Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Вторник, 22.08.2017, 12:23 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Имя Бога
24.03.2011, 15:58
"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно"
(Исх 20, 7).
 Нам странно, что целая заповедь отведена на столь незначительное, по-нашему мнению, требование: упоминать или не упоминать имени, хотя бы даже Божия... "Да что с того, собственно?" - мы искренне недоумеваем. Мы так привыкли бросаться словами...
Народ Израиля воспринял эту заповедь по-другому. "Только первосвященник имел право произнести священную тетраграмму, четыре согласных Божественного Имени: это был предел дозволенной близости. Когда они произносились, те, кто стояли вокруг и слышали их, простирались ниц на земле; другие же произносили: "Да будет во веки благословенно Имя Царствия Его преславного!" И никто не покидал своего места до тех пор, пока Божественное Имя, если можно так выразиться, продолжало витать в воздухе" (о. Анри Каффарель "В присутствии Бога").
Что это было, какое-то магическое суеверие? Или же выражение утраченного нами понимания того, насколько весомым бывает слово? "Словом Божиим сотворены небеса", - а в нашем нынешнем сознании слова обычно прямо противопоставляются делам, как нечто эфемерное, воздушное, обманчивое... "Больше дела, меньше слов" - с детства засевший в памяти лозунг. Между тем, именно слова нередко оказываются удивительно, страшно эффективными. Карл Маркс за свою жизнь, по-видимому, ни разу не выстрелил ни в одного человека. Но его слова опустошительным ураганом пронеслись над целыми странами и континентами и свели в могилу многие миллионы ни в чем не повинных людей.
В нашем поврежденном первородным грехом состоянии губительный эффект всегда легче если не проявляется, то хотя бы бросается в глаза. Но нетрудно привести примеры и творческой, благотворительной силы слова. Собственно, вся человеческая жизнь до сих пор длится на земле только потому, что ежедневно там и сям все еще раздаются слова: "Я тебя люблю!"
И все же, слово обесценилось, инфлировало. Только сравнить, что могло значить слово для пастуха, дни напролет в одиночестве пасущего своих овец, и для нас, дни и ночи напролет окруженных потоками слов? Можно по пальцам перечесть все те случаи, когда персонажи Пятикнижия призывали Имя Господне, - и Господь их слышал! А сколько раз на дню это Имя бездумно слетает с наших губ? И как бы мы хотели, чтобы Господь услышал нас, если мы сами себя при этом не слышим? А ведь при этом происходит то, что так прекрасно описано у Мандельштама:
"Господи!" - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать...
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди...
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.
Бог не хочет, чтобы мы ходили с пустыми клетками вместо груди, ведь это, пожалуй, самое страшное, что может случиться с человеком, потому-то Он и предостерегает нас и уделяет целую заповедь такому предостережению: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх 20, 7).
Итак, слово надо беречь не потому, что оно немногого стоит в сравнении с делом, но как раз потому, что слово и есть самое важное наше дело: мускульной силой нас легко превосходит и лошадь, и слон, и даже осел. Слово, мысль - вот самое человеческое, самое достойное человека усилие, и кстати, самое оплачиваемое: ведь это только при социализме землекоп получал больше доцента. Слово надо ценить, беречь, и больше всего надо беречь самое драгоценное слово - Имя Божие. Свое Имя: Сущий (Ягве), Бог открыл тому самому Моисею, которому дал и заповеди. Вот как это было: Бог посылает Моисея к народу Израильскому, чтобы вывести его из Египта. "И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: "Бог отцов ваших послал меня к вам". А они скажут мне: "как Ему имя?" Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Ягве). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" (Исх 3, 13-14). Впервые в человеческой истории Бог открывает людям Свое Имя: "И говорил Бог Моисею, и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: "Бог Всемогущий"; а с именем Моим: Сущий (Ягве) не открылся им" (Исх 6, 2-3).
  Авраам, Исаак, Иаков - столпы, патриархи, родоначальники, друзья Божии - не знали подлинного Его имени, а нам с вами оно открыто! "ЯХВЕ", "Тот, Кто есть", Тот, Кто есть Сам по Себе, ни от чего иного не берущий Своего бытия... Ведь все мы с вами и все, что нас окружает, не столько есть, сколько бывает... Как все вокруг изменчиво, как переменчивы мы сами, от сколького зависим... И есть мы только потому, что Некто, Который есть Сам по Себе, дает нам быть... Над этим можно размышлять часами, пережить свою зависимость, обусловленность, "истеченность" из Того, Кто есть потому что есть, значит прикоснуться к самым глубинам созерцания и к началам богосыновства... Вот сколько нам открыто в этом Имени!
Но открыть кому-либо свое имя значит прежде всего предоставить ему над собой определенную власть, предоставить определенные права... Открыв тебе свое имя, я принимаю на себя обязательство откликнуться, когда ты позовешь. Давая тебе свою визитную карточку, я предоставляю тебе право обратиться ко мне, написать или позвонить, когда ты сочтешь нужным. Открыв нам Свое Имя, Бог Сам дает нам право призывать Его, когда это необходимо,и, подобно людям при знакомстве, принимает на Себя обязательство откликнуться. Но вы представляете себе, что значит обязательство Божие? Насколько отличается оно от обязательств человеческих? Мы можем передумать, мы можем оказаться не в состоянии ответить, мы можем попросту забыть, наконец... Бог ничего такого не может. Быть всемогущим ведь не значит вытворять все, что взбредет в голову, или быть "хозяином своего слова" в том смысле, что "хочу дам, хочу возьму обратно"... Обязательства Божии весомы прежде всего для Самого Бога, иного и помыслить невозможно... А теперь представьте себе человека, который звонит вам по двадцать раз на дню или же окликает на улице, не имея при этом ни малейшей определенной цели, просто так, машинально: "Эй, привет... Ну, пока..." - "Ты чего звонишь?" - "Да так, ничего" - короткие гудки. И снова... И снова... И снова... Поистине, вы не оставите такого человека без наказания!
Так стоит ли удивляться, что наша жизнь содержит столько горестей, уныния, разочарований? Стоит ли удивляться, что в ответ на постукивание по пустой клетке мы не слышим никакого отклика?
Остановимся, замрем, задумаемся...

  Господи, Боже, ЯХВЕ!.. Верую, что Ты есть, верую, что Ты здесь, ибо сам я есть только потому, что Ты есть, и сам я здесь только потому, что Ты здесь... Мне следовало бы так многое Тебе сказать, но вместе с тем мне можно ничего Тебе не говорить, ибо Тебе и так все ведомо... Прими мою безмолвную хвалу и поклонение. Аминь.

Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 1681 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 977

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0