рождает бунт, лень ведет к бедности и так далее. Человек чувствует, что поставлен в такое положение Богом. Значит, он не чужой в этом мире, он скорее доверенное лицо, управляющий. В сотворении он усматривает дело Бога, а значит, и свое собственное.


Вот мы и пришли к важному выводу: человеку вовсе не просто понять окружающую его действительность и характер своих действий в той или иной ситуации. Расслабленность, нерешительность и предрассудки затемняют наше сознание. Кроме того, каждый и сам знает, сколь тяжкой бывает борьба во имя добра и как легко мы склонны к самооправданию. Недаром говорят, что "человек верит тому, чего желает”.
Наше познание поэтому подкреплено двумя вспомогательными факторами: способностью к моральной самооценке, называемой совестью, а также проявлением Божией воли в Откровении Ветхого и Нового Заветов. Давайте поговорим о том и о другом.

Высшая норма жизни
Еще до того, как человек узнает нечто о высказанной Божией воле или о заповедях, он – верующий и неверующий – уже способен отличать добро от зла. Природа одарила его особым чувством – некой разновидностью нравственного инстинкта, которым он руководствуется в своих действиях. Человек произвольно оценивает данную реальность. Эту врожденную способность моральной оценки мы называем совестью.
Совесть – это своего рода компас, указывающий нам правильный путь; радар, говорящий о близкой опасности. Совесть побуждает нас к действию или предупреждает о последствиях. Поступок вызывает радость или тоску (угрызения совести).
Голос совести – высшая норма поведения для каждого человека. Человек обязательно должен следовать голосу совести. Кто идет против своей совести, становится виноватым (ср. Рим 2, 14-16; 14, 23). Никто не может избавить человека от необходимости решать по совести – ни Церковь, ни сам Папа.
Совесть обязывает и тогда, когда она ошибается; ибо она является для человека высшей инстанцией, решение которой нельзя обжаловать. Поэтому Бог судит нас не по видимым поступкам, а потому, "что исходит из сердца” (Мф 15, 18). Даже если кто-то полагает, будто голос совести заставляет его идти против приказаний Церкви или Бога, он должен прислушаться к своей совести, хотя в данном случае возможна ошибка. Дело тут может быть в прошлой вине, когда этот человек не формировал свое сознание должным образом и не руководствовался Божьей волей.
В наше время все важнее становится голос совести каждого из нас. Во-первых, человечество стало более зрелым, ответственным в принятии решений, чем в прошлые времена. Во-вторых, появилось множество разнообразных потенциальных конфликтов с совестью. Тот, кто в трудной ситуации с учетом всех обстоятельств – и по возможности посоветовавшись с более опытными наставниками – примет решение по совести, должен мужественно следовать этому решению. Остальные просто обязаны уважать решения человека, принятые им по совести.
По мере того, как человек перестает прислушиваться к голосу своей совести, он привыкает отмахиваться от ее упреков. В таком случае речь идет о "спящей совести”. И наоборот, чрезмерная щепетильность может развиться в маниакальную совестливость, которая из болезненного страха перед грехом всюду усматривает зло.
Для воспитания совести недостаточно одних нормативных предписаний. Поэтому мудрые родители пока не поздно стремятся развить в своих детях понимание добра не путем сплошных запретов, а обосновывая свои требования.
Существует постоянная угроза сделки с совестью, когда на карту поставлено личное преуспевание человека. Гордыня, дух времени, страсть и своенравность могут исказить голос совести. Так же, как мы проверяем перед работой измерительные приборы на точность, надо проконтролировать, соответствуют ли требования нашей совести миропорядку и Божиему слову. То и другое отражено, помимо прочего, и в заповедях.

Разве заповеди устарели?
Нередко люди полагают, будто заповеди ограничивают их свободу. Такую внутреннюю защитную реакцию могло вызвать воспитание, основанное на авторитарном "ты должен, обязан”. Это вполне можно понять. Но на самом деле, в Божиих заповедях заключаются всего лишь нормы жизни, способствующие человеческому счастью. Заповеди оберегают те ценности, без которых жизнь людей станет почти невыносимой, они выражают неписаный закон достойного человеческого поведения.
Однако заповеди не устанавливают каких-либо точных правил поведения в любой ситуации. Они всегда лишь уточняют нижнюю границу, но никак не могут и не хотят заменить собой свободное человеческое решение. Любое решение в каждом конкретном случае остается делом совести человека. Заповеди лишь предоставляют неоценимую помощь в принятии решения. Поэтому нельзя противопоставлять заповеди совести: по сути совесть и нравственный закон, заложенный в человеческой природе, выражают одно и то же – добро. Обязательный характер обоих проистекает от Создателя всего миропорядка – от Бога, а никак не из опыта поведения большинства людей. Зло никогда не превратится в добро из-за того, что его совершают многие или даже все.

Правила и законы людей
Предписания и приказы, изданные человеческим авторитетом – государством, Церковью – отличаются от Божиих заповедей. Они конкретизируют ценности и порядок, оберегаемый Божиими заповедями, и объясняют их для каждой культурной эпохи. Совесть колеблется во многих вопросах, а Божии заповеди не могут и не стремятся давать точные указания в каждом отдельном случае. Именно поэтому Церкви было дано особое поручение Христа: "Что свяжете на земле, будет связано и в небе”. Однако это вовсе не означает, что у Церкви есть готовый ответ на все жизненные трудности. Сама Церковь непрерывно отстаивает понимание Божией воли вместе со своими членами – она даже должна прислушиваться к голосу неверующих ученых-специалистов. Не исключено, что в будущем на основе новых знаний сложатся более благоприятные условия для осуществления добра. Но даже церковные рекомендации или заповеди никогда не заменят решение собственной совести. Порой говорят: хорошо католикам, им точно разъясняют, что можно делать, а чего нельзя. Такое просто невозможно – жизненная реальность чересчур разнообразна и непредвиденна. Чем дальше, тем больше христиан будет полагаться только на свою совесть. Всюду, где нет четкого свидетельства Откровения, разнятся точки зрения даже в самой Церкви. Именно в нашу эпоху осуществляется новое, углубленное изучение многих областей. Тем самым к совести каждого будут предъявлены еще более высокие требования. Это не означает, что снизятся возможности свободного принятия решений: просто возрастет ответственность за них.
Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 1810 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 978

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0