Εἰς μίαν, Ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν + Et unam sanctam,
catholicam et apostolicam Ecclesiam + Верую в единую, святую,
соборную и апостольскую Церковь

Четверг, 28.03.2024, 14:00 По благословению Его Высокопреосвященства Михаила Венедикта архиепископа Сумского и Ахтырского 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Брак с точки зрения Церкви
08.02.2011, 03:12
Брак - это Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.

Само разделение людей на мужской и женский пол указывает, что они созданы для взаимного дополнения. И, с точки зрения православной церкви, естественная взаимная любовь мужчины и женщины является живым образом святой Любви, соединяющей людей с Богом и друг с другом.

Священное Писание и Священное Предание изобилует образами земной двуполой любви, в которых объясняется любовь Бога к Церкви и человеку и любовь Церкви и человека к Богу. Церковь и отдельная человеческая душа в их отношении к Богу постоянно уподобляются невесте, деве, возлюбленной и жене, а Господь - Жениху, Возлюбленному, Мужу. А брак и брачный пир служат образами высоких состояний религиозной жизни. И это не случайно, так как сходство взаимной любви мужчины и женщины с высшими ступенями духовной любви очень глубоко. И земная любовь способна преодолевать эгоизм, побуждать к самопожертвованию и совершенствованию, наполнять человека вдохновением и радостью.

Но земная любовь - всё же только образ высшей Любви и, в лучшем случае, ступень к ней. И если она не освящена, - она непрочна, перестает возвышать человека, в нём возрождается личный эгоизм. Муж и жена начинают видеть друг в друге лишь средство к удовлетворению своих житейских потребностей, или же возникает семейный эгоизм, иногда более жестокий, чем единоличный.

Чтобы преодолеть эти опасности, по-мнению Церкви нужна иная любовь, которой нет у людей, но которую может дать Христос. В Таинстве Брака, если вступающие в брак свободно подчиняют свою естественную любовь любви к Богу и к Церкви, они получают дар высшей, благодатной Христовой Любви. Она может существовать лишь в лоне всей Церкви, как клетка в организме.

Рождение ребёнка с точки зрения православия - новая ступень в преодолении эгоизма. Теперь двое учатся жертвовать собой для третьего, но и этот <расширенный> союз нуждается в помощи церкви.

Священные тексты утверждают главенство мужа и отца в семье. Но они также указывают, что это - его большая духовная ответственность, как кормчего <малой Церкви>, то есть семьи. Мужу и отцу надлежит заботиться о том, чтобы не потерялась связь его <малой Церкви> - семьи со всей Церковью Христовой. Эта связь - лучшее основание для воспитания детей, поскольку они будут чувствовать, членами некоторой, имеющей общее служение общины. Жена как помощница мужа, в особенности в области строительства семейной жизни, может быть вдохновительницей мужа, что является существенным в женском предназначении.

Христианский брак может быть только единственным. Тайна брачной любви в том, что любящие всецело отдают себя и свою жизнь друг другу. В этой любви личность человека не может дробиться и всецелая брачная любовь измеряется вечностью. Поэтому недопустимы ни развод, ни второй брак. Развод, согласно слову Христову (Мф.5:32), допускается только при нарушении супружеской верности.

Подготовка к вступлению в брак

Жених и невеста должны приступать к христианскому браку, осознавая его важность и ответственность совершаемого шага для них обоих и для потомства. Церковь рекомендует подготовиться к таинству брака подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения. Перед самым вступлением в брак жениху и невесте следует поститься в течение семи - десяти дней, а в день венчания причаститься Святых Тайн.

На венчание записываются в храме за одну-три недели до совершения обряда. Все детали лучше обсудить с батюшкой (например, если вы хотите устроить фото и видеосъемку торжества или, чтобы в это время не было других пар). Для совершения обряда необходимы: две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Венчальные свечи, знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Белое (розовое) полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь.

Церковное венчание предполагает и соблюдение ряда правил относительно платья невесты. Венчальный наряд не должен быть ярким, тёмным и красным. Лучше выбрать платье светлых пастельных тонов, желательно, белого. Спина, плечи и руки до кистей должны быть закрыты.

Голова обязательно должна быть покрыта, но лицо не должно быть покрыто вуалью - невеста открыта перед Богом и женихом.

Перед венчанием принято получить благословение у родителей. Если они не смогут присутствовать на венчании, не разделяют веры новобрачных или являются атеистами, выбираются посаженые отец и мать (они обязательно должны состоять браке, но не обязательно друг с другом). Их задача - благословить молодых перед входом в церковь.

По желанию вступающих в брак, на церемонии могут присутствовать свидетели. Но если их нет, это не является препятствием к венчанию. Единственное требование к свидетелям - они должны быть крещёными и носить нательный крест.

При выборе дня венчания помните, что оно не совершается :
в течение всех четырёх многодневных постов;
во время Сырной седмицы (масленицы);
на Светлой (Пасхальной) Седмице;
от Рождества Христова (7 января) до крещения (19 января);
накануне двунадесятых праздников;
по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Препятствия к венчанию

Препятствием для венчания может послужить большая разница в возрасте или уже существующий церковный брак. Не разрешается венчание, если один из молодожёнов не крещён, если он состоит в фактическом браке с другим лицом, а также, если это четвёртый или более браки одного из молодожёнов. Второбрачие и третий брак допускаются, но обряд венчания в этих случаях лишён торжественности и содержит покаянные молитвы. Кровное родство до четвёртой степени (до троюродных братьев и сестёр) или кумовьев (крёстная мать и отец между собой и с крестниками) - ещё одна причина отказа в совершении таинства браковенчания.

Таинство браковенчания

Само таинство брака состоит из 2-х частей - обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и впоследствии могло быть расторгнуто.

Навстречу жениху и невесте из алтаря через Царские врата выходит священник в праздничном облачении. В его руках - крест и Евангелие, он трижды благословляет молодых крестом.

Совершение Таинства Брака начинается обручением. Во время обручения священник вручает молодым зажжённые свечи - символ радости, тепла и чистоты. Кольца для обручения кладут на престол в алтаре, что означает благословение их от Бога на начало нового рода и вечную любовь жениха и невесты. После чтения молитв священник берёт кольцо (жениха) и надевает на правый безымянный палец жениха. Кольцо невесты надевает на её правый безымянный палец. После этого он ещё дважды меняет их (то есть кольца меняются хозяевами трижды - в образ Святой Троицы).

Интересно, что на Руси кольцо жениха (то, которое он дарит невесте) было золотым (Солнце), и оставалось у невесты в знак верности. А кольцо невесты (которое после обручения остаётся у жениха) - серебряным (Луна - спутник, отражающий блеск светила). Сейчас разрешается обручаться кольцами из одинакового металла.

После обручения молодые проходят на середину храма и, держа в руках зажжённые свечи, становятся на разостланный на полу белый плат (коврик) перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы (жених стоит справа, невеста - слева). Перед аналоем они подтверждают перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения стать супругами.

Священник спрашивает молодых о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не связаны ли они обещаниями кому-то другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. В своих молитвах Церковь испрашивает для жениха и невесты совершенную любовь, единомыслие в истине, твёрдую веру, непорочную жизнь и чадородие; при этом вспоминается, что Бог от начала создал мужчину и женщину. Выносятся венцы - богато украшенные короны.


Священник даёт для приложения жениху лик Спасителя, после этого вручает венец свидетелю. Затем повторяет обряд с невестой, с тем лишь отличием, что на её венце - лик Богоматери). Венец - это одновременно образ венца Царства Небесного и символ мученического венца, так как путь христианской семьи сродни мученичеству. Он - знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту. Таинство завершается троекратным: <Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!> - после чего читается отрывок из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Церковные служки приносят чашу с вином - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приёма подаёт вино молодым.

По окончании церемонии священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх неё - своей рукой, ведёт их трижды вокруг аналоя. Круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для супругов, знак прочности их брака. <Восприми венцы их в Царствии Твоем>, - произносит священник, затем снимает венцы и подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют икону Спасителя и Божьей Матери Оканчивается венчание поцелуем новобрачных. После этого поздравить молодожёнов могут родные и друзья.

В молитвах венчания испрашивается не только дарование детей, но и внуков; есть молитва и о родителях повенчавшихся. Новой семье испрашивается благосостояние, и не только для неё, но и для подачи другим, в напоминание того, что семья не должна замыкаться в самой себе.

Разные мелочи

Готовясь к таинству венчания, помните - это серьёзный шаг, осознанное решение стать мужем и женой перед лицом Церкви.

Пригласите в церковь только тех, кто разделяет вашу веру и поддерживает ваше решение, тех, кто понимает, насколько важно для вас таинство венчания. Пусть чьё-то непонимание или неприятие церковных обычаев не омрачает торжественный день.

Продолжительность венчания - 40-60 минут. Учтите и это при составлении списка приглашённых на церемонию, - возможно, кому-то из гостей будет тяжело стоять столько времени.

Не забудьте взять с собой свидетельство о браке - именно оно будет подтверждением того, что вы не состоите в браке с другим человеком и препятствий для венчания нет. Всё это, конечно же, мелочи, но, возможно именно поэтому не стоит решать их самостоятельно в столь важный для вас день, отвлекаясь от главного события.

Венчание - не просто красивая и трогательная церемония, а знак принятия определённого отношения к браку. Ваша совместная вера, общие взгляды на семейную жизнь и есть залог прочности брака и то звено, которое делает связь неразрывной. Не стоит креститься и венчаться лишь для того, чтобы отдать дань моде и быть <как все>. Если ваш спутник (спутница) не разделяет стремления освятить брак, не нужно настаивать - церемония не изменит его мировоззрения и отношения к вам. И, напротив, если ваша вера, ваши чувства требуют этого, таинство венчания, освящение вашего брака церковью начнут новый этап вашей счастливой совместной жизни.

Церковно-канонические препятствия к браку.

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в загсе, может быть освящён в Таинстве Брака

Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. (из православного катехизиса)

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрёт. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, "будешь потом всю жизнь маяться". Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец - сатана, названный в Евангелии "отцом лжи". А к случайностям (например падение кольца) нужно относиться спокойно - всякое бывает.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной Литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодожёнам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных сношений.

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
Возьмите с собой и кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.
У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения ~ или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих.

Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике это случается. Разумеется, каждой паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае Таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания -- 45 - 60 минут). Если молодожёны готовы ждать, пока повенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном Таинстве. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.

Христианский православный брачный союз имеет глубочайшее духовное основание - это одновременно и таинство и просвещение. В таинстве брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благословение Божие для супружеского счастья и для рождения, христианского воспитания детей. "Брак становится честен, и ложе супружеское непорочно. Люди соединяются на земле, чтобы вместе быть в вечности".

В браке у супругов происходит преображение духовных качеств, появляется возможность видеть мир через другую личность, достигается "единомыслие душ и телес, долгоденствие, целомудрие, взаимная любовь и союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец неувядаемый на небесах".

Православие рассматривает брак как таинство и в необходимости супругам занять каждому своё место: "Муж есть глава жены". Он отвечает за направление семейной жизни, за ее прочность и благосостояние. "Жена да боится своего мужа". Конечно, не в смысле рабского страха, которому нет места в христианской жизни: для церкви все равны - "нет ни мужского пола, ни женского", - но потому, что муж является руководителем семейной жизни. Муж должен более всего дорожить в жене, как лучшими ее качествами, - стыдливостью, целомудрием, высоко ценить и оберегать эти ее святые достоинства. "Любящий свою жену муж любит себя самого". Оба супруга должны постоянно созидать брак, не допускать, чтобы ежедневные суетные страсти разрушили духовную основу брака - любовь.

Супругам определено жить друг для друга и стремиться к тому, чтобы праздничная радость первого дня брака продолжалась всю жизнь. Мужу положено снисходить к слабостям жены, ибо в Евангелии сказано: жена - "немощнейший сосуд". Жених и невеста должны приступать к христианскому браку в сознании его святости и ответственности совершаемого шага для них обоих и для потомства. А потому им следует искать друг в друге не внешние преимущества и материальные блага - богатство, высокое общественное положение, а внутреннюю связь в супружеской жизни, основу счастья. 

Брачный возраст по православному закону считается для жениха - 16 лет, для невесты - 14 лет.

В наше время церковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов уже зарегистрировавших брак в загсе.

Торжественная церемония церковного бракосочетания состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. Прибывшие в назначенное время жених и невеста встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские ворота, трижды благославляет жениха и невесту, произнося: "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа", и вручает им в знак святости брака зажжённые свечи. На каждое благословение жених и невеста осеняют себя крестным знамением и принимают свечи. Свечи символизируют свет, тепло, радость встречи двух любящих людей, их чистоту и целомудрие. Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всей церемонии бракосочетания, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Согласно каноническим правилам, священнодействие начинается с чтения молитв о спасении жениха и невесты, о даровании им детей, о ниспослании совершенной любви, о благословении их в непорочную жизнь. После чтения молитв, священник берёт золотое кольцо со святого престола и произносит трижды: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты)", творя каждый раз крестное знамение над головой жениха, и надевает ему кольцо на безымянный палец правой руки. Затем берёт серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха)", - и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки. Кольца - знак вечности и непрерывности брачного союза - во время церемонии находятся на правой стороне святого престола: слева - золотое, справа - серебряное. Вслед за этим начинается церемония венчания. Жених и невеста, держа в руках зажжённые свечи, становятся на разостланный на полу белый или розовый плат (коврик) перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы, и подтверждают перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Священник спрашивает жениха: "Имеешь ли ты соизволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять в жены сию, которую перед собой видишь?" Жених отвечает: "Имею". Священник продолжает: "Не обещался ли иной невесте?" - "Не обещался". С теми же вопросами священник обращается и к невесте. После этого наступает главный момент Таинства Брака. После прочтения положенных молитв священник осеняет крестообразно венцами жениха и невесту, трижды возглашает:

"Господи Боже наш, славою и честию венчай их!" и трижды благославляет их. 


Эти слова и увенчание жениха и невесты преисполнены глубокой символики: провозглашается честь и слава человеку как царю творения, жених и невеста становятся друг для друга царем и царицей на всю последующую жизнь, многотрудную и полную искушений. Венчанием выражается также честь и слава мученических венцов, ибо путь к Царству Божиему - это страдание и распятие Христа. Отсюда исходит и третье значение венцов - они являются венцами Царства Божия.

После возложения венцов и чтения Евангелия приносится чаша с красным вином. Священник дает ее новобрачным, которые попеременно, сначала муж, а потом жена, отпивают по три маленьких глоточка. Общая чаша - это общая судьба, общие радость и горе, счастье и несчастье. По окончании церемонии священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и. покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх неё - своей рукой, ведёт их трижды вокруг аналоя. Круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для супругов. "Восприми венцы их в Царствии Твоем", - произносит священник, затем снимает венцы и подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют икону Спасителя и Божией Матери.

Оканчивается венчание целомудренным поцелуем новобрачных, свидетельствующим о святой и чистой любви друг к другу. После этого новобрачные, стоя на нижней ступени амвона, принимают поздравления присутствующих.  


.
Категория: Мои файлы | Добавил: Sxima
Просмотров: 6407 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [101]

Поиск

Наш опрос

Кого я больше всего люблю
Всего ответов: 1023

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0